Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Процедура и ситуация интервью
Длится интервью в среднем от 10 минут до полутора часов, структура его напоминает структуру анкеты. Вначале интервьюер называет себя и представляемую им организацию, не подчеркивая свою личную заинтересованность в содержании интервью. Например, «Я – интервьюер (название учреждения). Меня зовут…. Мы проводим исследование об отношении граждан к…. Вы не возражаете, если я задам Вам несколько вопросов?». Для «утепления» атмосферы интервьюер может начать разговор с отвлеченных тем: о погоде, о том, как искал дорогу по адресу респондента – о чем угодно, что покажется уместным для установления первого контакта. После установления первого контакта необходимо его закрепить, осуществляя первые вопросы по плану интервью. На этом этапе воспрещены сомнения относительно компетентности опрашиваемого и настораживающие вопросы. Далее следуют основные вопросы, переход к которым сопровождается вводными словами, например, «Теперь позвольте перейти к некоторым вопросам относительно…». В ходе беседы интервьюер подытоживает логические части беседы. В заключение он может вернуться к некоторым вопросам, на которые получены неполные ответы. Когда содержание интервью исчерпано, респондента просят дать некоторые сведения о себе. Интервьюер благодарит за беседу, еще раз подчеркивая, что она была очень важна для исследования и что сведения не будут использованы ни в каких иных целях, кроме изучения вопроса в целом. Регистрация результатов интервью может производиться по ходу разговора с разрешения интервьюируемого. Лучше всего, если беседу ведет один человек, а регистрирует другой. В протокол интервью заносятся и вопросы, и ответы, в том числе дополнительные вопросы и реплики. Удобно, когда в протоколе на полях используют место для заметок. Здесь можно отмечать особенности поведения респондента: «сильно взволнован», «молчание», «воодушевился» и т. д. Опытный интервьюер пользуется условными значками для заметок, которые он расшифровывает при окончательном оформлении протокола. В заключение протокола желательно фиксировать общее впечатление о собеседнике, для чего выделяется раздел «Особые отметки. Общее впечатление». Интервьюер и его ассистент подписывают протокол, отмечают дату и место проведения интервью. Интервью – это ремесло. Оно полагается на суждения квалифицированного исследователя. Результат зависит от знаний, сензитивости и эмпатии интервьюера, по мнению С. Квале. Как правило, в интервью используются вводные вопросы («Не могли бы Вы рассказать о…?»), отслеживающие вопросы, показывающие внимательность интервьюера и его активное слушание. Кроме того, используются вопросы, которые могут носить проясняющий характер, могут быть прямыми и косвенными, структурирующими («Сейчас я хотел бы перейти к другой теме…»), вопросы-интерпретации («Правильно ли я понял, что…?»). Продумывая вопросы интервью, желательно не ставить вопросы «в лоб» (лучше их ставить в косвенной форме), вопросы не должны быть внушающими, носить форму утверждения («Видимо, Вы регулярно ссоритесь?»), вопросы должны быть краткие, понятные собеседнику. При этом важно слушать собеседника, показывать это взглядом, мимикой, жестами, наклоном тела; давать возможность собеседнику высказаться, не торопить его, не прерывать; не демонстрировать своего отношения к содержанию вопроса и ответа, а также к собеседнику. В процессе интервьюирования необходимо использовать коммуникативные техники, направляя и стимулируя респондента; быть активно-внимательным, создать атмосферу доверия. Методы стимулирования процесса интервью: · выражение согласия; · использование коротких пауз; · повторение основного вопроса; · частичное несогласие; · указание на противоречие в ответах; · повторение последних слов респондента; · уточнение путем неправильного повторения ответа; · требование добавочной информации.
|