Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мнение специалиста. Обучение семейной психотерапии во многом изменяет тебя






Обучение семейной психотерапии во многом изменяет тебя. Конечно, это замечательно, когда ты знаешь множество техник и можешь использовать их в работе с клиентами. Но кроме этого, оно заставляет тебя пристальнее взглянуть на свои собственные взаимоотношения, особенно с теми, с кем ты вместе живешь, делает тебя более чувствительным к ним. Когда ты учишься строить гено-грамму (диаграмму семейных отношений), то первый раз создаешь ее для своей семьи, и это просто какое-то потрясение. То же самое можно сказать и о том, когда ты учишься исследовать семейную динамику: ты примеряешь это на свою семью. По крайней мере, я так делаю.

Поначалу это страшно. Я имею в виду все те дисфункции, которые всегда были, но про которые я забывал. Затем, возросшая чувствительность помогла мне стать более понимающим. Однако самым худшим является то, что я не могу прекратить те игры, в которые я всегда играл со своими родителями, с того момента, как я стал следить за собой. И это уже не так смешно.

нее — самый близкий человек из всех тех, кого она знала ранее. Причина в том, что отсутствие секса позволило им стать более привлекательными друг для друга. Они стали более заботливыми и внимательными, чем могли бы быть при нормальных сексуальных отношениях, потому что у обоих в запасе было множество способов развития близких отношений, помимо занятий сексом.

Далее консультант дает им совет показывать, как они ценят друг друга, разговаривая о том, что каждый приобрел друг от друга. И теперь они могут расслабиться и наслаждаться друг другом, не беспокоясь о своих неурядицах. Консультант заканчивает сессию напоминанием: «Проблема будет разрешена, когда вы оба будете готовы. А пока просто наслаждайтесь друг другом и продолжайте работать над тем, чтобы достичь полной близости»

Давление ослаблено, и они способны ценить друг друга и свои отношения, несмотря на сексуальные проблемы, которые сохраняются еще несколько недель. Во время следующих сессий прорабатывается чувство вины, чувство провала и близости, до тех пор пока они не становятся способными на сексуальную близость без страха. По прошествии нескольких лет Джордж и Джоанна счастливы в браке и наслаждаются друг другом сексуально, эмоционально и интеллектуально.

Хотя не все сессии семейного консультирования заканчиваются так же удачно, как эта — как не существует множества доказательств того, что эта стратегия работает значительно лучше, чем более традиционные индивидуальные подходы, — подобная концепция является революционной в области планирования психотерапевтами своих вмешательств. Наверное, за последнее десятилетие это один из наиболее значительных подходов в семейном консультировании, заставивших консультантов пересмотреть представления о своей работе.

Метафорическая интерпретация симптомов

В большинстве коммуникаций передача информации осуществляется на двух уровнях: знаковом и символическом. На первом уровне сообщение имеет буквальный вид,


274 □ Часть 3. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

ориентированный на восприятие контекста, тогда как па втором послание имеет более тонкий и неуловимый характер. Например, когда женщина говорит своему супругу за обеденным столом: «Ты так быстро ешь, что я просто не понимаю, как ты можешь почувствовать вкус и насладиться пищей», она фактически буквально комментирует поведение мужа за столом. Но вдобавок к этому очевидному утверждению данная фраза может носить метафорический характер и относиться к другой области их взаимоотношений, которая рушится при отсутствии наслаждения: к их сексуальной жизни.

Итак, перед консультантом стоит выбор: интерпретировать ли это скрытое послание или отвечать на том же символическом уровне. Хейли (1973) в своей книге о Мил-тоне Эршссоне отдает предпочтение стратегии, согласно которой «что бы ни говорил пациент в метафорической форме, Эриксон отвечает на том же уровне. Он работает внутри самой метафоры, используя иносказания, межличностное взаимодействие, указания, которые помогут достичь изменений. Кажется, он чувствует, что изменения не будут достаточно глубокими и быстрыми, если пациент страдает от прямых высказываний» (р. 28). Паре в нашем примере можно посоветовать пойти куда-нибудь и поесть — медленно, с упоением, отдыхая. Это послание и его последствие непрямым и минимально травмирующим способом позволят партнерам увеличить продолжительность их любовных игр.

Так как люди общаются на этих разных уровнях, консультант должен научиться распознавать способы общения между детьми и родителями в разных ситуациях. Поэтому основные жалобы и определенные симптомы при интерпретации часто оказываются отличными от поверхностных посланий. Это теоретическое положение присуще многим подходам в индивидуальном консультировании, таким как психоанализ или гештальт-подход. Основное различие между ними может быть в том, что семейного психотерапевта меньше интересует интерпретация метафор и он предпочитает работать на уровне семьи.

