Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нравственное развитие в дошкольном возрасте






В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период рас­ширяется и перестраивается система взаимоотношений ребен­ка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Напомним, что в раннем детстве ребенок освоил широкий круг предметных действий, «открыл» способы употребления пред­метов. Это «открытие» неизбежно привело его ко взрослому как к носителю общественного способа выполнения действий, как к образцу, с которым надо себя сравнивать. Ребенок присталь­но присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым стро­ится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общест­венным нормам и правилам поведения.

Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, вза­имоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.

Нравственное развитие дошкольника включает три взаимо­связанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, пред­ставлений, то есть когнитивной сфере, дети овладевают различ­ными сторонами общественного морального сознания, и преж­де всего пониманием моральных требований, критериев мораль­ной оценки. Ребенок учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев мо­ральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. В сфере морально ценных переживаний у ребенка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так, у ре­бенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения, например внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и ра­достям, а также переживание вины при нарушении норм.

Для всех нравственных норм характерно то, что они закреп­ляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «Нельзя обманывать взрос­лых», «Маленьких нельзя обижать» и т.д. То есть дети конста­тируют, что можно делать, а что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему норму необходимо соблюдать.

В дошкольном возрасте встречаются совершенно различные уровни такого понимания. Чем младше ребенок, тем чаще он объясняет необходимость выполнения нормы, ссылаясь на воз­можные последствия при ее соблюдении для себя или на требо­вания взрослых, например: «Надо говорить правду, а то узна­ют и накажут», «Надо делиться игрушками. А потом кто-ни­будь тебе тоже даст». В 5-7 лет ребенок понимает обществен­ный смысл нравственной нормы, осознает ее объективную не­обходимость для регуляции взаимоотношений между людьми.

Приведем рассуждения дошкольников на нравственные темы.

Вадим Ш. (5 лет 9 мес.): «Нельзя врать и сваливать на других. А то могли бы подумать на Лену. И ее наказали бы. А она не виновата».

Света С. (6 лет): «Маленьким надо помогать, а не обижать. Они слабее».

Вероника А. (6 лет): «Игрушками надо делиться с друзьями. Им же тоже хочется поиграть. А то никто дружить не будет».

Так для старшего дошкольника все большую роль начина­ют играть интересы, желания другого человека. Дети этого воз­раста употребляют в речи слова, обозначающие нравственные качества и их антиподы (добрый, драчун, жадина, честный, ябе­да и пр.), но связывают их с конкретной ситуацией из собствен­ного опыта, что объясняется конкретной образностью детско­го мышления.

Так, на вопрос «Кого можно назвать добрым?» Лена Г. (6 лет 2 мес.) ответила: «Добрый это тот. кто никого не обижает, кто делится игрушками. Я тоже вчера со Светой игрушкой поделилась».

Если дошкольник наглядно видит последствия соблюдения или нарушения нормы, то ему легче понять ее содержание и отне­сти к себе. Чем конкретнее норма, чем ближе она к собственному опыту ребенка, тем легче она осознается.

Не случайно одним из самых отрицательных качеств у до­школьника считается жадность, ведь главная причина конфлик­тов между детьми состоит в том, что каждый хочет получить привлекательный предмет. Если игрушка недоступна, то ребе­нок переживает сильные отрицательные эмоции. Ребенок не только узнает и понимает норму, но и относит ее к определен­ной категории: «хорошо» или «плохо». Он стремится дать ей оценку. В старшем дошкольном возрасте развитие моральных оценок неразрывно связано с тем, как взрослый оценивает по­ступки детей. Так, легче понимаются и оцениваются те качест­ва, которые взрослый чаще выделяет и оценивает. Старший дошкольник становится инициатором бесед с родителями и вос

питателями, тему которых можно обозначить так: «Что такое хо­рошо, что такое плохо». В доказательство приведем данные Р.Х.Шакурова.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.