Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие № 2. Цель: Проанализировать сущность конфликтов, причины их возникновения и пути разрешения.






Цель: Проанализировать сущность конфликтов, причины их возникновения и пути разрешения.

 

1. Упражнение «Мостик»

Цель: Разминка, модель конфликтной ситуации.

Инструкция: Группа разбивается на 2 подгруппы и становиться на противоположных сторонах мостика. «Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику около З-х метров, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик — это линия. Кто поставит ногу за ее пределами — упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Пары участников подбираются случайным образом. При большом количестве участников может одновременно функционировать 2—3 «мостика».

Упражнение проходит более эмоционально, если используется не просто полоска на ровном полу, а небольшое возвышение (например, для этой цели хорошо подходит перевернутая гимнастическая скамейка). Если же такой возможности нет, следует выбрать или провести на полу прямую полоску (это может быть полоса на линолеуме, продольная рейка в паркете и т. п.) длиной не менее З метров, находящуюся на расстоянии не менее 1 м от ближайшей стены и предметов мебели. Лучше, если она будет иметь ширину 5—10 см но можно обойтись и простой линией.

Обсуждение: Какие чувства участники испытывали при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало успешно выполнить его? Чем упавшие «в воду пары отличались от успешно преодолевших трудную ситуацию? Целесообразно подвести участников к пониманию того, что в выигрыше, оказывались не те, кто стремились пройти сами, а те, кто прежде всего стремились помочь партнеру.

 

2. Упражнение «Конфликтогены».

Цель: Перенесение теоретических знаний в настоящую жизнь.

Инструкция: Для каждой разновидности конфликтогена, необходимо вспомнить известные им ситуации, где их использование привело к конфликту.

· Незаслуженные и унизительные упреки.

· Негативные обобщения, «навешивание ярлыков».

· Настойчивые советы, предписания по поводу того, как другому человеку следует себя вести.

· Указания на факты, которые не имеют отношения к теме разговора или изменить которые собеседник не в состоянии.

· Решительное установление границ разговора, «закрытие» определенных тем для обсуждения.

· Неуместная ирония, сарказм.

· Ругательства, проклятия, оскорбительные высказывания, имеющие целью «выпустить пар

Обсуждение: Используете ли вы сами эти методы? Какой чаще всего? С какой целью вы это делаете?

 

3. Тест «Самооценка конфликтности»

Тест позволяет испытуемым определить степень собственной конфликтности.

 

Инструкция. Оцените по 7-балльной шкале, насколько в вас представлено каждое свойство, приведенное в таблице. Семь баллов означает, что в вашем поведении всегда проявляется свойство, описанное в левой части таблицы, 1 балл — что оно не проявляется никогда, для вас характерна его противоположность, описанная в правой части таблицы.

Обработка и интерпретация результатов: подсчитайте общую сумму баллов и оцените свою степень конфликтности.

 

1. Рветесь в спор   7 6 5 4 3 2 1     Рветесь в спор  
2. Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражений   7 6 5 4 3 2 1   Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном  
3. Считаете, что добьетесь своего, если будете рьяно возражать   7 6 5 4 3 2 1   Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего  
4. Не обращаете внимания на то, что другие не принимают доводов   7 6 5 4 3 2 1   Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов  
5. Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента     7 6 5 4 3 2 1   Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствие оппонента  
6. Не смущаетесь, если попадаете в напряженную обстановку   7 6 5 4 3 2 1   В напряженной обстановке чувствуете себя неловко  
7.Считаете, что в споре надо проявлять свой характер 7 6 5 4 3 2 1   Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции  
Не уступаете в спорах     7 6 5 4 3 2 1   Уступаете в спорах  
9. Считаете, что люди легко выходят из конфликта   7 6 5 4 3 2 1   Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта  
10. Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя 7 6 5 4 3 2 1   Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины    

 

60 и более баллов — высокая степень конфликтности. Зачастую вы сами ищите повод для споров. Не обижайтесь, если вас будут считать любителем поскандалить. Лучше подумайте, не скрывается ли за таким поведением глубинное чувство собственной неполноценности?

50—60 баллов — выраженная конфликтность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, даже если это может отрицательно повлиять на ваши взаимоотношения с окружающими. За это вас не всегда любят, но зато уважают.

30—50 баллов — конфликтность выражена слабо. Вы умеете сглаживать конфликты и избегать критических ситуаций, но при необходимости готовы решительно отстаивать свои интересы.

15—30 баллов — конфликтность не выражена. Вы тактичны, не любите конфликтов. Если же вам приходится вступать в спор, не всегда учитываете, как это может отразиться на ваших взаимоотношениях с окружающими.

Менее 15 баллов — для вас свойственно избегать конфликтных ситуаций. Вы предпочитаете отказаться от своих интересов, но избежать какой-либо напряженности в отношениях. Не думаете ли вы, что тем самым теряете уважение окружающих?

 

Тест «Тактика поведения в конфликте»

Испытуемым предлагается ответить «да» или «нет», оценив применимость к себе каждого из приведенных ниже утверждений. За каждый ответ «да» присваивается 1 балл, «нет» — О баллов.

«Избегающий конфликта»

1. Всегда проигрывает в конфликте.

2.Считает, что конфликта надо избегать,

3. Выражает свое мнение извиняющимся тоном.

4. Считает, что проиграет, если выразит несогласие.

5. Удивляется, почему другие его не понимают.

6. Говорит о конфликте на стороне оппонента.,

7. Воспринимает конфликт весьма эмоционально.

8. Считает, что в конфликте не следует демонстрировать своих эмоцйй.

9. Чувствует, что надо уступить, если хочешь разрешить конфликт.

10. Считает, что люди всегда с трудом выходят из конфликта.

Интерпретация результатов.

8—10 баллов: в поведении выражена тенденция к конфликтности.

4—7 баллов: средне выраженная тенденция к конфликтному поведению.

1—3 балла: выражена склонность к избеганию конфликтного поведения.

«Действующий напролом»

1. Часто подтасовывает факты.

2. Действует напролом.

3. Ищет слабое место в позиции оппонента.

4. Считает, что отступление ведет к «потере лица».

5. Использует тактику «затыкания» рта оппоненту.

6. Считает себя знатоком.

7. Нападает на человека, а не на проблему.

8. Использует тактику маскировки (голосом, манерами и т. п.).

9. Считает, что выигрыш в аргументах очень важен.

10. Отказывается от дискуссии, если она идет не в соответствии с его замыслом.

Интерпретация результатов.

8—10 баллов: явно выражена тенденция действовать напролом.

4—7 баллов: средне выраженная тенденция действовать напролом.

1—З балла: тенденция действовать напролом не выражена.

Обсуждения:

• Насколько совпали результаты, полученные в первом и втором тестах? Если совладение неполное, то в чем причина этого?

• Конфликтность — всегда ли это плохо? В чем конфликтность может помочь, а в чем помешать самому человеку и окружающим?

• От чего зависит, когда лучше избежать напряженности в отношениях, а когда можно пойти напролом?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.