Диагностические вопросы

Еще одним значительным вкладом в рассмотрение системы семьи является диагностика поведения клиента. Нарративный подход, описанный в главе 5, стратегический подход, представленный в главе 6, и системный подход из главы 8 являются примерами совершенно разных способов диагностики. В некоторых случаях целью опроса является выявление информации не только о проявлении симптомов клиента, но и том, как эти проявления влияют на остальных членов семьи и как члены семьи в свою очередь влияют на проблему их взаимоотношений. В других подходах, например в нарративном, способ задавания вопросов имеет целью вызвать изменения в подходе клиентов к своим трудностям.

Целью стратегических действий консультанта при опросе будет выявление связей между симптомами, метафорами, распределением власти и другими явлениями:

• В чем ваша проблема?

• Когда она появилась?

• Где она проявилась? \

• Где находятся остальные члены семьи, когда проявляется проблема?


Глава 10. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ БРАКА, СЕМЬИ И СЕКСА □ 275

• Что делают остальные члены семьи при проявлении проблемы?

• Что влияет на других членов семьи?

• В чем выгода клиента (и остальных членов семьи?)

• У кого в семье есть сходная проблема?

• В чем сила (в деньгах, решениях, во времени)?

• Кто находится под защитой?

Другим хорошим способом сбора информации о структуре семьи и отношениях в ней является генограмма. Она представляет собой карту, иллюстрирующую взаимоотношения нескольких поколений членов конкретной семьи, их связи, конфликты и коалиции. Таким образом, она помогает консультанту понять те трудности, которые передаются из поколения в поколение, а также текущие конфликты. Это хорошо показано на карте, представленной выше (рис. 10.1).

Например, используя символы, предложенные МакГолдриком и Джерсоном (McGoldric & Gerson, 1985) в книге по исследованию структуры семьи, Эрленгер (Erlanger, 1990) составил генограмму четырех поколений семьи 75-летней клиентки Люси (рис. 10.2). Изучение карты позволяет увидеть некоторые проблемы, которые были бы интересны для Люси: самоубийство ее отца, алкоголизм сына, ее отношения со стареющим мужем и матерью. Все становится ясно еще до обсуждения реальных конфликтов между членами семьи.

Построение генограммы позволяет довольно безболезненно выявить некоторые проблемы. Вы просто структурируете историю семьи, изучая нынешние и прошлые паттерны взаимоотношений как можно более подробно. Такая основа поможет вам выявить дисфункциональные взаимодействия, которые могут уходить корнями в прошлое.

Рефрейминг

В семейном консультировании применяются два вида диагностики. В первом из них используются так называемые ярлыки, помогающие консультанту охватить все проблемы и процессы, происходящие в семье. Мы уже разобрались с диагнозом позиции клиента, семейной иерархией, паттернами коммуникаций, симптомами как решениями и метафорическим контекстом. Но существует и второй способ диагностики — общение с клиентом. Задача консультанта в этом случае — найти и переформулировать проблему клиента или клиентов так, чтобы она стала разрешимой.

Клиенты приходят на консультацию с уже готовыми версиями того, что у них не так и почему:

• Мой брак на грани развала, потому что моя жена хочет вернуться в школу и заниматься карьерой вместо того, чтобы заботиться о семье.

• У моего сына проблемы в школе из-за того, что учителя слишком строги к нему и не ценят его уникальности.

• Я никогда не мог справляться с работой, потому что у нас в семье все ленивые.

В процессе рефрейминга консультант переопределяет для семьи существующую проблему, используя свою изобретательность и творческие способности, чтобы работать


276 □ Часть 3. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Условные обозначения:

Рис. 10.2. Генограмма четырех поколений

на конкретном и метафорическом уровне. В конечном диагнозе консультант определяет те моменты, которые поддаются изменениям и над которыми семья готова работать. Немногое можно сделать для клиента, который жалуется на поведение другого, если только тот другой не придет на консультирование и не постарается изменить то, что не нравится его обвинителю. На начальном этапе консультирования клиента с жалобами, описанными выше, наиболее важной задачей будет рефрейминг проблем, воспринимаемых клиентом. Мужу, который хочет добиться от жены согласия, помогут рассмотреть проблему как недостаток в общении: он не смог рассказать о своем желании так, чтобы жена его поняла (и приняла). Мальчику с проблемами в школе скажут, что если он и в самом деле талантливый комик, то он выступает не перед теми зрителями. Человеку без работы помогут понять проблему как недостаточность умений и/или мотивации, а не как нехватку каких-то генов.

Ценность рефрейминга иллюстрирует пример 35-летнего клиента, который пришел на консультацию раздраженным и пыхтящим, с побагровевшим лицом и рукой,


Глава 10. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ БРАКА, СЕМЬИ И СЕКСА □ 277

завернутой в полотенце, которое довольно быстро стало красным от крови. Взволнованный консультант, миниатюрная женщина весом 90 фунтов, посмотрела на 230-фунтового механика и сказала: «О, я вижу, что у вас проблемы. Что случилось?»

