Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогические ситуации и способы их решения






У русского народа есть житейско - обыденная поговорка: «Знал бы, где упасть, так соломки бы подстелил». Значит, мудрость, видимо, в том, чтобы человек, живущий на Земле. Прогнозировал свои будущие события, предостерегал себя осознанно от трудностей и невзгод, был бы готовым выйти из них победителем. Вот и у каждого вожатого должна быть своеобразная «соломка», которую при случае можно «подстелить».

Ведь жизнь вожатская порой непредсказуема.

Вожатому не следует запрещать то, что он не в состоянии предотвратить. В таком случае ему нужно искать другие педагогические приемы.

Какие же ситуации ожидают вожатого в детском оздоровительном лагере, которые можно спрогнозировать. Рассмотрим некоторые часто встречающиеся проблемы и варианты их решений.

 

Прогнозируемые ситуации Возрастные особенности Варианты решения
Младший возраст 7-8 лет  
Слезы   Болезненно переживают разлуку с семьей Отвлечь интересными делами, переключить внимание  
Раздражительность, тоска по дому   Чувство страха перед неизвестностью, боязнь новой обстановки Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания  
Быстрая утомляемость   Высокая активность Быстрее «бежать» к финишу, к результатам в игре, труде и т.д.  
Трудно засыпают, просыпаются по ночам «попить», не умеют застелить постели, разбрасывают и теряют вещи   Отсутствуют навыки самообслуживания, четкого режима дня Терпеливо приучать к порядку. Проявить особое внимание вечером: кому-то сказку рассказать, кому-то спеть  
Неуверенность в себе   Есть робкие и физически слабые Дать нагрузку с учетом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания  
Привычка есть медленно, всухомятку   Малыши во власти домашних привычек Следить за тем, чтобы дети съедали первое. Посадить за отдельный стол. Увидеть таких детей и принять все меры для предупреждения конфликтных ситуаций  

 

Готовы пробовать все на вкус   Повышенный интерес ко всему новому, неизвестному Рассказывать детям о ядовитых ягодах, растениях  
Опасность травматизма Мальчики демонстрируют свою смелость   Избегать чрезмерных ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя за соблюдением правил безопасности  
Потеря интереса к занятиям, рассеянное внимание   Утомляемость от однообразия, неумение сосредоточиться на одном объекте. Легко отвлекаются на любой внешний раздражитель   Частая смена видов деятельности, игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными по времени
Слезы и страхи в темноте   Боязнь темноты Не оставлять одного в темноте  
Желание играть со сверстниками   Чувство взрослости по отношению к младшим Поддержка, поощрение и направление действий детей по опеке малышей
Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых Слепое подражание взрослым Стремиться не подавать дурного примера ни в чем
Постоянные опоздания   Отсутствие чувства времени   Не давать поручений, связанных с учетом времени  
Впечатлительность   Эмоциональная неуравновешенность   Не рассказывать сказки, истории с «плохим» концом  
Средний возраст 9-12 лет  
Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости Половое созревание   Внимательное, доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения
Курение, игра в карты, проба спиртного, употребление лексикона взрослых, использование косметики, украшений Бодрствование после отбоя, различные ночные занятия Внешнее проявление взрослости   Проводить разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и показом соответствующих кинофильмов. Приучить к воспитанию разумного режима дня. Если невозможно полностью избежать ночных занятий, направлять их в приемлемое русло  
Замкнутость, одиночество   Обособленное переживание своих недостатков Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения  
Непослушание, действие наперекор, постоянные споры Стремление к самостоятельности Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними  
Появление тайн (укромные уголки леса, полянки). Озорство, шалости   Неуемная фантазия   Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры с элементами романтики  
Старший подростковый возраст 13-16 лет  
Конфликтность как вызов обществу, упрямство. Мнение сверстников выше мнения взрослых   Самоутверждение Стремление понять подростков, разобраться в мотивах их поведения. Сотрудничество с ними.  
Замкнутость, агрессивность. Отсутствие навыков общения, легкая ранимость. Чередование плохого и хорошего настроения, уход в себя   Развитие интереса к противоположному полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний   Тактично, целомудренно раскрыть подросткам красоту настоящей любви  

 

Неподчинение взрослым, действие «наперекор», критиканство. Действия опережают мысли Стремление к независимости, агрессивность, вызывающее поведение   Пытаться понять подростков, осознать причины того или иного их поступка, тактично направлять их действия в нужном русле  
Замкнутость, одиночество, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность Интерес к себе   Специфические особенности внешнего вида (прыщики, полнота, жирные волосы и т.д.) В индивидуальной беседе разъяснять подростку, как избавиться от этих особенностей или сгладить их, как сделать, чтобы их было меньше. В коллективной беседе - находить у такого подростка лучшие качества и подчеркивать их  
Проявление чрезвычайной самостоятельности   Стремление освободиться от родительской опеки Учитывать это и предоставлять подросткам как можно больше подконтрольной самостоятельности  
Не сбывающиеся мечты подростков   Мечтательность Поразмышлять вместе с подростками о будущем  

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.