Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процедура и критерии отбора экспертов






 

Качество и надежность экспертных оценок повышает упорядоченный подбор экспертов. Критерии отбора экспертов:

1. Степень компетентности эксперта. Ее показатели – род занятий, ученая степень, ученое звание, стаж работы по интересующему профилю, служебное положение, число опубликованных работ и т.д.

2. Эксперт должен ориентироваться в последних достижениях современной науки в тех областях, которые являются предметом экспер­тизы.

3. Сочетание узкой специализации и общего кругозора эксперта.

4. Способности эксперта к анализу и синтезу изучаемых проблем, уме­ние перерабатывать и усваивать качественно новую информацию.

5. Высокие моральные качества эксперта.

6. Требуется сочетание психологически приемлемых друг для друга в
группе экспертов различного возраста, различных научных школ и т.д.
Экспертная группа не может быть многочисленной.

Методы отбора экспертов:

1. Объективный - использование специальных методик отбора, субъективный - привлечение к процедуре отбора самих потенциаль­ных экспертов. Объективный подход имеет два варианта:

а) документальный метод - подбор экспертов на основе социально-
демографических данных.

б) экспериментальный метод - отбор на основе тестирования кандидата.

2. Субъективный подход также имеет несколько вариаций:

а) аттестация - подбор экспертов осуществляется с помощью открытого или тайного голосования потенциальных членов будущей экспертной группы (может проводиться в несколько туров);

б) метод взаимной оценки в баллах или ранжированием;

в) метод самооценки компетентности.

Наиболее удобная форма самооценки экспертов – совокупный индекс, рассчитанный на основании оценки экспертами своих знаний, опыта и способностей по ранговой шкале с позициями «высокий», «средний», «низкий». При этом ряд исследователей предлагают первой позиции приписывать значение «1», второй – «0, 5», третьей – 0. В таком случае можно вычислить совокупный индекс – коэффициент уровня компетентности эксперта: сумма числового значения самооценки экспертом уровня своих теоретических знаний, числового значения самооценки практического опыта, числового значения самооценки способности к прогнозу (в баллах от 1 до 0) деленная на три. Коэффициент компетентности может изменяться от 1 (полная компетентность) до 0 (полная некомпетентность). Обычно в группу экспертов включают тех, у кого индекс компетентности не ниже 0, 5.

Метод коллективной оценки применяется в случае, если эксперты знают друг друга как специалисты. Для этого предлагается в заранее подготовленном списке отметить необходимое количество наиболее компетентных специалистов. Можно использовать социоматрицу, где по вертикали расположены те, кого выбирают, а по горизонтали – кто выбирает. Внутри таблицы можно использовать следующее распределение: число 1 означает выбор, 0 – отсутствие выбора. В последнем столбце таблицы приводится сумма голосов (см. таблицу 2).

Таблица 2

Коллективная оценка компетентности эксперта

 

Кого назвали Кто назвал Количество выборов
                   
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
Итого                      

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.