Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологическое образование, просвещение и воспитание






В Омской области сформирована и функционирует система всеобщего непрерывного и ком­плексного -экологического воспитания и образования населения, охватывающая весь процесс дошкольно­го и школьного образования и воспитания, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, послевузовское образование.

Ключевой проблемой системы непрерывного экологического образования является профессио­нальная подготовка преподавателей.

При подготовке педагогов-экологов выделяют проблемы:

• отставание содержания экологического образования от современного состояния науки экологии и практики;

• неадекватная оценка (завышенная) учителем своих профессиональных навыков;

• слабая разработанность методики эколого-педагогической подготовки учителей;

• отсутствие мотивации переподготовки педагогов со стороны управленческих структур;

• слабая обеспеченность специалистов отечественной учебно-методической литературой по вопросам экологии и др.

В общеобразовательных школах идет процесс внедрения региональной программы непрерывно­го экологического образования «Экология и охрана природы». Программа опирается на интеграцию общего и экологического образования, несет черты региональности.

Большую популярность и эффективность приобрели формы внеучебного дополнительного (аль­тернативные формы) образования: экологические лагеря, экспедиции, диспуты, круглые столы, деловые игры и т. д. Альтернативные формы обучения, включающие организацию научно-исследовательской дея­тельности учащихся по изучению экологической ситуации в регионе, экологизация естественных науч­ных дисциплин, рациональное использование природных ресурсов, бережное отношение к природе и т. д. Итоги такой работы подводятся на НОУ «Поиск».

С большим энтузиазмом работают ДЮЭЦ; ОблСЮН; биологические отделы при дворцах твор­чества, эколого-биологический Центр с мини-зоопарком в центре города. Детский эколого-эстетический центр (г.Исилькуль), «Общество охраны природы Сибири», Экологический клуб «Экое», Омская регио­нальная общественная организация «Мир приключений», «Клуб путешественников», Дом творчества де­тей и юношества (п. Любино) и др.

На ГорСЮН в настоящее время организован общеобразовательный процесс по 50 направлениям в 250 кружках, в которых занимается 2500 детей. Основная задача ГорСЮН - развитие творческого по­тенциала ребенка, воспитание бережного отношения ко всему живому. Кружковая работа с детьми про­водится и в школах города № 4, 38, 40, 73, 99, 138, 142 и др., гимназиях 66, 137. В 1996 г. открыт эколо­гический отдел на станции, дети изучают и применяют на практике «Экологическое право», «Экологию человека», «Экспериментальную экологию», «Устойчивое развитие Омской области» и т.д. Директор ГорСЮН - Станковский А.П.

На станции работают общественные организации:

• ОО Детско-юношеский «Экологический центр»;

• 00 «Общество охраны природы Сибири»;

• 00 Клуб кактусоводов «Ацтекиум»;

• 00 Клуб юных краеведов «Поиск»;

• 00 Экологический клуб «Экое»;

• 00 Клуб цвето одев.

Ежегодно 1 500 юных исследователей природы ОблСЮН (директор Филипова В.С.) расширяют и углубляют свои знания по биологии, растениеводству, животноводству, экологии. Площадь учебно-опытного участка 8 га, на полях дети выращивают 300 видов цветочно-декоративных, лекарственных, древесно-кустарниковых растений.

Есть на станциях помещения для содержания животных - это различные породы и виды попуга­ев, кур, гусей, уток, кроликов, морских свинок, крыс, аквариумных рыб, черепах, а также фазан, горлица и т.д. Коллекцию зимнего сада ОблСЮН и теплицы ГорСЮН составляют свыше 500 видов экзотических растений - представителей различных континентов мира.

Главной особенностью учреждений дополнительного образования эколого-биологического про­филя является их гармоничное вхождение в созданную в регионе программу непрерывного экологиче­ского воспитания детей. В образовательные программы введен региональный компонент - экология. Ряд программ - авторские. Одним из приоритетов станции является опытническая, исследовательская дея-


Окружающая природная среда Омской областр

Научно - исследовательская и опытническая деятельность способствует развитию познаватель­ной активности детей, предусматривает решение детьми творческих, исследовательских задач: постанов­ка проблемы, " ознакомление с литературой по данной теме, овладение методикой исследований, сбор соб­ственного материала, его анализ, обобщение, выводы. Инновацией является создание экспериментальных площадок на базе вузов и НИИ.

Проблемам экологии посвящены организационно-массовые мероприятия: экологическая неделя «День защиты животных», «День Земли», операция «Птицеград», эколого-патриотическая акция «Дерево жизни», конкурс рисунков и плакатов в защиту природы, собирают корм для птиц, развешивают сквореч­ники и кормушки, заложен парк на территории ОблСЮН.

