Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обзор навыков, которыми должен владеть ведущий группы






Навык Описание Цели и желаемые результаты
Активное слушание Безоценочиое восприятие вербальных и невербальных аспектов принимаемых сообщений Поддержать доверие и процесс самораскрытия и исследования себя у участников группы
Переформулирование Перефразирование слов клиента, прояснение смысла его сообщения Определить, правильно ли консультант понял слова клиента, предоставить поддержку и прояснить смысл сообщения
Прояснение Схватывание сущности сообщения как на уровне чувств, так и мыслей; упрощение сообщений клиента посредством выделения самой их сути Помочь клиентам разобраться с противоречивыми и приводящими в замешательство чувствами и мыслями; прийти к пониманию того, что было сообщено
Подытоживание Объединение отдельных важных элементов взаимодействия или сессии РТзбежать фрагментации и задать направление сессии; обеспечить целостность и осмысленность
Задавание вопросов Задавание «открытых» вопросов, при помощи которых клиент исследует, что именно и как он делает Продолжить дальнейшее обсуждение; получить информацию; стимулировать мыслительный процесс; помочь клиенту сосредоточиться и прояснить непонятные для него моменты; стимулировать процесс дальнейшего исследования себя
Интерпретация Предоставление возможных объяснений определенным мыслям, чувствам и действиям Способствовать развитию процесса более глубокого исследования себя; обеспечить альтернативные варианты рассмотрения и понимания поведения другого человека
Конфронтация Призыв к членам группы обращать внимание па расхождения между словами и действиями, телесными и вербальными сообщениями; обращение внимания на противоречивую информацию или сообщения Стимулировать процесс неискаженного самоисследования; обеспечить полноценное использование имеющегося потенциала; привнести большую осознанность в имеющиеся внутренние противоречия
Отражение чувств Сообщение о понимании содержания чувств клиента Дать участникам группы возможность, почувствовать, что их услышали и поняли не только на уровне слов____

Глава 9. ГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ □ 259

Поддержка Предоставление поощрений и подкреплений Создать атмосферу, в которой клиенты продолжали бы проявлять желаемые формы поведения; оказать помощь, когда клиенты находятся в ситуации изнурительной борьбы; создать атмосферу доверия
Эмпатия Идентификация себя с клиентами посредством примеривания на себя их точек зрения Создать доверительную атмосферу в психотерапевтических отношениях; выразить свое сопереживание; способствовать достижению более глубокого уровня исследования себя
фасилптация Обеспечение конкретных и непосредственных коммуникаций внутри группы; оказание участникам помощи в принятии на себя большей ответственности за направление движения группы Обеспечить эффективную коммуникацию между членами группы, помочь им в достижении индивидуальных целей
Инициирование Активизация членов группы на участие в общей работе, привнесение в группу новых направлений движения Предотвратить ненужное топтание на месте; увеличить темп развития группового процесса
Постановка целей Постановка конкретных целей группового процесса и оказание помощи участникам в постановке конкретных и значимых для них целей Задать направление движению группы; оказать участникам помощь в выборе и постановке индивидуальных целей
Оценка Оценка развития группового процесса, а также индивидуальной И групповой динамики Способствовать развитию самосознания и понимания как самого процесса развития группы, так и его направления
Предоставление обратной связи Выражение конкретных и честных реакций, основанных на наблюдении за поведением остальных членов группы Помочь человеку попять, как его воспринимают окружающие; поднять уровень самосознания клиента
Предоставление советов Предоставление советов и информации, помощь в определении направления движения и новых форм поведения Оказать помощь членам группы в развитии альтернативных способов построения рассуждений и действий
Защита Защита участников от ненужного психологического риска в группе Предупредить участников группы о возможном риске, связанном с их участием в группе; снизить этот потенциальный риск
Самораскрытие Раскрытие реакций участников на события, происходящие в группе Получить доступ к более глубоким уровням группового взаимодействия; создать атмосферу доверия; смоделировать способы предъявления себя окружающим
Моделирование Демонстрация желаемых форм поведения посредством действий Предоставить образцы желательного поведения; вдохновить членов группы на полную реализацию имеющегося у них потенциала
Увязка Установление связи между работой, проводимой участниками группы, и общими темами, поднимаемыми на группе Поддержать взаимодействия между отдельными членами группы; стимулировать развитие сплоченности

260 □ Часть 3. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Блокирование Вмешательство, при помощи которою блокируется непродуктивное групповое поведение Защитить членов группы; интенсифицировать развитие группового процесса
Завершение Подготовка группы к завершению отдельной сессии или занятий в целом Помочь участникам ассимилировать и интегрировать опыт, полученный в группе, и использовать его в повседневной жизни

Примечание: структура этой таблицы основана на статье Эдвина Нолана «Вмешательства ведущего направленные на достижение личного мастерства» в «Журнале для специалистов по групповой работе» («Leadership Interventions for Promoting Personal Mastery», Journal for Specialists in Group Work, 1978, 3(3), 132-138).

Источник: Corey, G. (1995). Theory and practice of group counseling (4th ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/ Cole.

В силу этих причин вы будете проходить специальную подготовку по ведению групп в рамках вашей программы обучения консультированию. В идеальном варианте у вас будет возможность познакомиться с различными подходами к групповой динамике и ведению групп, получить опыт проработки личных проблем в психотерапевтической группе в качестве клиента и в завершение получить супервизорскии опыт в качестве котерапевта. После завершения этого блока подготовки вы, вероятно, обнаружите, что участие в группе предлагает одни из самых сильных вдохновляющих, сильнодействующих и удовлетворяющих переживаний — не только для ваших клиентов, но и для вас самих.

Резюме

Групповое консультирование является действенной и экономичной стратегией, используя которую консультант может оказывать помощь в самых разных условиях. Групповая работа является особенно эффективной, поскольку она в большей степени, чем индивидуальная работа, стимулирует развитие социальных взаимодействий и межличностной коммуникации. Но в то же самое время групповая работа требует от консультанта значительных затрат, поскольку его задача усложняется — он должен следить одновременно за тем, чтобы группа развивалась эффективно, и за тем, чтобы брать на себя ответственность за личностный рост множества клиентов. Специализированная подготовка и супервизия являются необходимыми, поскольку лишь тогда консультант может научиться эффективно использовать навыки ведения групп и сделать групповую работу частью своих профессиональных обязанностей.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Опишите свой опыт участия в какой-либо группе, к которой вы испытываете теплые чувства (это может быть группа встреч, учебная группа, дискуссионная группа, группа консультирования и т. д.). Как вы считаете, какие факторы повлияли на то, что группа была для вас особенно полезной?


Глава 9. ГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ Q 261

2. Подумайте о группе, членом которой вы являетесь в настоящее время. Опишите характерные для вас роли, которые вы играете в этой группе (спасателя, миротворца, посредника, бунтаря, лидера и т. д.).

3. Попытайтесь посмотреть со стороны на свое поведение на занятиях. Как вы думаете, как вас воспринимают однокурсники и преподаватели? Попросите двух-трех однокурсников дать вам честную обратную связь относительно того, что они думают о вашем стиле построения взаимодействий. Попросите их назвать конкретное качество, которое они более всего в вас ценят, и качество, которое их более всего отталкивает. Опишите свою реакцию на эти обратные связи и то, как они сочетаются с вашими представлениями о самом себе.

4. Отследите групповую динамику, стадии и процессы, развивающиеся в вашей учебной группе.

5. Представьте, что вы — ведущий одной из групп консультирования. Что вас пугает больше всего в такой ситуации? Какие сильные стороны вашей личности помогут вам справиться с возложенными на вас обязанностями?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.