Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Научные основаниясоциальной работы
Теоретическая база знаний в социальной работе — это сплав того, что на работано непосредственно в данной области, и того, что позаимствовано и: других дисциплин. Многое социальная работа взяла из философии, этики юриспруденции, социологии, психологии. Понятия о поведении индивидов социальных группах, моделях семьи, власти и авторитете, соседстве и общин ной жизни, социализации и субкультурах, стратификации и социальном рас слоении, поведении сложных структур и разнообразии культурных систе\ социальные работники позаимствовали из социологии. Но методика практи ческой работы с клиентами и группами формировалась в решающей степей под влиянием психологии и медицины. В начале XIX в., когда социальная работа еще только становилась на ноги наблюдался перекос в сторону увлечения психологией и микроанализом. Од нако после второй мировой войны возросло влияние социологии и макро-анализа. В целом психоанализ, психиатрия и психология оказались основ ным источником понятий и взглядов для практики социальной работы, след ствием чего стала господствующая по сей день ориентация на индивида Пересечение социальной работы с антропологией, экономической и поли тической науками пока еще ограничено. Разработка теоретических основ зарождающейся науки связана с именем М. Ричмонд и всей американской школы социальной работы. Ее работы «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях» (1899) и «Социальный диагноз» (1917) заложили основы теории социальной работы, научных методов и важнейших категорий. У заимствования (а заимствование — удел всех молодых дисциплин) есть негативные моменты: невнимательное или непоследовательное перенесение материала, отсутствие апробации и адаптации, неверное использование, искажение. Особенно серьезной проблемой междисциплинарного синтеза является тенденция наделять заимствованные открытия и выводы большей категоричностью, чем та, что присуща исходной дисциплине. Еще одна проблема — разрыв во времени между открытием теории или технологии и ее использованием (или адаптацией) на практике. Сегодня растет понимание того, что социальная работа должна быть научно обоснованной. Повышается престиж научных исследований в профессии, проводятся специальные конференции, обсуждающие то, как эффективно результаты научных исследований используются на практике. Издаются несколько научных журналов: Social Work Research and Abstracts, Journal of Social Serves Research, The British Journal of Social Work, Community Development Journal, Social Policy, Sociology, Social Policy and Social Work и др. Возрос удельный вес эмпирических научных статей в журналах по общим вопросам социальной работы, продолжает расти число ученых с докторскими степенями. По последним данным, на половине факультетов в высших школах социальной работы заняты доктора наук (правда не всегда по данной специальности), их удельный вес неуклонно возрастает. Хотя наличие докторской степени отнюдь не равнозначно наличию интереса к исследовательской работе и компетенции, но от преподавателей со степенями можно ожидать большей склонности к исследованиям, более высокой квалификации и более широкого использования научных данных в преподавании. Наконец, проявляя избирательность при подборе кадров, администрация и у других преподавателей создает мотивацию на участие в научно-преподавательской работе и получение докторской степени. Все это ведет к тому, что в исследованиях по социальной работе доминируют академические ученые. Проанализировав содержание статей в журналах по социальной работе, Р. Гриннелл и М. Ройер обнаружили постоянный рост числа статей исследовательского характера, публикуемых учеными-теоретиками —им принадлежало более трех четвертей статей в недавно основанных научных журналах. Изучение материалов, прореферированных журналом «Social Work Research and Abstracts» в 1980—1982 гг., показало, что 80% авторов были сотрудниками академических институтов. Результаты этого анализа совпадают с результатами изучения авторства научных статей в шести ведущих журналах по проблемам социальной работы. В 1980 г. Д. Фэншел в обзоре дискуссий на конференции по перспективам научных исследований в области социальной работы указывает на неоднократные упоминания о том, что «снижается значение исследований, проводимых на базе агентств» в пользу работ, проводящихся при «спонсорстве университетов и правительств». Формирование академической инфраструктуры как центра