Традиционными стали областные экологические фестивали-конкурсы: «Белая береза» и «Красота спасет мир», «Цветочная мозаика», фотоконкурс «Охрана Окружающей среды и человек», конкурс «День птиц», смотр-конкурс экологических дружин, школьных лесничеств, «ТОШ года», учебно-опытнических участков. Организуют и проводят семинары и консультации для педагогов школ и УДО области.

Жители г.Омска и области посещают тематические выставки о природе в Омском областном го­сударственном историко-краеведческом музее и музее изобразительных искусств. В историко-краеведческом музее разработаны экскурсии: «Лесная прогулка», «По рекам и озерам», «Природа нашего края», Отделом природы совместно с кафедрой экологии ОмГПУ, Государственной лесной службой раз­работана прекрасная картотека на памятники природы и заказники Омской области (62 карточки).

Ни одно крупное мероприятие в г.Омске не обходится без участия Комитета природных ресурсов по Омской области. Люди понимают свою ответственность перед будущим, и задача состоит в том, что­бы выполнялись конкретные дела.

Анализ работы библиотек в Омской области

В Омской области идет процесс становления библиотек как информационно-культурных центров в системе формирования экологической культуры и профессионального комплексного экологического образования и просвещения населения.

Библиотеки в г.Омске и области образуют густую сеть, обладают мощным информационным по­тенциалом. Задача - создание информационной базы по научным вопросам, экологич ским проблемам, формирование различных фондов с необходимой литературой и периодикой; поиск те: нологий справоч-но - библиографической работы и инновационных методов экологического просвещени г всех слоев насе­ления; повышение экологической культуры самих библиотечных работников.

Библиотеками накоплен большой опыт в различных направлениях экологичесь > го просвещения. В библиотеке им. К. Маркса ЦСМБ г.Омска экологическая программа оформлена в в не плана работы «Ладонью прикрой Землю» с перечнем тематических мероприятий, форм и календарных сроков их про­ведения. Цель программы - пробудить общественное участие и внимание к конкретным проблемам эко­логической среды города, экологическое образование пользователей.

Городская библиотека им. К. Маркса ЦСМБ г. Омска - участница I и II Всероссийского смотра-конкурса работы библиотек по экологическому просвещению населения, награждена Дипломом Участ­ника Всероссийского смотра-конкурса 1995/1996 гг. и Дипломом Участника Всероссийского смотра-конкурса 1997/1998 гг. и наборами-экологической литературы. Мероприятия библиотеки финансирова­лись из внебюджетного экологического фонда. На сегодняшний день эти фонды ликвидированы. Финан­сирование библиотек возможно за счет средств областного бюджета Администрации Омской области по смете расходов на финансирование экологических и природоохранных мероприятий

По итогам Всероссийского смотра-конкурса работы библиотек по экологическому просвещению населения 2000-2001 г. по Омской области лауреатами стали: - Омская государственная областная науч­ная библиотека им. А.С. Пушкина; - Библиотека им. К. Маркса - филиал ЦГБ им. В.И. Ленина г. Омска; и Дипломантами по Омской области - Горячеключевский сельский филиал ЦРБ - Экологический центр, п. Горячий Ключ.

Профессиональная экологическая подготовка руководителей, специалистов, граждан

Программы профессиональной экологической подготовки руководителей, специалистов, граж­дан в региональном Центре повышения квалификации при СибАДИ охватывают самые различные облас­ти экологических знаний. Занятия проводили специалисты КПР по Омской области и других контроли­рующих организаций, всего в 2002 г. обучено 63 человека. Перспективным направлением развития под­готовки организаторов экологического образования может стать интеграция отечественного и зарубеж­ного опыта. Все эти проблемы решаются при эколого-педагогической подготовке учителей в ИПКРО.


Таблица 6.12.1

Экологическое просвещение, образование, воспитание в 2002 г.

 

Наименование мероприятия Кол-во человек Ответственные за проведение '.
Курсы «Университет экологических знаний»   Детский ЭкоЦентр, Государственный педагогиче­ский университет, КПР по Омской области
Курсы повышен я квалификации пе­дагогических кадров   ОблСЮН, ИПКРО, КПР по'Омской области
Послевузовское экологическое образ-е   СибАДИ
Учебные семинг ты для специалистов КПР п > Омской 1 Зласти 50 и 40 Комитет природных ресурсов по Омской области

Лагеря и экологические экспедиции, осуществленные в 2002 г.


