Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о критических периодах эмбриогенеза и постнатального онтогенеза






Начало развития учения о критических периодах положил в 1907 г. У.Р. Стоккард. Он представлял онтогенез как ряд последовательных этапов, различающихся скоростью развития. Критические периоды по Стоккарду >,, растеризуются наибольшей скоростью развития организма, поэтому о становится чувствительным к различным вредным воздействиям. Внешни! факторы, к которым особенно велика чувствительность в эти периоды, могу; ускорять, замедлять или приостанавливать развитие организма. В развита представлений о критических периодах внесли вклад также Г. Грегг (1944 i В.М. Коровина (1953).

Оригинальную гипотезу критических периодов предложил в 1960 i советский эмбриолог П.Г. Светлов. Он различал три группы воздействии внешней среды: 1) повреждающие воздействия, приводящие к смерти или патологии; 2) модифицирующие воздействия, вызывающие отклонения не патологического характера, которые назвал морфозами, или мутациями; 3) закономерное действие среды, обеспечивающее нормальное развитие. Эти воздействия (наличие или недостаток кислорода, питание, температур,! и т.д.) не бросаются в глаза, но представляют большой интерес, т.к. влияют на последующую устойчивость организма и нормальное развитие.

Критические периоды онтогенеза связаны со следующими событиями:

1. В эти периоды происходит включение в действие определенной но­вой части наследственной информации, которая обеспечивает развитие организма на следующем этапе.

2. В результате детерминации организм вступает в новый этап развития.

3. Происходит смена типа питания, и в связи с этим интенсифициру­ется обмен веществ.

4. Временно снижается регуляторная деятельность развивающегося организма.

5. Временно замедляется рост структур организма, возрастает его энт­ропия.

Все критические периоды можно разделить на несколько видов.

1. Периоды, критические для всего организма, когда вредные воздей­ствия могут привести к гибели зародыша. Наиболее частая гибель зароды­шей происходит в первый лунный месяц эмбриогенеза.

2. Частные критические периоды (различные для каждого органа и ткани).

3. Критические периоды для клетки.

4. Появляются сообщения о критических периодах для отдельных органелл.

Критическими периодами для организма в целом являются:

1. Развитие половых клеток —- ирогенез. Половые клетки во время раз­вития могут быть подвержены самым разнообразным мутациям.

2. Оплодотворение. В этот период происходит сегрегация цитоплазмы и активируются обменные процессы, происходят ранние детерминация и диф-ференцировка, которые чувствительны к различным воздействиям. 3. Гаструляция. В эту стадию происходит образование стадиоспецифи-ческих и тканеспецифических антигенов.

4. Имплантация, при которой происходит смена типов питания за­родыша.

5. Плацентация. Также характеризуется сменой типа питания и, кро­ме того, образованием органоспецифических антигенов.

6. Развитие осевых зачатков (нотогенез), гистогенез и органогенез. Вредные факторы среды в это время могут вызвать различные аномалии развития. В дальнейшем для каждого органа определяются свои критичес­кие периоды.

6. Рождение. Оно связано с резким изменением окружающей среды, что является сильной стресс-реакцией. Одновременно начинается функци­онирование дыхательной системы и малого круга кровообращения, идет перестройка в связи с этим сердечно-сосудистой системы, возрастает на­грузка на сердце.

В постнаталыюм развитии критическими периодами являются период новорожденное™ и период полового созревания. В период новорожденнос- ти происходит адаптация ребенка к новым условиям существования, резко возросшему объему информации и антигенов внешней среды и др. В пери­од полового созревания включаются новые регуляторные механизмы, идет становление репродуктивной системы, активируется рост, происходит пе­рестройка многих органов, изменяется психика и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.