Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модели обучения социальных работников
Обучение работников социальных служб отражает специфику национальных систем образования, которые в разных странах могут сильно отличаться друг от друга. В деле обучения социальных работников нет единого, универсального образца. Даже в пределах одной и той же страны различные модели обучения мирно уживаются между собой. Условно их можно подразделить на университетские и неуниверситетские. Так, в Японии существует достаточно широкий выбор программ: 2 года обучения в местном колледже, 4 года студенческих занятий в колледже или в университете (самый распространенный вариант) и 2 года аспирантуры в университете с получением степени магистра. Два университета предлагают докторантуру. В Индонезии, которая унаследовала голландскую модель неуниверситетских школ социальной работы, предусматриваются самые различные уровни обучения — от курсов среднего образования до университетских и неуниверситетских программ для студентов. До недавнего времени школы социальной работы в континентальной Европе действовали как частные учебные заведения под опекой правительственных, религиозных, светских, политических организаций. Это и сегодня наиболее распространенная модель в Австрии, Бельгии, Дании, Франции, Греции, Италии, Нидерландах, Норвегии, Португалии и Швейцарии. Хотя школы социальной работы существуют здесь в рамках систем высшего образования и зачастую предъявляют те же требования к приему, что и университеты, их нельзя равнять с университетами. Программы обучения, продолжительностью обычно в 3-4 года, рассматриваются как техническая или специализированная профессиональная подготовка. Выпускник получает диплом или степень социального работника. Нет единого образца и в Соединенном Королевстве: обучение предусмотрено в университетах, политехникумах, колледжах с продвинутым образованием. Современные программы предусматривают 4-годичные курсы на звание бакалавра, 1-годичную аспирантуру, 2-годичные курсы для выпускников, 2-годичные курсы для незакончивших полный курс университета и для них же 3-годичные курсы. Выпускники подобных курсов получают квалификационные степени, дипломы и сертификаты. В Мексике более 100 школ социальной работы, но лишь 20 после 4—5 лет университетского обучения дают квалификацию «лиценсиадо». Большинство программ предусматривают трехгодичную техническую подготовку в школах неуниверситетского типа после получения среднего образования. По окончании присваивается квалификация, которую можно перевести как «технический работник». В США профессиональная аттестация происходит на трех уровнях. Степень бакалавра — первая профессиональная ступень. Она присваивается по окончании 4 лет обучения. Степень магистра присваивается еще через 2 года обу- чения в специализированной школе социальной работы, но достижима и пос-ле более короткого обучения для студентов, уже обладающих степенью бакалавра в области социальной работы. На докторскую степень требуется два года подготовки после степени магистра. К тому же по различным специализациям существуют «продвинутые» курсы, успешно закончившие курсы получают свидетельство. Кроме того, в местных колледжах действуют двухгодичные программы подготовки работников технического (вспомогательного) персонала. Важную организаторскую роль в деле обучения играет Международная ассоциация школ социальной работы, созданная в 20-е гг. Одной из ее функций является экспертное оценивание национальны? программ обучения социальной работе, созданный при ней комитет школ социальной работы тесно сотрудничает с ООН и Международной организацией труда, которая имеет в Женеве справочно-информационный центр, хранящие всю документацию, касающуюся обучения социальной работе. До середины 1960-х гг. моду в области образования прямо или косвеннс (через ООН) определяли США и Англия. Правительства других стран, желая получить все самое передовое, не только приветствовали, но и настаивали на использовании западных специалистов и советников. По их мнению самые лучшие специалисты прибывали с Запада, особенно из США. Для тоге чтобы открыть школы социальной работы в развивающемся мире, приглашали десятки американских, британских и канадских специалистов. Расширялось и обратное движение. Стипендии и стажировки привлеюп в США, Англию и Канаду людей со всего мира. Это способствовало интернационализации профессии и распространению единых стандартов в преподавании. Одновременно