Таблица 6.12.2


 

Дата Нг< именование мероприятия Кол-во человек Ответственные
05-31.06 Экол< гический лагерь «Зеленый росток»   ЭкоЦентр, ОО Экологический Центр, Дом ученых, КПР по Омской области
22.05-24.05 «Эколого-туристический слет учащихся Кормиловского рай­она»   РОНО Кормиловского района.
05-12.07 Экологическая экспедиция в па­мятник природы «Сад им. Комис­сарова», совхоз «Любинский»   ЭкоЦентр, ОО Экологический Центр, Дом ученых, КПР по Омской области
02.08-20.08. Экологический экспедиция в «Реликтовую лесостепь» - памят­ник природы   ЭкоЦентр, ОО Экологический Центр, Дом ученых, ОО Эколого-эстетический Центр г.Исилькуль, КПР по Омской об­ласти
05.-06. Профильный экологический ла­герь: Планета «Эндемик»   ЭкоЦентр, ОО Экологический Центр, Дом ученых

Общероссийские Дни Защиты от экологической опасности

В провес нци общероссийских Дней защиты от экологической опасности в 2002г., проходивших под девизом «Экология-Безопасность-Жизнь», приняли участие государственные природоохранные ор­ганы и общественные организации.

Ежегодно в Дни зашиты в районах области проводятся выставки экологического плаката, картин, поделок из природного материала.

Таблица 6.12.3 Акции, проведенные в Дни Защиты от экологической опасности

 

Дата Наименование мероприятия Кол-во чел. Ответственные
07-12.04. «День Птиц» - праздник   ОО Детский ЭкоЦентр
15.04. Днь экологических знаний   ОО Детский ЭкоЦентр
15-22.04 Открытке регионального экологического фести­валя Детско-юношеского творчества «Белая бе­реза» в КДЦ ОмГАУ: в том числе:   Управление образования Адми­нистрации Омской области, КПР по Омской области, Коми­тет по молодежной политике и туризму Администрации Ом­ской области
15.04.. Международный марш парков .50 Администрация Омской облас­ти, ОмГАУ, ОО Детский Эко­Центр, ОО ДЮЭЦ
14.04. Фотоконкурс «Отражение»   ОО ДЮЭЦ, КПР по Омской области
16-1704. Театральный конкурс «Экоша»   ООДЮЭЦ
17.04. Конкурс видеофильмов»Мир глазами экологов»   ОО ЭкоЦентр

Окружающая природная среда Омской облает

 

17.04. Научно-практическая конференция «Сохранение природного и культурного наследия   Шк. 62
19.04. Декоративно-прикладное творчество» Улыбка природы»   ОО ЭкоЦентр
15-22.04 Прошли «Дни экологических знаний» в школах, СПОУ, вузах, на предприятиях и в организациях   Главное управ гни образова­ния Адмигист тип г. Омска, школы' города, СПОУ, Вузы, КПР по Омской области.
22.04. Всемирный День Земли; Акция по благоустройству Парка Победы   ОО ЭкоЦентр
26.04. День жертв рад. Аварий и катастроф    
27.04-18.09. Работа по программе «Мой подъезд»   Микроучастки экологических дружин
06.05. Форум представителей ветеранов ВОВ и моло­дежи «Связь поколений».   ОРО «Идущие вместе»
10.05.-19.05. Выставка кактусов и др. суккулентных растений 70-90 чел. В день 000»Экоцентр»
13.05. Защита экологических проектов «Я и мой го­род»   ЦДО «Эврика», КПР по Омско обл.
18.05. Защита экологических проектов в рамках интел­лектуальной игры»Шестой круг».   ЦДО «Эврика», КПР по Омско! обл.
18.05... Открытие летнего сезона детского зоопарка.   ОО ЭкоЦентр
19.05. Открытая интеллектуальная игра «Волшебный мир природы»   ЦДО «Эврика, КПР по Омско обл.
24.05-26.05 Научно-практическая конференция.посвященная Дням защиты от экологической опасности в 2002г.   КПР по Омской обл.
27.05.-31.05 Просмотр членами Экспертного Совета малых экологических проектов (фантов). Принято 44 заявки.   КПР по Омской обл.
28.05. Заседание в мэрии г.Омска Комиссии по прове­дению операции «Чистый воздух» с 1-30 июня по комплексному плану проведения операции по снижению загрязнения атмосферы вредными выбросами автотранспорта.   Оргкомитет по проведению операции чистый воздух.
01.06. Международный День защиты детей, пресс-конференция, круглый стол.   ЭкоЦентр, ДЮЭЦ
05.06. Всемирный день окружающей среды: праздник для учащихся   ОО ЭкоЦентр, КПР по Омской области
05.06. Слет юных экологов   ОблСЮН, КПР по Омской об­ласти, школы области





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.