притяжения интересов является следствием роста качества в системе обучения специалистов. Это открывает возможности для нового типа партнерства между выс- шей школой, которая может предоставлять экспертные и исследовательски* услуги, и агентствами, в поле зрения которых находятся клиенты, практик; и интересная тематика для исследований. Практикам или лицам, ответственным за принятие решений, нет надоб ности рыться в научных докладах, чтобы применить на практике результать научных исследований. Прикладные исследования находятся еще в зачаточ ной стадии развития. Недостаточно тиражируются и испытываются лучиш типовые проекты и методики. Не всегда понятно, как их согласовать или ка] в них применять результаты научных исследований. В тех случаях, когда со здатели модели сами дают ей оценку, возникают подозрения в необъектив ности. Не ясно также и то, чем отличается использование научной продук ции и использование моделей услуг. Хотя в применении к этим моделям во шел в моду термин «продукция», позаимствованный из технического словаря эта продукция состоит не из приборов, к которым приложена ясная и исчер пывающая инструкция по применению. Здесь продукция представляет на бор сложных, часто несовершенных и чрезмерно обобщенных советов дл: практиков, пользование которыми требует дополнительной подготовки, от каза от привычных методов работы и устоявшихся взглядов, поэтому ohi часто непонятны рядовым работникам агентств. В отличие от технически приборов, модели социальной работы легко разбираются на части потреби телями, которые используют одни элементы, видоизменяют другие и отбра сывают третьи. Таким образом распространение «передового опыта», тира жирование методик становится бессмысленным: даже адаптированные i испытанные модели теперь не гарантируют эффективность. Фактически не гарантий, что модель вообще может быть использована. Работая с клиентами, социальный работник неизбежно вмешивается в и жизнь. Привнесенные изменения иногда могут быть: а) чрезмерными; б) тра гическими; в) необратимыми. Мера допустимого вмешательства отрабатыва ется в специальных экспериментах: наблюдая за поведением объекта до, период и после вмешательства, социальный работник собирает информации которая используется для получения картины изменений в различные отрезю времени. Эта картина позволяет установить, связаны ли изменения в поведе нии объекта с использованием определенной формы вмешательства. Пути различных манипуляций (например, прекращение вмешательства, примене ние его в разное время и с разными клиентами) можно достичь высокой сте пени учета внешних факторов, способных повлиять на изменения. Данные эк спериментальной и контрольной групп сравниваются. Чтобы упростить чрез мерно громоздкую процедуру, идут на всевозможные упрощения. Одно и них — замена полномасштабного наблюдения различного рода самоотчетам клиента, данными контрольных и измерительных методов. Подобные мето дики используются все шире, но публикаций по этому вопросу еще очень малс Потребители научной продукции — студенты, практики, менеджеры — ча сто не в силах освоить усложненные методы научного анализа. Как следствие они не имеют собственного суждения о результатах исследования и вынуж дены доверять выводам ученых. Научные работники, пользуясь этими ме тодами, не понимают их математической основы, не знают их скрытых не достатков и слабостей. Измерения, поставляющие первичный материал дл анализа, могут быть недостаточно тонкими для проведения точных статис тических операций. Проблема применения научной продукции давно вызывает озабоченность. Как показали специальные обследования, среди практиков весьма невысоко мнение о такой науке, которая не занимается фундаментальными вопросами, а представляет собой свод рецептов и инструкций. В большинстве случаев используются знания, исходящие от начальников или почерпнутые из жизненного опыта, научные статьи практические работники читают редко. При подготовке диссертационной работы, которая предполагает проведение эмпирического исследования, авторы зачастую увлекаются абстрактной тематикой и наукообразным языком. Все это мало связано с их повседневной работой. Кроме того с немалым трудом дается диссертантам искусство научного общения и техника выражения своих мыслей. Похоже, что такого рада проблемы характерны не только для социальной работы. Теоретическое знание. В то время как зарубежные специалисты основной акцент переносят на практическую часть социальной работы, отечественные преувеличивают значимость