Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика опроса экспертов, этапы и особенности процедуры экспертизы






 

Специфика опроса экспертов:

1. Нет необходимости применять в анкете косвенные или контрольные
вопросы.

2. Программа опроса экспертов не детализирована и носит концептуальный характер.

3. В анкете используются преимущественно открытые вопросы с пол­ной свободой выбора формы ответа.

Формы экспертного опроса:

1. разовый индивидуальный опрос (анкетирование или интервью);

2. однократный коллективный опрос (совещания, мозговой штурм);

3. индивидуальный опрос в несколько туров (дельфийская техника);

4. коллективный опрос в несколько туров (дискуссия, совещание,
многоступенчатый отбор).

Важной формой экспертной оценки является метод мозгового штур­ма. Сущность такого метода заключается в исключении в процессе обсуж­дения какой-либо критики выдвигаемых идей. Исходным пунктом прове­дения мозгового штурма является предположение, что чем больше идей и чем они разнообразнее по качеству, тем больше шансов, что среди них окажутся необходимые.

Результаты мозговой атаки оказывают влияние на развитие личных качеств членов коллектива. Особое значение она имеет в социальном прогнозировании.

Наиболее трудная задача для организаторов мозгового штурма - комплектация группы, которая должна включать специалистов в области исследуемой проблемы и одновременно людей с развитым творческим воображением. Один из ведущих экспертов назначается руководителеми прези­дентом круглого стола, удерживающим внимание на центральной теме дискуссии. Дискуссию может назначить специально выделенный докладчик.

Эксперты-аналитики раскрывают современное состояние и тенден­ции исследования поставленной проблемы. Эксперты-генераторы высказывают нетривиальные, оригинальные идеи. Эксперты-регуляторы «притормаживают» обсуждение случайных идей. Эксперты-стимуляторы стремятся оживит оставленные в стороне конструктивные идеи. Эксперты-селекторы оценивают высказанные предложения и дают слово руководителю, который подводит итоги. Эксперты-методисты отвечают за подготовку, проведение и обра­ботку материалов дискуссии. Оптимальное число экспертов - 20-25 че­ловек. Продолжительность дискуссии не должна превышать 1, 5-2 часа.

Важным средством выяснения возможный путей решения проблемы является традиционная дискуссия - метод беседы с небольшой груп­пой экспертов на тему социологического исследования. Целью дискуссии является выработка группового коллективного мнения. Предпосылкой ус­пешной групповой дискуссии является четкая формулировка предмета дис­куссии и знакомство с ней подавляющего большинства участников. В значительной мере успех дискуссии зависит от культуры, подготов­ки, проведения и оформления коллективного мнения экспертов.

«Метод отнесенной оценки» - повторение нескольких циклов дис­куссии с выявлением сущности наметившихся разногласий и постепен­ной выработки единого мнения всех или большинства участников экспер­тизы, с оставлением за несогласными права на частное заключение.

Методы экспертизы при коллективной работе ее участников имеют много явных преимуществ, но одновременно обладают и рядом недостат­ков. Главный недостаток связан с воздействием экспертов друг на друга. Этот недостаток преодолевается с помощью индивидуального опроса в несколько туров.

Заочный вариант «метода отнесенной оценки» приобрел название ме­тода Дельфи, или дельфийской техники (от названия древнегреческого города, получившего известность как центра предсказаний оракулов).

Дельфийская техника гарантирует соблюдение анонимности респон­дентов - эксперты друг с другом не встречаются и заполняют анонимные анкеты или подключаются непосредственно к работе с ЭВМ.

После первого тура эксперты знакомятся с итоговыми характеристи­ками позиции группы в целом. Во втором туре они получают возможность либо сблизить свое мнение с позицией большинства, либо изучит причину отклонения. В третьем туре новая информация открывает возможность еще раз пересмотреть свою точку зрения.

Упрощенные вариации дельфийской техники («минидельфи») позво­ляют собрать экспертные оценки по 2-3 турам за несколько часов или дней.

Недостатки «метода Дельфи»:

· сложность подготовки, проведения и обработки результатов,

· сравнительно большие временные затраты времени и средств.

Несмотря на недостатки, дельфийская техника получила значитель­ное распространение. По масштабам применения во многих странах она оказалась впервой пятерке наиболее популярных методов.

Экспертный опрос в современном виде часто строится на совместном использовании различных методов, форм и процедур.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.