Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия развития способностей в дошкольном возрасте






Каждый период детства создает особые благоприятные ус­ловия для проявления и развития способностей. Наиболее свое­образен в этом отношении дошкольный возраст, когда бурно развиваются все виды способностей. И все-таки существует оп­ределенная возрастная динамика в их проявлении. Наиболее рано обнаруживается художественная одаренность- сначала к музыке, затем к рисованию, позже к науке, причем раньше дру­гих проявляется одаренность к математике.

Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя дея­тельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его спо­собности. к.д. Ушинский писал: «Основной закон детской при­роды можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью». Дошкольника важно включить в раз­нообразные виды деятельности и, избегая ранней специализа­ции, позволить проявиться всем его задаткам и склонностям. Пусть малыш попробует себя во всех сферах деятельности. С этой целью создается предметная среда, малышу предоставля­ются всевозможные предметы: конструкторы, материалы, ка­рандаши, краски, бумага, ножницы, клей и пр.

Все дошкольники рисуют, поют, танцуют. Но почему же постепенно к концу младшего школьного возраста дети перестают этим заниматься? Одна из причин состоит в следующем. Всякая деятельность требует определенных технических умений и навы­ков, только тогда можно достичь оригинального результата, если освоил их. Дети, не владея соответствующими навыками и уме­ниями, видят низкое качество своей продукции и теряют интерес к деятельности.

Известный психолог Н.С.Лейтес указал на два важнейших свойства одаренного ребенка. Это - активность и саморегуля­ция. Малыш отличается неуемной работоспособностью, кото­рую взрослый должен не только поддержать, но и направить в соответствующее русло, развивая познавательные интересы и склонности. Любая деятельность требует умения ставить ее цели, регулировать и контролировать свое поведение, а также спо­собность к волевому усилию. Ребенок должен научиться дово­дить начатое дело до конца, достигать результата, несмотря на трудности. Важнейшее личностное качество, которое следует сформировать у малыша, - трудолюбие.

В общении с одаренными, способными детьми важна правиль­ная позиция взрослого. С одной стороны, взрослым зачастую не нравится обостренное любопытство детей, их стремление обсуж­дать «взрослые темы», критическое отношение к родителям и воспитателям, когда они не могут ответить на вопросы ребенка. А С другой стороны, одаренные дети требуют повышенного вни­мания взрослых, ведь они смотрят на них как на источник разно­образных знаний, эрудитов, которые знают ответы на все вопро­сы. И, наконец, с третьей стороны, именно взрослые формируют у ребенка оценку, отношение к своим способностям, к достигае­мым в деятельности результатам. Поэтому в общении с одарен­ным ребенком взрослому следует проявлять терпение к странным на его взгляд идеям малыша, проявлять сочувствие к неудачам, стараться отвечать на все его вопросы, предоставлять максималь­ную самостоятельность и возможность заниматься интересующим делом. И в то же время следует помнить, что одаренный ребенок все-таки характеризуется теми же возрастными показателями, что и обычный. Поэтому ему необходимо предоставить время для игры, дошкольных видов деятельности, помочь избежать преж­девременного одностороннего взросления.

Трудности у таких детей проявляются не только в отноше­ниях со взрослыми, но и в отношениях со сверстниками. Общение с ровесниками оказывается для них не всегда интересным, поскольку их умственное развитие значительно опережает разви­тие последних. Старшие же дети считают их маленькими. Взрос­лый должен найти для одаренного ребенка сверстника примерно такого же уровня психологического развития.

Трудности наблюдаются у одаренных детей и по отноше­нию к самим себе. Повышенная критичность приводит к повы­шенной тревожности и ранимости, к тому, что дети нередко не удовлетворяются результатами своей деятельности, остро пере­живают, если не удается решить проблему, найти однозначный ответ на возникший вопрос. И тогда ребенку надо помочь по­верить в себя, в свои силы, поддержать на трудном пути позна­ния. И в то же время важно научить дошкольника правильно и объективно оценить себя, полученный результат.

Литература

Белова Е., Ищепко И. Одаренный ребенок. Что могут сде­лать для него родители//Дошкольное воспитание. - 1992. -№7-8.-С. 26-31.

Генезис сенсорных способностей/Под ред. Л. А. Венгера. - М., 1976.

Гшьбух Ю.З., Гарнец О.Н., Коробко С.Л. Феномен умствен­ной одаренности//Воспросы психологии. -1990. - № 4. - С. 147-155.

Карпинская H.G. Развитие художественных способностей дошкольников в процессе игры-драматизации//Известия АПН РСФСР. - 1959. - Вып. 100. - С. 98-139.

Комарова Т. С. О развитии способностей к изобразительной деятельности/Дошкольное воспитание. -1990. - № 6. - С. 44-50.

Лейтес НС. Способность и одаренность в детские годы. -М., 1984.

Развитие познавательных способностей в процессе дошколь­ного воспитания//Под ред. Л.А.Венгера. - М., 1986.

Тарасова К. Онтогенез музыкальных способностей. - М., 1988.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.