теоретического знания. Они владеют очень зрелым слоем теоретического знания, списанным ими отовсюду — из социальной философии, общей социологии и психологии, антропологии и др. Так, например, неотъемлемыми компонентами социальной работы российские ученые называют закономерности, принципы, категории. В этот абстрактный список входят: взаимосвязь социальных процессов в обществе, социальной политики и социальной работы; обусловленность содержания, форм и методов социальной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности различных групп, общностей, индивидов; решение социальных проблем через личностные потребности и интересы клиентов; зависимость результативности социальной работы от профессионализма и нравственных качеств специалистов, возможностей социальной системы государства и общества. Полагая социальную работууниверсальным видом деятельности, связанным с комплексом других наук, они выделяют здесь целую группу общих принципов: общефилософские принципы (детерминизма, отражения, развития); общие принципы социальных (общественных) наук (историзма, социальной обусловленности, социальной значимости); специфические принципы социальной работы. В число содержательных принципов социальной работы включают: гуманизм, справедливость, альтруизм, гармонизация общественных, групповых и личных интересов, самообеспечение. К разряду психолого-педагогических — модальность, эмпатию (сочувствование), аттракцию (привлекательность), доверие1'. Другие специалисты'2, также завышая теоретический уровень социальной науки, выделяют в ней три группы категорий: 1. Категории не специфичные для социальной работы, поскольку они были использованы и лучше разработаны в других науках: социализация, социальная справедливость, социальная стабильность, личность, социальные отношения и взаимодействие, социальный статус и др. Павленок П.Д. Социальная работа как научная и учебная дисциплина // Социологические исследования. 2000. № 9. С. 119-122. Кайгородова Л.А., Фадеев Ю.В., Дуброва О.А. Теория социальной работы. Учебное пособие для студентов заочного отделения факультета социальной работы // https://home.novoch.ru/~azazel/texts/ teory/teory.html 2. Категории, в первую очередь относящиеся к социальной работе и лишь во вторую очередь — другим наукам, которые берут их «напрокат»: психосоциальная работа, социальная реабилитация и т.д. 3. Категории, относящиеся собственно к социальной работе и редко использующиеся в других науках: благотворительность, социальное обеспечение и т.д. При этом они понимают теорию социальной работы13 как науку о закономерностях и принципах функционирования и развития конкретных социальных процессов, их динамики под влиянием психолого-педагогических управленческих факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе. А социального работника называют социономом. Приравнивание социальной работы, которая является преимущественно прикладной дисциплиной, к фундаментальному знанию чревато множеством негативным последствий. Среди них два главных: 1) отрыв от реальной жизни и актуальных проблем общества; 2) научный эклектизм14, искусственное раздувание числа философских категорий, усложнение простых и очевидных вещей. «Среди основных претензий, которые зачастую предъявляют к социальной работе — это якобы присущие последней теоретическая эклектика и методологическая всеядность»15, — сетуютпо этому поводу новосибирские ученые. Но ведь в российских статьях и монографиях по социальной работе действительно присутствуют переизбыток эклектики и теоретическая неразбериха. Возможно, на гипертрофирование теоретических знаний повлияла прежняя специализация старшего поколения преподавателей в научном коммунизме, историческом материализме, марксистской философии. Не меньшую роль сыграло и то обстоятельство, что социальная работа как практика в нашей стране еще только формируется. Не ясно, какие именно социальные технологии, инструменты и программы наиболее эффективны в России, в условиях выхода модернизирующегося общества из глубокого кризиса. Отчасти поэтому набор методов, которым обучают социальных работников, мало отличается от того, чему традиционно обучают социологов: наблюдение, социометрический метод, игровые методы, эксперимент, метод экспертных оценок. Студенты разрабатывают анкеты, кодификаторы открытых и полуоткрытых вопросов, бланки контент-анализа документов, карточки наблюдения и другие документы (инструментарий), позволяющие практически использовать тот или иной метод получения искомой информации.
|