Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационный период






Организационный период - это период адаптации ребенка и подростка к новым условиям жизнедеятельности, период первоначального сплочения коллектива, период становления коллектива.

Адаптация к новым условиям жизнедеятельности предполагает приспособление:

- к условиям закрытого или органического социума;

- к смене основных видов деятельности;

- к новизне общения, установлению коммуникативных связей с большим числом сверстников и взрослых;

- к режиму жизни;

- к новым бытовым условиям.

Цель оргпериода – заложить основы существования детского коллектива.

Задачи оргпериода:

- удовлетворить потребность детей в информации о лагере, о людях, в нём работающих, об окрестностях;

- создать необходимые условия для адаптации подростка к новым условиям жизнедеятельности;

- предъявить единые педагогические требования;

- наметить перспективы совместной деятельности с отрядом (планирование);

- организовать деятельность, способствующую раскрытию творческого потенциала детей;

- получить необходимую информацию о каждом ребенке.

Иногда встречающаяся у педагогов ошибка - проводить малые мероприятия, когда в отряд заедут все дети. Хотя их можно и нужно проводить по прибытию очередной новой группы. Заехавшим первым пятерым детям уже дается какое-либо задание, например, подготовить встречу вновь приехавшим детям, или подготовить для них приветственную газету. Следующее проводится, когда заедут еще несколько человек. И так далее. За счет этого можно выявить первых лидеров, быстрее сплотить отряд и дать возможность детям увидеть возможности и способности сверстников.

Обговариваются очень подробно все режимные моменты, законы и правила, т.е. предъявляются детям единые педагогические требования. Проводятся игры на знакомства (желательно подвижные, в группах), развлекательные и др.

Период можно считать удавшимся, если помимо поставленных задач, у ребят возникла потребность и желание участвовать в делах группы.

В первый же день начинается работа по соблюдению режимных моментов (иначе, потом этого не наверстать): тихий час, уборка и др.

Во второй день продолжается выявление способностей детей и их сплочение. Для выполнения этих задач можно предложить детям небольшие творческие дела, которые позволили бы им попеть, потанцевать, поиграть, оформить отрядное место, провести с ними спортивные и музыкальные часы и т. д.

Завершается день (или второй) «огоньком» знакомства, на котором определяются настроение и ожидания ребят, составляется четкое представление об их интересах, увлечениях. К примеру, в форме интервью, «расскажи нам о себе» и др.

Эти дни можно считать состоявшимися, если в отряде все ребята познакомились, чувствуют себя хорошо, охотно выполняют режимные моменты.

Важным итогом оргпериода выступает готовность детского коллектива к сотрудничеству со взрослыми, увлеченность перспективой предстоящей жизнедеятельности, создание атмосферы доверия и доброжелательности между вожатыми и ребятами.

На третий день, безусловно, необходимо в полуигровой форме провести тестирование, где уточняются вкусы, представления и интеллектуально-культурный уровень детей. В данную анкету можно также вводить вопросы по профессиональной предрасположенности подростка, психологической устойчивости и многое другое. Но главное, чтобы среди этих вопросов, находился вопрос, где ребенок должен назвать трех самых интересных ему людей. Количество выборов в пользу каждого и определит лидера. Возможно, внешне лидером может быть другой, но нас в основном должны интересовать лидер и аутсайдер по социометрической таблице этого теста. Такой тест необходимо провести 3 раза за 25 дней с равным интервалом. Он позволит Вам отслеживать динамику взаимоотношений в группе.

Развитие коллектива начинается с «нулевой» точки, когда по сути его еще нет, а есть просто группа ребят.

Психологическое состояние детей в данный период состоит в том, что дети испытывают состояние первоначальной адаптации, общее эмоциональное напряжение, вызываемое недостатком информации о лагере, его традициях, законах, правилах, условиях, требованиях нового коллектива, руководителей. Дети еще не знают, какое место в коллективе они займут, какие отношения у них сложатся со сверстниками и со взрослыми людьми.

Дети стремятся предстать перед новыми знакомыми в самом выгодном свете, а это способствует завышению оценки подростками своих достоинств и возможностей. На лидерские позиции выходят яркие, умные, внешне привлекательные подростки, открытые к общению. Взаимоотношения в этот период неустойчивы, межличностные отношения не крепкие, постоянно образуются новые группы (по принципу землячества, взаимных симпатий, общих интересов, проживанию в одной комнате и др.). Трудно включаются в деятельность.

Как уже отмечалось выше, основные задачи педагога в оргпериоде:

1. Выявить первоначальный уровень воспитанности детей.

2. Изучить уровень интеллектуального развития, активности; определить направленность интересов детей.

3. Выявить эмоционально-волевые особенности характеров детей.

4. Постоянно изучать и контролировать складывающиеся отношения между детьми.

5. Учить формирующийся коллектив правильному уровню общения.

6. Дать детям установку на самопознание себя и окружающего мира.

Формы организации деятельности не должны требовать от детей большой затраты сил. Обязательно должна соблюдаться логическая последовательность и разнообразие видов деятельности. У деятельности должны присутствовать четкий ритм, высокий темп, непрерывность, непродолжительность, чередование форм. Необходимо обязательное соблюдение разумных физических и эмоциональных нагрузок.

В организационный период доминирующим видом деятельности является игровая деятельность. Участие детей в разнообразной деятельности усиливает процесс свободного общения детей, проявление личности ребенка.

Методы работы педагога состоят из убеждения (словом, примером); требования (прямого, косвенного); поручений (временного характера); соревнований (в конкурсах, играх); игр; поощрений.

Многие педагоги называют этот этап первой конфликтной зоной в коллективе. На 3-й – 4-й день в душевном состоянии ребенка наступает кризис; первые два дня он переносит легче, так как присутствует элемент новизны ситуации, а затем возможен кризис. Ребенок становится конфликтным. К данной конфликтной зоне, где происходят пока межличностные конфликты, призванные уточнить занятые в группе позиции, педагог должен быть подготовлен для проведения конфликта. Это необходимо уже потому, что конфликты неизбежены по объективным причинам. Психология развития отношений в группе имеет свою закономерность, испытанную неимоверным количеством наблюдений. Собственно, в памяти каждого руководителя могут быть свои примеры конфликтов. И если их нет, то он просто безразличен к своему коллективу. Надо признать, что конфликты бывают чуть уловимыми для внимания. Но точно безконфликтных групп не существует.

Начальный период становления коллектива заканчивается, когда дети удовлетворяют свою потребность в информации о новом коллективе, о товарищах, о педагоге, о лагере; когда представляют перспективы общей деятельности, характер нравственных требований; когда в отряде царит атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в личных и общих делах; когда отряд для ребенка становится значимой средой (когда каждый ребенок нашел свое место в группе или место, которое ему определили другие участники коллектива).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.