Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разделы программы






 

Программа социологического исследования состоит из двух разде­лов - методологического и методико-процедурного. Программа дополняется рабочим планом.

Первый, методологический, раздел программы включает в себя:

1. Формулировку проблемы, определение объекта и предмета исследования.

2. Определение цели и постановку задач.

3. Интерпретацию и уточнение основных понятий.

4. Предварительный системный анализ объекта исследования.

5. Формулировку рабочих гипотез.

Остановимся на каждом пункте подробнее.

Исходным пунктом всякого исследования является проблемная ситуация, потому разработка программы социологического исследования начинается с формулировки проблемной ситуации.

Вообще, социальной проблемой принято называть поставленную самой жизнью противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы тех или иных социальных общностей и институтов.

При этом можно выделить две стороны проблемной ситуации: гносеологическую и предметную.

В гносеологическом смысле (т. е. с точки зрения познавательного процесса) проблемная ситуация – это знание о незнании, несоответствие или противоречие между знанием о потребностях людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий.

Предметная сторона проблемы социологического исследования - это явления и процессы, вызывающие беспокойство, например, ситуация непонятна, имеет место социальная дезорганизация, конфликт интересов социальных групп, отдельных личностей. Последние угрожают стабильности и потому особенно заслуживают внимания.

Предметная и гносеологическая стороны социальной проблемы тесно взаимосвязаны. В одном случае - это недостаточная осведомленность о реальной ситуации. В других случаях - это обнаружение таких процессов и явлений, природа которых на сегодняшний день необъяснима, что указывает на невозможность прогнозирования их функционирования.

Итак, социальной проблемой можно назвать такое обнаруживаемое на любом уровне социальной жизни противоречие между сущим и должным или желаемым (т. е. тем, что есть, и тем, что должно быть или хотелось бы, чтобы было), которое в обществе (сообществе) вызывает напряженность и которое оно намеревается преодолеть.

Социальная проблема может вовсе не осознаваться как общественная потребность, если ее условия и поведение людей не достигли того уровня, на котором она становится очевидной, общество может не ощущать давления одних проблем и преувеличивать роль других. Наконец, будучи осознаваемой, она не обязательно становится предметом анализа и целенаправленных действий, так как для этого нужны активная заинтересованность и готовность к практическим преобразованиям. Именно такая готовность и заинтересованность дают основу «социального запроса» в исследовании. Специалист по социальной работе, осознавая социальную проблему на групповом или индивидуальном уровне, устанавливает ее причинно-следственные связи, выявляет ее характер и состояние во всем их многообразии. Попытка исследовать только «удобные» факторы протекания проблемы приводит к «однобоким», необъективным выводам и, как следствие, к серьезным просчетам при разработке и реализации социальных программ.

Социальные проблемы могут быть различными по времени действия – краткосрочными, среднесрочными и длительными. По глубине противоречия различают проблемы одноплановые, затрагивающие одну из сторон социального явления или процесса, и системные, отражающие дисбаланс всей системы. Например, снижение уровня жизни граждан как социальная проблема отражает дисбаланс не только в экономической, но и политической, духовно-культурной сферах общества.

В-третьих, противоречия могут носить функциональный характер, связанный с нарушением причинно-следственных связей социального явления или процесса.

Социальные проблемы существенно разнятся и по масштабности. Одни не выходят за рамки сообщества, организации, города или поселка, другие затрагивают интересы целых регионов, больших социальных групп и общественных институтов. Наконец, на высшем уровне социальная проблема затрагивает интересы и потребности всего общества и становится социетальной. Таким образом, можно говорить об общегосударственном, региональном и местом характере социальной проблемы. Специалист по социальной работе должен учитывать все уровни проявления проблемы, от индивидуального до общечеловеческого или планетарного масштаба. Однако, работая с клиентом, специалист стремится разрешить социальную проблему на индивидуальном уровне, поэтому он учитывает в первую очередь факторы, на которые он в состоянии воздействовать и которые способны улучшить трудную жизненную ситуацию клиента.

Рассмотрим, как формулируется проблема в исследовании. Обычно исследователь начинает с некото­рой общей постановки вопроса, а затем уточняет его в серии более разветвленных форму­лировок, т. е. конкретизирует проблему.

Требования к развертыванию проблемы:

- возможно точное разграничение между проблематичным, неизвестным и известным, непроблематичным.

