Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изготовление гобелена






Приёмы гобеленовой техники, известны с древнейших времён, в принципе так просты, что могут осуществляться с помощью самых примитивных устройств. Достаточно одной рамы с отвесно натянутыми нитями основы. Однако в подлинной гобеленовой технике вырабатывались одни только классические французские гобелены. Разноцветные нити утка в этом случае пропускаются по основе в правильном полотняном переплетении и так плотно, что основа оказывается полностью покрытой. Те шпульки с цветными нитками, в которых снова нуждаются на другом, не слишком отдалённом месте, остаются свободно висеть на оборотной стороне, и дальше ими продолжают ткать без перерыва. Но если говорить о большей части гобеленов за исключением классических французских, то находишь большие или меньшие отклонения от этого метода. Уток оказывается не всё время пропущенным под прямым углом к основе, но - поскольку он преследует определённую форму - накладывается косо, или он не всегда регулярно переходит только через одну нить основы, но также через две или три; в других случаях ткальная техника может сочетаться с узловязанием, деланьем петель или вышивкой, иногда же она дополняется живописью. На гобеленовых фабриках пользуются вертикальными (готлиссными) или горизонтальными (басслисными) станками. На первых основные нити не закреплены жёстко, но прокатываются от нижнего валика к верхнему, на который навивается уже вытканная ткань. Чтобы на высоком готлиссном станке проще было манипулировать, чётные нити основы находятся в постоянном отделении от нечётных, причём задние нити привязаны к ремизным планкам с захватными шнурами, при помощи которых ткач может подтягивать кверху нитяную систему, или сеть. Басслисный станок снабжен сходным устройством, которое, как во всех обычных ткацких станках, регулируется посредством ножного приспособления.

При готлиссном станке так называемый картон служит только в качестве образца, в который ткач заглядывает во время работы, прежде скалькировав контуры рисунка на основу. При басслисном станке картон лежит под основой и тканье по нему производится в зеркальном отражении, Так что результат работы на лицевой стороне можно увидеть только после снятия станка. Во Франции для выделки классических гобеленов всегда применялся готлиссный станок, в других странах употребительны были оба типа. Многие современные художники не только проектируют картоны, но и сами реализуют свои работы, пользуясь для этого именно готлиссными станками, так как при таком творческом подходе к делу точных картонов часто вообще не существует и художнику необходимо постоянно обозревать готовую часть работы.

Основным сырьём, как правило, служит шерсть, иногда также -особенно для основы - хлопок или лён. В те же периоды, когда гобелен превращался в реплику картины, преимущественно пользовались шёлком, тонкость которого делала I возможным точное до деталей воспроизведение. Там, где применялось золото и серебро, дело идёт о тех же шёлковых нитях, но оплетённых металлическими волокнами. Окрашивались все эти материалы в прошлом - натуральными красками, позволявшими достичь многих тонов и оттенков; с другой стороны, их многообразие зависело от современной художественной концепции: для готических гобеленов достаточно было всего нескольких цветов, для барочных реплик часто нуждались в сотнях. Исходным для гобелена является небольшой эскиз, а при случае картина, которую картоньер переводит на картон в натуральную величину. Задача картоньера так обработать эскиз, чтобы все контуры были верными и каждая деталь могла быть реализована в ткальном переплетении. На долю ткача остаётся выбирать всякий раз правильный оттенок цвета, выбирать правильные заштрихования незамётываемых зазоров между соседними участками цвета, - одним словом, он должен перерабатывать образец как специалист, а не рабски переводить картон на ткань.

 

Плотность основных и уточных нитей не всегда может служить знаком качества. В шерстяных гобеленах на 1 см приходится в среднем 5 уточных нитей, в шёлковых - 8 - 12 и более, в зависимости от толщины материала, причём в последнее время гобелены тоже иногда ткутся из очень толстых нитей. Прочность и достоинство тканья зависят, прежде всего, от правильного натяжения основы, плотное прибивание уточной нити, правильног о переплетения и качества сырья. Цветовой переход от тёмного к светлому совершается посредством ступенчатого убирания одного и придачи другого цвета. В готике, по причине малой красочной шкалы, этот переход был отчётливо заметен, а в эпоху барокко уже по - живописному тонок и неощутим. Что же касается зазоров, то они возникают там, где на достаточно большой поверхности встречаются два не сотканных вместе участка цвета: их, по- видимому, зашивали позднее.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.