укрепилось влияние Запада в развивающемся мире Сегодня в США более 400 университетов и колледжей предлагают программы по социальной работе, тысячи общественных и частных здравоохранительных и попечительских организаций тратят миллиарды долларов дл> найма профессиональных социальных работников. В большинстве штато! приняты законы, регулирующие практику социальной работы, — ей прида? статус сферы гражданского обслуживания, работников регистрируют, им выдают удостоверение или разрешение (лицензирование). Несколько штато! наделили социальных работников правами торговцев, а страховые компанш рассматривают их как квалифицированных поставщиков услуг. Многие федеральные организации, такие как Управление по делам детей, молодежи v семьи, Национальный Институт психотерапии, в своих договорных и дотационных документах признают социальную работу профессией. Растет число корпораций, нанимающих социальных работников для оказания услуг i рамках социальных программ. Хотя необходимость профессиональной подготовки и официальных документов, удостоверяющих наличие знаний, признаны всеми, большинстве из тех, кто сегодня оказывает социальные услуги населению, не являются социальными работниками в строгом смысле. Они не обучались в профессиональной школе и не входят в НАРСО — ведущую профессиональную лигу США. Это специалисты начальных уровней, их готовили к оказанию непосредственных услуг индивидам, семьям и группам. Специалисты же продвинутого уровня оказывают услуги в опосредованной форме — это может быть административная деятельность, исследовательская работа и разработка политики социальной работы. Таким образом, специалист продвинутого уровня должен обладать как глубиной, так к широтой мышления, а не только узко техническими навыками и умениями. Всего в НАРСО состоят около 100 тыс. человек. Из них 91 тыс. — магистры, а остальные — ассоциированные члены (не имеющие профессиональной подготовки) и бакалавры социальной работы. В Академии дипломированных работников социального обеспечения (АДРСО) состоит 52, 6 тыс. человек. По данным НАРСО, около 200 тыс. американцев получили звание социального работника. Кроме них есть еще 460 тыс. тех, кого называют социальными работниками, исключая вспомогательный персонал и администраторов. Проведенное НАРСО в 1982 г. обследование выявило ряд изменений, произошедших с момента последнего обследования 1972 г. Во-первых, снизилась занятость в общественном секторе и увеличилась в частных агентствах, ориентированных на получение прибыли. Возросло число частных практикующих лиц. Число членов НАРСО, занятых в общественном секторе, снизилось с 56% в 1972 г. до 46% в 1982 г.; частная практика расширилась с 3, 3 до 12%. Численность занятых в частных агентствах, не ориентированных на прибыль, осталась прежней — 42%. Большинство обследованных (63, 7%) занято непосредственным предоставлением услуг, 20% трудятся управляющими и администраторами, 7, 2% — контролерами, 5, 6% — педагогами и воспитателями. В 1970-х гг. НАРСО приняла шестиуровневую шкалу профессиональной квалификации. Она включает как допрофессиональный, так и профессиональный уровни и основывается на непрерывной системе обучения. Известно, что некоторые задачи, выполняемые социальными работниками, не требуют высшего образования, а для других необходимо не только высшее образование, но и докторантская подготовка. Шкала включает два класса допрофессионального уровня: помощник в области социальной работы (диплом высшей школы) и специалист системы социального обслуживания (соответствует степени в области гуманитарных наук или студенту, специализирующемуся в социальных услугах по программе бакалавра). На профессиональном уровне приняты 4 класса: социальный работник со степенью бакалавра; социальный работник со степенью магистра; дипломированный социальный работник, закончивший академию (доктор социальной работы); действительный социальный работник (докторская степень плюс продвинутый уровень практики). Теоретически каждому уровню соответствуют определенные обязанности, усложняющиеся по мере продвижения по служебной лестнице. На практике же границы квалификации не четкие. Известны случаи, когда и без профессионального образования люди делали прекрасную карьеру и даже руководили целыми агентствами. Тем не менее, большинство контролирующих и административных должностей требуют степени магистра социальной работы. Она нужна и для большинства должностей по психотерапии. Докторантская