- отчетливое отделение друг от друга существенного и несущественного в отношении проблемы.

- расчленение общей проблемы на ее элементы и упорядочивание их по приоритету.

Обобщая вышесказанное, можно заключить, что постановка научной проблемы предполагает:

- обнаружение дефицита знаний;

- осознание потребности в устранении этого незнания;

- описание проблемной ситуации;

- формулирование проблемы на научном языке.

Социальную проблему отражает объект, а предмет – те свойства и стороны объекта, которые содержат противоречие.

В исследовании теоретико-прикладного характера сначала уточняется его предмет, а за­тем - реальные объекты, изучение которых позволяет найти типовое решение проблемы; а в прикладном исследовании уточняется предмет анализа заранее определенного объекта исследования.

Проблема исследования всегда имеет своего конкретного носителя – ту или иную общность людей. Например, в качестве носителя проблемы могут выступать подростки, молодые люди, безработные граждане, пенсионеры и т. д.

Объект социологического исследования - это явление или процесс, носитель социальной проблемы (область социальной действительности, деятельность людей, люди, с которыми эта проблема связана), а не сама проблема. Им может быть социальный процесс или область социальной действительности. Объект социологического исследования – это то, на что направлен процесс познания. Он содержит социальную проблему.

Необходимо придерживаться следующих требований к объекту:

· четкие обозначения явления по профессиональной (отраслевой) принадлежности, пространственной ограниченности, функциональной направленности;

· определенная временная ограниченность;

· возможность количественных измерений объекта.

Описание объекта является важным элементом исследования. Исследователь, описывая объект, не только уточняет проблему, но и углубляет ее, уточняет цель и задачи, подходит к постановке гипотез о структуре объекта, характере связей между изучаемыми социальными явлениями; к подходам к решению проблемы.

Предмет социологического исследования отражает стороны и свойства объек­та, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению. Обычно предмет содержит в себе центральный вопрос проблемы, или тему.

Правильный выбор предмета социологического исследования определяется четкой постановкой проблемы, формулировкой цели и задач исследования и системным анализом объекта.

После определения проблемы, предмета и объекта ставятся цели и задачи.

Цель вытекает из проблемы. Цель исследования ориентирует его на конечный результат, теоретико – познавательный или практически – прикладной.

Если основная цель исследования определяется как теоретико-прикладная (поиск типового ре­шения проблемы с последующим его приложением к практике), то при разработке программы главное внимание должно уделяться изучению научной литературы, построению концепции предмета и т.д. Если - при­кладная (связанная с практическим регулированием определенных социальных процессов), то исследователь должен исходить из специфики объекта и практических задач.

Цель должна формулироваться как безусловная. Иначе говоря, не следует ставить цель проекта в зависимость от неопределенных обстоятельств, которые могут произойти или не произойти в будущем.

Цель также должна предусматривать итоговый результат. Такой результат может быть представлен в достаточно обобщенной форме (детали конкретизируются при постановке задач) и выражать ценностную установку инициатора.

В соответствии с целью исследования формулируются более частные задачи. Задача социологического исследования - это совокупность конк­ретных целевых установок, направленных на анализ и решение пробле­мы.

Задачи исследования включают в себя конкретные действия, которые предстоит осуществить. Задачи прямо вытекают из цели проекта. Конкретность и обозримость результата реализации - отличительная сторона и главное требование к формулировке задач.

В тексте проекта задачи формулируются сразу вслед за целью, поскольку через них цель и приобретает свою конкретность. Принято использовать для представления задач грамматические конструкции с глаголом в форме инфинитива: рассмотреть, проанализировать, исследовать, обобщить, систематизировать, выявить и т.д.

Итак, задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования. При постановке задач главным недостатком следует считать неконкретность и отсутствие увязки с реальностью.

В исследованиях, ориентированных на решение теоретических науч­ных проблем, основными будут теоретические задачи, а практические за­дачи выступают как не основные; в прикладном исследовании, наоборот, практические задачи - основные.

Основные задачи исследования отвеча­ют его цели, дополнительные ставятся для подготовки будущего исследо­вания, для решения некоторых методических задач и т.д.

Различают следующие виды задач:

· основные, отвечающие целевой установке исследования;

· частные, которые логически связаны с основными;

· дополнительные – ставятся для подготовки будущих исследований, проверки побочных гипотез.