Еще находясь в фойе, мужчина улыбнулся с ошеломленным видом и ответил: «Я запер мои ключи в машине и просто взбесился. А когда я взбешен, я бью все, что попадется под руку. И ничего не могу с этим поделать. Неужели я псих? Так что там с моим сыном из-за чего вы хотели меня видеть?»

Консультант сразу после сессии пошла к супервизору. Она уже достаточно успокоилась, чтобы прислушаться к мнению более квалифицированного специалиста о поведении мужчины: «И что вы о нем думаете? О том, как он ворвался на первую сессию с окровавленными руками? Это довольно забавно. Это истерическая выходка. Он не громила — он просто клоун. Когда он придет в следующий раз, воспринимайте его как клоуна и увидите, что произойдет. И если я вам понадоблюсь, я буду рядом».

На следующей сессии мужчина ответил взрывом злости на заявление психотерапевта о том, что он недостаточно уделяет внимания своему сыну. Он топал ногами по полу и его взгляд был угрожающим. Консультант была испугана, но потом взяла себя в руки и обратила внимание на комичность его поведения. Она улыбнулась, как ни в чем не бывало, и подумала: «А он действительно забавный».

Мужчина встревожился и потребовал у консультанта объяснений по поводу ее спокойствия. Он привык к тому, что люди его боятся. Она мягко объяснила ему, как глупо он выглядел, топая ногами, как ребенок; после она умолкла и стала выжидать.

Да, согласился мужчина, возможно, он и выглядел смешно, но он привык добиваться желаемого устрашением окружающих. Он также признал, что ненавидит себя за такое поведение, и был благодарен консультанту за то, что она смогла увидеть его сквозь эту маску и позволила ему обсудить его легко уязвимые чувства.

Хотя такие действия были довольно рискованными, тем не менее они показали нам с разных сторон всю силу рефрейминга. И не только клиент может рассмотреть свое поведение как более управляемое, но и консультант также может воспринимать это поведение через призму сочувствия, а не угрозы.

Нарративное направление семейного консультирования предлагает нам другой вариант рефрейминга. Он называется экстернализацией и по сути представляет из себя то же самое: консультант предлагает рассмотреть проблему в другом ракурсе. В нарративном подходе, однако, этот способ организован таким образом, чтобы расположить проблему вне семьи так, чтобы все могли работать как единая команда над устранением данной проблемы (Monk et al, 1997). Это оберегает семью от обвинения себя или других, потому что враг теперь не среди них, а вне семьи.

Директивы

Сама идея указаний клиентам о том, что они должны делать, идет вразрез практически со всеми теориями консультирования. В конце концов, консультанты должны быть нейтральны, объективны, беспристрастны и не должны давать советы. Рационализацией нарушения этого золотого правила является то, что подобные вмешательства


278 □ Часть 3. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

часто имеют успех. Более того, семейные психотерапевты, по природе их деятельности, являются более активными, последовательными и директивными, чем в индивидуальной работе с клиентами. Если собрать всех членов семьи в одном кабинете — в основном тех, кто нуждается в помощи, чтобы разрешить конфликт, — то может воцариться беспорядок. Если консультант не готов ворваться в их круг и взять инициативу на себя, сессия семейного консультирования может закончиться не очень удачно.

Определенный набор директив допустим для семейного психотерапевта. Они могут требовать подчинения или неподчинения, в зависимости от того, что более необходимо в работе в конкретный момент. Указания могут быть высказаны просто и прямолинейно или же сложно и запутанно, так, что клиент из упрямства сделает наоборот. Лучшими указаниями являются те, которые касаются каждого члена семьи, точно описаны, способны в достаточной степени мотивировать клиентов выполнять задания и просты для выполнения. (Маданес, 1983).

Используя указания, консультант пытается изменить структуру семьи, заставляя людей действовать по-другому. Целью указаний является реорганизация семейной иерархии более продуктивным образом — например, когда большая часть ответственности лежит на родителях, а не на детях или бабушках с дедушками, или же когда ответственность поровну разделена между супругами. Процесс дачи указаний обычно включает в себя: 1) представление проблемы в менее пугающем виде, рассмотрение ее как разрешимой; 2) мотивирование и подготовка клиентов следовать (или не следовать) указаниям; 3) дача указаний в простом, ясном и реалистичном виде, так чтобы каждый понял, что он должен делать, а чего — не должен.

Согласно Фишу, Уикленду и Сегалу (Fish, Weakland and Segal, 1982) все указания (а также психотерапевтические вмешательства) даются для того, чтобы изменить способ разрешения проблемы, найденный семьей, то есть прекратить проявление симптомов конкретного клиента. Фиш и др. предлагают следующие тактические маневры, которых требуют указания психотерапевтов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.