Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мнение специалиста. Я занимаюсь тем, что сегодня называют гуманистическим консультированием






Я занимаюсь тем, что сегодня называют гуманистическим консультированием. Это не значит, что я веду себя как Роджерс, кивая головой, как старый добрый дедушка, сосредоточенный только на отражении чувств своих клиентов. Я не хочу преувеличивать недостатки этого подхода, но я думаю, что если бы Роджерс был все еще жив, он продолжал бы развивать свои идеи так, чтобы они больше отвечали имеющимся запросам.

На самом деле в работе я использую множество различных техник. Я посещаю самые разные мастер-классы. Но то, что делает меня гуманистическим консультантом, это не столько то, что я делаю во время сессий, сколько то, о чем я думаю и что я переживаю внутри себя во время работы. Я и вправду думаю, что отношения с клиентами во многом определяют успешность консультирования. Я думаю, что нелепо, даже в рамках краткосрочного консультирования, заниматься решением проблем клиентов, не помогая им при этом осознать источник своих чувств и затем выразить их как можно более конструктивно.

выражению своих эмоций приводит к изменениям в лучшую сторону как межличностных отношений, так и «Я-концепции».

5. Универсальные цели консультирования состоят в том, чтобы помочь человеку стать более свободным, осознанным, нравственным, мыслящим и человечным. Это значит, что во время сессий консультант помогает клиентам исследовать свои ценностные ориентации и личные особенности так, чтобы клиенты стали более гуманными и заботливыми как по отношению к другим, так и по отношению к самим себе.

6. Ответственность за ход лечения/обучения лежит в первую очередь на клиенте/ студенте, который сам определяет его содержание и, в конечном счете, его успешность. Таким образом, цели консультирования разделяют и клиент, и консультант, при этом внутренний мир клиента изучается как самим клиентом, так и консультантом.

7. Все люди изначально добры и заслуживают доверия. Они будут инстинктивно и осторожно продвигаться к достижению целей, которые будут их удовлетворять и в то же время являться социально приемлемыми. Безответственное или социально неприемлемое поведение проявляется как механизм защиты, который не дает людям возможности быть самими собой. По мере ослабления этой защиты люди становятся более открытыми к своим переживаниям и стремятся выстраивать серьезные и конструктивные отношения.

Но если говорить о техниках, то они противоречат самой философии клиент-цент-рированного подхода, который является скорее «стилем жизни», чем «алгоритмом действий». Тем не менее некоторые начинающие студенты стремятся перевести этот не до конца уловимый подход к оказанию помощи во что-то более конкретное, что можно было бы увидеть или пощупать.

Избранные техники

Клиент-центрированное консультирование сложно назвать подходом, ориентированным на использование техник, предпочтение в нем отдается исследованию факторов,


Глава 5. ПОДХОДЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ИНСАЙТ □ 121

оказывающих исцеляющее воздействие, и развитию прочных отношений с клиентами. Тем не менее существует несколько стандартных стратегий проведения вмешательств. Одной из любимых техник клиент-центрированных консультантов (так же как и многих других) является отражение чувств, прием, также известный под названием активное слушание. Общаясь с позиций эмпатического понимания, консультант намеренно уделяет большое внимание вербальным и невербальным сообщениям клиента, делает поверхностную и более глубинную смысловую интерпретацию происходящего и затем формулирует ответ, отражающий достаточно глубокий уровень понимания чувств клиента. У этой техники есть свои преимущества.

1. Хотя это один из навыков, которым очень сложно овладеть, но научиться строить и развивать открытые и честные «помогающие» отношения достаточно легко. Наиболее общий прием состоит в том, что консультант очень внимательно слушнет клиента, пытаясь понять его чувства, и затем сообщает то, что он понял:

Клиент: Я не понимаю, что со мной происходит. Чем больше я думаю об

этой ситуации, тем больше... Я просто не понимаю. Консультант: Насколько я понял, вы действительно запутались.

2. Даже если чувства отражены не совсем точно и они не соответствуют тому, что клиент реально хотел сообщить, тем не менее этот прием способствует процессу дальнейшего исследования себя.

Консультант: Насколько я понял, вы очень злы на брата за то, что он не предложил вам к нему присоединиться.

Клиент: Нет. На самом деле это не так. Я не столько зол на него, сколько

расстроен тем, что я сам не смог сказать ему о том, как эта поездка была важна для меня.

3. Эта техника дает клиенту возможность получить поддержку, поскольку он видит, что другой человек понимает и принимает его чувства.

Студент: Мне кажется, что глупо проводить экзамен, проверяющий, как

хорошо мы овладели практическими навыками, вместо того чтобы оценить, как мы усвоили теоретический материал.

Преподаватель: Вам кажется, что я отношусь к вам недостаточно уважительно, и вы действительно сомневаетесь в том, насколько хорошо вы овладели практическими навыками.

4. Эта техника проясняет чувства клиента, давая ему возможность более объективно посмотреть на ситуацию.

Клиент: Мой отец всегда вмешивается в мою жизнь, в то время как он не

может разобраться со своей собственной.

Консультант: Несмотря на то, что вы очень сильно любите своего отца, вы боитесь, что можете пойти по его стопам, став неудачников в любовных отношениях.

5. Этот прием способствует переживанию эмоционального катарсиса, освобождает от напряжения и подавленных чувств.


122 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

Клиент: Я просто не знаю, что я чувствую по поводу всего этого.

Консультант: Вы просто боитесь позволить себе почувствовать.

Клиент: Вы правы, черт возьми! Я отдала этому ублюдку лучшие годы

своей жизни. Я не знаю, плакать мне, сражаться дальше или отступить. Я так запуталась.

6. Эта техника помогает клиенту продвигаться от более поверхностных проблем к более глубинным и значимым.

Клиент: Я не знаю. Я никогда хорошо не учился. Может быть, вы знаете,

как пройти этот экзаменационный тест без подготовки?

Консультант: На самом деле, у вас есть скрытые способности к самодисциплине. Но иногда вам кажется, что вы недостаточно способны, чтобы закончить колледж, и боитесь, что даже если вы будете прилежно заниматься, то все равно оттуда вылетите.

Как и в случае с любыми другими техниками, описанными в этой книге и предлагаемыми в процессе вашего обучения консультированию, для того чтобы они стали частью вас и вашего привычного стиля общения с другими людьми, вы должны практиковать их в своей повседневной жизни. Хотя потребуется достаточно много времени, чтобы овладеть навыками активного слушания, тем не менее сроки обучения можно сократить. Чтобы начать над этим работу, вам следует использовать любой удобный случай — в общении с друзьями, родственниками, однокурсниками или коллегами — по-настоящему слушать их и потом активно отвечать на их сообщения. Согласно кли-ент-центрированному подходу, ваша основная задача состоит не в том, чтобы давать советы или решать проблемы, а в том, чтобы отражать суть сообщений, поступающих от других людей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.