Основные и дополнительные задачи не могут быть перемешаны, что бывает в коллективной работе.

Конкретные задачи ставятся перед развертыванием каждого раздела программы. Они вытекают их целей.

Таким образом, формулировка задач – это не единовременный процесс, а постепенный и зависящий от цели. Цель исследования диктует структуру его основных задач, теоретических и практических. Практические задачи уточняются частными программными задачами. Кроме того, может быть поставлено некоторое число побочных, дополнительных задач.

Исследователь должен быть готов к тому, что по мере развития исследовательского процесса будут уточняться частные задачи, возникать новые, и так до конца работы.

Значительное место в программе социологического исследования за­нимает рассмотрение основных понятий, в которых описывается соци­альная проблема. Все понятия исследования должны быть сведены до ясных, однозначно трактуемых.

Поиск эмпирических значений понятий называют его эмпирической интерпретацией, а определение этого понятия через указа­ния правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков - операциональным определением.

Эмпирически интерпретировать понятие - значит найти такой индикатор (показатель), который отражал бы какую-то важную часть содер­жания этого понятия, признак, который можно было бы измерить. Это поиск эмпирических признаков, поясняющих значение терминов. Чтобы успешно решить данную задачу, необходимо прибегнуть к энциклопедическим и толковым словарям, справочникам, специальной литературе. Особое внимание требуют объемные понятия, такие как «образ жизни», «девиация» и т.д., имеющие множество отличающихся друг от друга определений, и здесь необходимо выбрать адекватную трактовку. Интерпретация центрального понятия предполагает вычленение понятий, которые входят в него.

Процедура операционализации продолжает и детализирует интерпретацию основного понятия. Такая детализация заключается в расчленении ранее выделенных составляющих основного понятия на их элементы с последующей их интерпретацией. По­лучаемые при этом еще более простые понятия называются операциональ­ными понятиями. Например, при изучении социальной адаптации молодых людей на рынке труда анализ понятия «социальная адаптация» предполагает выделение таких составляющих, как адаптация психологическая, экономическая, профессиональная и т. д. Понятие «насилие» можно подразделить (операционализировать) на экономическое, психологическое, физическое насилие. Эти понятия, в свою очередь, можно операционализировать далее в соответствии с задачами исследования.

При разработке программы социологического исследования выделяются в первую очередь ключевые понятия, выражающие узловые точки изучаемой проблемы. Именно они подвергаются эмпирической интерпретации.

Процесс логического анализа основного понятия в социологическом исследовании состоит из двух этапов:

1. определение главных сторон предмета исследования путем интерпретации такого понятия, которое наиболее полно выражает его сущность;

2. выявление совокупности операциональных понятий, на которые раскладывается основное понятие.

Параллельно с интерпретацией основных понятий осуществляется предварительный системный анализ объекта, т.е. систематизация имею­щихся сведений в данной предметной области и применительно к данно­му объекту.

Цель предварительного системного анализа - построение гипотетической модели (концептуальной модели) объекта как системы, вы­явление его элементов и связей, что позволяет далее сформулировать об­щие и частные гипотезы исследования.

Работая над программой исследования, необходимо выдвинуть гипотезу.

Гипотеза в социологическом исследовании - это обоснованное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.

Гипотеза является главным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования. Логическая конструкция гипотезы: «Если…., то…». Первая посылка выдвигает условие, а вторая утверждает следствие из данного условия. Если исследование не подтверждает следствие, гипотеза опровергается, но подтверждение следствия не дает логических оснований для достоверности гипотезы. Подтверждение делает гипотезу правдоподобной, вероятной. Отсюда одно из принципиальных требований к хорошей гипотезе: чем больше следствий она содержит, тем более вероятно ее подтверждение.

Гипотезы формируются из системного анализа объекта по предмету исследования. Важно, чтобы гипотезы были логически связаны в систему доказательств выдвинутого объяснения. В таком случае подтверждение одной гипотезы дает дополнительные основания для принятия связанной с ней посылки. Проверка следующего следствия из общей посылки предполагает новые подтверждения и так дальше.

Классификация гипотез:

1. По степени общности предположений различают гипотезы-основания и ги­потезы-следствия. Гипотезы-основания (исходные) должны быть развернуты в целую цепочку гипотез-следствий. Исходные гипотезы должны быть развернуты в целую цепочку выводных гипотез-следствий. В эмпирическом исследовании проверяются именно гипотезы-следствия, которые сформулированы в менее общих понятиях, чем исходные предположения. В противном случае гипотеза непроверяема в эмпирических данных.

