Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Внимание. Восприятие -целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств






    Восприятие

    Восприятие - целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.

    Восприятие субъективно - одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, в зависимости от интересов, способностей, потребностей. Зависимость восприятия от прошлого опыта, индивидуальных особенностей человека называется апперцепцией.

    Свойства восприятия:

    1. Целостность - внутренняя органическая взаимосвязь в образе. Проявляется в двух аспектах: объединение разных элементов в целом; независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.

    2. Предметность - объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело.

    3. Обобщенность - отнесение каждого образа к некоторому классу объектов.

    4. Константность - относительное постоянство восприятие образа.

    5. Осмысленность - связь с пониманием сущности предметов и явлений через процесс мышления.

    6. Избирательность - преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.

    Виды восприятия:

    - восприятие человека человеком;

    - восприятие времени;

    - восприятие движения;

    - восприятие пространства;

    - восприятие вида деятельности.

    Восприятие бывает внешненаправленным и внутренненапрвленным.

    Восприятие может быть ошибочным (иллюзорным). Иллюзия - это искаженное восприятие реально существующей действительности. Иллюзии обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. Восприятие может быть не только ошибочным, но и неэффективным.

    Внимание

    Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

    Внимание непрерывно связано с сознанием в целом. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяются:

    - точность восприятия, являющаяся своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображения;

    - прочность и избирательность памяти, выступающие как фактор, способствующий сохранению нужной информации в кратковременной и оперативной памяти;

    - направленность и продуктивность мышления, выступающие как обязательный фактор правильного понимания и решения задач.

    Основные функции внимания:

    · отбор значимых воздействий и игнорирование других;

    · сохранение в сознании определенного содержания деятельности до момента ее завершения;

    · регуляция и контроль протекания деятельности.

    Основные виды внимания:

    1. В зависимости от волевых усилий личности:

    · непроизвольное внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилия воли;

    · произвольное внимание - активное, целенаправленное средоточие сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, направленными для борьбы с более сильными воздействиями;

    · послепрозвольное внимание - наступает после произвольного, но качественно отличается от него. Когда при решении задачи появляются первые положительные результаты, возникает интерес, происходит автоматизация деятельности, выполнение ее уже не требует специальных волевых усилий и ограничено лишь утомлением, хотя цель работы сохраняется.

    2. По характеру направленности:

    · внешненаправленное внимание направлено на окружающие предметы;

    · внутреннее внимание - направлено на собственные мысли и переживания.

    3. По происхождению:

    · природное внимание - врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внутренние или внешние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны;

    · социально обусловленное внимание складывается в процесс жизни, результате обучения, воспитания, связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения;

    4. По механизму регуляции:

    · непосредственное внимание не управляется ни чем, кроме того объекта, на которое оно направлено;

    · опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств.

    5. По направленности на объект:

    · сенсорное;

    · интеллектуальное.

    Основные свойства внимания:

    1. Сосредоточенность внимания - удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.

    2. Устойчивость внимания - длительность сосредоточения на объекте или явлении, определяется индивидуальными физиологическими особенностями организма, психическим состоянием, мотивацией, внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

    3. Объем внимания - определяется количеством объектов, на которые может быть одновременно направлено внимание в процессе восприятия.

    4. Распределение внимания - возможность выполнения индивидом одновременно двух и более видов деятельности.

    5. Переключаемость внимания - способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.

    Память

    Памятью называют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта.

    Процессы памяти:

    · Запоминание - процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.

    · Сохранение информации не является пассивным процессом, описываемым лишь только количественными показателями, зависит от установок личности, условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала и ряда других факторов. Выделяют следующие виды организации информации в памяти: пространственную, ассоциативную, иерархическую.

    · Воспроизведение - процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать на уровне узнавания, воспроизведения (в узком смысле), припоминания.

    · Забывание - процесс, необходимый для эффективной работы памяти. Факторы, влияющие на забывание: возраст, характер информации и степень ее использования, интерференция, подавление.

    Характеризуя качества памяти, выделяют скорость запоминания и скорость забывания.

    Виды и формы памяти:

    1. Генетическая память включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельности человека.

    2. Прижизненная память является хранилищем информации, полученной с момента рождения и до смерти. Прижизненную память классифицируют:

    2.1. по целевой установке и затрачиваемым усилиям на запоминание:

    · непроизвольная память - автоматическое запоминание воспроизведение информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки на запоминание;

    · произвольная память - запоминание, имеющее специальную установку «запомнить» и требующее определенных волевых усилий.

    2.2. по степени осмысленности:

    · механическая память основана на повторении материала без его осмысливания;

    · смысловая память предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями.

    2.3. в зависимости от установки:

    · кратковременная память хранит информацию в среднем около 20 секунд, сохраняет лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы;

    · оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней;

    · долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока.

    2.4. по материалу, сохраняемому памятью:

    · когнитивная память - процесс сохранения знаний. Знания, получаемые в процессе обучения, выступают вначале как что-то внешнее по отношению к личности, зам постепенно превращаются в опыт и убеждения человека;

    · эмоциональная память - сохранение в сознании переживаний и чувств;

    · личностная память обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути.

    2.5. по модальности:

    · словесно-логическая память тесно связана со словом, мыслью, логикой;

    · образная память подразделяется на зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную, слуховую.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.