подготовка требуется для преподавания, административной и научно-исследовательской деятельности. До 1974 г. первой профессиональной степенью в социальной работе считалась степень магистра. В 1970 г. было решено, что бакалавр может стать пол -ноправным членом НАРСО. В то же время споры о целесообразности присуждения бакалаврам профессионального статуса продолжаются. Центральным является вопрос о том, соответствует ли характер подготовки студента последнего курса требованиям, а равно и привилегиям, предоставляемым профессиональным статусом. Несмотря на непрекращающиеся споры, число бакалаврских программ возросло до 350 в 1985 г. Их авторитет довольно высок. В 1982 г. 45% из 17, 3 тыс. окончивших программу магистерской подготовки имели степень бакалавра. Растет также число магистерских программ, к началу 1980-х гг. их было 87. Число докторских программ возросло до 50 в 1983 г. Специалистов по прежнему тревожит вопрос: сохраняется ли высокое качество подготовки, несмотря на уменьшение средств, выделяемых на образование в сфере социальной работы? Сокращение финансовой помощи учащимся осложняет задачу подбора профессорско-преподавательского состава. Факультеты пошли на ряд нововведений, предлагая программы для обучения без отрыва от работы по выходным и вечерам вне стен университета. Соответственно число студентов-вечерников и заочников в программах бакалавра и магистра значительно возросло, что вызвало опасность ухудшения качества подготовки. Однако предварительная информация убеждает, что студенты, обучающиеся по программе магистра для вечерников и заочников, показали лучшие результаты, чем студенты-очники. Независимо от формы обучения учебные программы составляются по уровням квалификации (бакалавр, магистр, доктор) и по специальностям (методика практической работы, обсуживаемые группы населения, области практики и т.п.) Таким образом, в США насчитывается более 350 бакалаврских, 90 магистерских и 50 докторских программ образования. Кроме них существует множество курсов повышения квалификации для работников всех степеней и уровней. Сформировалась непрерывная система образования, которая необходима потому, что наука выбрасывает на рынок все новые и новые идеи, модели, технологии, лекарства, аппаратуру, информацию. Непрерывное обучение включает в себя университетские курсы после получения степени, программы подготовки штатных сотрудников и повышения квалификации на курсах по месту работы, самообразование, консультации сотрудников с одинаковым уровнем подготовки, контроль. Программы непрерывного обучения реализуются, как правило, при помощи краткосрочных курсов, мастер-классов, а также на симпозиумах или конференциях. Подготовка по месту работы предполагает ознакомление с новыми достижениями фундаментальной и практической науки, выполнение самостоятельной работы и ее защиту перед экспертным жюри, а также ряд практических тренингов. Система профессиональной подготовки подразумевает пять учебных курсов: поведение человека и социальная среда, политика социального обеспечения и службы социальной помощи, практика социальной работы, научно-исследовательская деятельность, полевая практика. Высшему образованию сегодня угрожают: снижение числа бакалавров и магистров, уменьшение приема новых членов, занижение стандартов при наборе, бюджетные сокращения ассигнований на образование в социальной работе, расширение бакалаврских и докторских программ при необеспеченности их необходимыми ресурсами. Несмотря на это за последние годы образование в системе социальной работы добилось впечатляющих успехов. Большее число преподавателей теперь занято научной деятельностью и приростом знаний. Учебный план на всех уровнях включает материал из биологии, психологии и социологии, который отбирается тщательнее, чем раньше. Общая тенденция — расширение программ с двумя ступенями, которые объединяют усилия факультетов социальной работы и юриспруденции, архитектуры, коммерции, образования, здравоохранения, богословия, коммунального хозяйства, общественного управления, медицины и др. Все чаще факультеты социальной работы принимают преподавателей с докторской степенью и ужесточают требования к ним, выдвигая в качестве необходимого условия введение научной работы и публикацию материалов. Подобные достижения необходимы если человек хочет занять высокую должность и продвинуться по службе. Объем научных работ и публикаций учитывается и при аттестации профессорско-преподавательского состава.
|