Проверка гипотез-следствий (выводных) возможна лишь в том случае, когда все термины были интерпретированы.

2. По степени разработанности и обоснованности - первичные и вто­ричные. Первичные еще называют рабочими. Вторичные выдвигаются взамен первых, если те опровергаются.

3. По содержанию предположений о предметной области проблемы - описательные и объяснительные.

4. С точки зрения задач исследования - основные и неосновные.

5. Эмпирические и теоретические.

6. Научные и статистические.

Требования к построению гипотез следующие:

1. Гипотеза должна отвечать исходным принципам общесоциологической теории.

2. Гипотеза не должна противоречить известным и прове­ренным фактам.

3. Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации.

4. Гипотеза должна быть проверяемой при данном уровне теоретических знаний и практических возможностях исследования.

5. Логический анализ гипотезы должен установить ее внутреннюю
непротиворечивость.

6. Гипотезы должны быть содержательными.

7. Гипотезы должны быть операциональными (потенциально опровергаемыми).

8. Гипотезы должны формулироваться в виде их альтернатив.

9. Гипотеза может отвергаться, но не может быть принятой окончательно.

10. Любая гипотеза должна быть открыта для последующей проверки.

11. Количество и качество гипотез определяется творческими способностями исследователя, т.к. для доказательства какой-либо закономерности можно привести множество объяснений, выделить множество направлений поиска.

12. В ходе эксперимента количество гипотез ограничивают до 2-х – основной и альтернативной.

Для повышения подтверждаемости гипотезы необходимо:

· стремиться к выдвижению возможно большего числа взаимосвя­занных гипотез;

· указать для каждой гипотезы возможно большее число эмпиричес­ких показателей входящих в нее переменных.

Таким образом, весь исследовательский процесс состоит из непрерывной постановки и проверки предположений: центральной гипотезы, следствий из нее, вторичных гипотез. При этом внимание должно быть сконцентрировано на центральной гипотезе и вытекающих из ее содержательно проверяемых следствий.

После разработки методологических основ, необходимо перейти к следующему разделу программы.

Второй, методический (процедурный) раздел программы включает в себя:

1. Принципиальный (стратегический) план исследования.

2. Определение обследуемой совокупности (системы выборки).

3. Набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных.

В соответствии с разработанными гипотезами, целями и задачами исследования в каждом конкретном случае строится собственная исследо­вательская стратегия - стратегический план. Основная предпосылка для выбора принципиального плана - состояние наших знаний к моменту сбора эмпирических данных и отсюда - возможность для разработки гипотез.

Различают четыре варианта стратегического плана исследования:

1. Раз­ведывательный (формулятивный) план. Цель разведывательного плана - уточнение проблемы и формули­ровка гипотез. Применяется он в случае отсутствия ясных представлений об объекте исследования.

Такой план предполагает три стадии работы:

· тщательная работа с документами, проработка литературных источников;

· проведение интервью с экспертами (специалистами), работающими над аналогичными проблемами, и практиками, занятыми в изучаемой области, с целью получения дополнительных знаний и формулировки гипотез, а также поиска надежных документальных сведений;

· разведывательное наблюдение.

Разведывательный план необходимо отличать от пробного или пилотажного исследования, которое осуществляется для проверки методик исследования.

2. Описательный (аналитический) план. Цель описательного плана - строгое описание качественно-количественных особенностей объекта. Используется тогда, когда имеющиеся знания объекта позволяют сформулировать описательную гипотезу. Сбор информации по описательному плану проводится на основе выборочного или монографического исследования, анкетирования, группировки.

Типичные примеры исследований описательного плана - опросы общественного мнения, в которых фиксируются оценки и суждения населения по проблемам экономической, социальной, политической и культурной жизни.

3. Эк­спериментальный план. Цель экспериментального плана - установление причинно-след­ственных связей в объекте. Его применяют при условии достаточно высоких знаний в изучаемой области, что позволяет выдвинуть объяснитель­ные гипотезы. Наиболее надежным методом здесь является проведение социального эксперимента.

Особую разновидность экспериментального плана образуют исследования, цель которых - поиск управленческих решений. При организации практического эксперимента возникают специфические задачи, отличные от тех, которые приходится решать при работе по аналитико-экспериментному плану в научных целях.

Перечисленные варианты общего плана относятся к разовым обследованиям, в которых сбор данных осуществляется в максимально короткие сроки во избежание искажающих временных воздействий.

4. Повторно-сравнительный план. План повторно-сравнительного исследования в отличие от трех предыдущих применяется для выявления тенденций социальных процессов и предполагает сопоставление данных в определенном временном интервале. Сравнительные исследования проводятся также и в рамках одного временного интервала для того, чтобы установить общность и специфику социальных проблем в региональном, социально-культурном и других разрезах.

Нередко в одном исследовании мы проходим все или несколько стадий: начиная с формулятивного плана, переходим к выдвижению описательных гипотез и осуществляем описательный план, а затем приступаем к уяснению функциональных и причинных связей путем реализации экспериментального или псевдоэкспериментального плана исследования.

Кроме стратегического плана исследования в методическую часть программы включается характеристика применяемых методов и приемов сбора первичной информации (анкетного опроса, интервью, наблюдения и др.), приводится логическая структура методического инструментария. Сам инструментарий прилагается к программе в качестве самостоятельного документа.

В проекте выборки (определение обследуемой совокупности соци­альных объектов) указываются принципы выделения из объекта совокупности людей, документов, иных источников первичной социологической информации, в которой и будет проведен опрос, наблюдение, контент-анализ и т. д. Наряду с перечисленным в программе уместно обозначить и набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных.

 

Рабочий план социологического исследования

Основные процедурные мероприятия, связанные с качественным проведением социологического исследования отражает его рабочий план.

Рабочий план шире программы исследования. Его задача - упорядо­чить основные этапы исследования в соответствии с программой, кален­дарными сроками, материальными и людскими затратами. Здесь концепция соединяется с организационными действиями: отбираются мероприятия в соответствии с задачами, вводится в достижение результата этапность, работы увязываются с ресурсами, устанавливаются сроки проведения исследования, ответственные исполнители, определяются объемы финансирования, фиксируются контрольные стадии и конечный результат.

Структурные компоненты рабочего плана включают его этапы и различные по видам и форме научно-исследовательские и технические про­цедуры и операции. В плане они могут быть сгруппированы в четыре блока.

Первый блок включает порядок обсуждения и утверждения программы и методического инструментария, формирование и подготовку анкетеров или интервьюеров (модераторов, кодировщиков текста), проведение пилотажного исследования, внесение корректив по его итогам в программу и инструментарий, размножение инструментария (анкеты, бланки интервью, бланки наблюдения и т. д.), составление сметы и расчет материальных и финансовых затрат на исследование.

Второй блок включает все виды работ, обеспечивающих проведение полевого исследования - изучение объекта в естественных, «поле­вых» условиях. Здесь предусматриваются выбор соответствующего времени и места исследования, информирование опрашиваемых о нем, сбор заполненных анкет, бланков или протоколов.

Третий блок охватывает совокупность операций, связанных с подготовкой первичной информации к обработке и собственно ее обработкой: кодировка открытых и полуоткрытых вопросов, ввод первичной информации в компьютер и т. д.

Четвертый блок включает виды работ, связанные с анализом результатов, подготовкой текста итогового отчета, аналитической записки, выработкой практических рекомендаций, возможных прогнозов.

Самый простой план строится как таблица, в которой строки отражают содержание действий, а столбцы - параметры, важные для организации дела (см. таблицу 1).

Таблица 1

Примерный рабочий план социологического исследования

 

Содержание мероприятий Сроки исполнения Ответственные за исполнение Финансовое обеспечение и другие ресурсы
         
         

 

При планировании надо исходить из того, что ресурсы ограничены. Но нередко какой-то из видов ресурсов имеется в избытке и легко доступен. Возникает искушение воспользоваться этим обстоятельством. Рациональное планирование должно противостоять такому искушению, поскольку привлечение излишних ресурсов отвлекает усилия от других видов деятельности.

Рассчитанный по времени, ресурсам и затратам, план выступает в качестве управленческого средства осуществления исследования и контроля за его реализацией.

Итак, для проведения эмпирического исследования необходимо подготовить программу и рабочий план социологического эмпирического исследования, в которых обозначены ключевые моменты методологии и методики проведения исследовательских процедур.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.