Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационная среда менеджмента






Организация составляет одну из важнейших функций современно­го менеджмента, осуществление которой – наиболее существенная часть деятельности руководителей всех уровней.

Для обеспе­чения качественной подготовки и выполнения управленческих ре­шений с целью реализации принятой стратегии развития предприя­тия необходимо:

Ø установить состав требуемых ресурсов и исполнителей,

Ø распределить задания,

Ø скоординировать работу испол­нителей во времени,

Ø наладить кооперацию участников,

Ø обеспечить контроль и взаимную информацию и пр.

Выполнение перечисленных задач осуществляется путем создания организационной среды предприятия, установления определенных взаимоотношений между ее элементами и регулирования порядка и условий их функциониро­вания.

Организационная среда в менеджменте представляет совокупность подразделений производства и управления, а также связей между ними, обеспечивающих при их функционировании рациональное сочетание во времени и в пространстве всех элементов производственного процесса с целью наиболее эффективного выполнения принятых плановых решений [4].

Организационная среда в менеджменте обеспечивает рациональ­ное сочетание во времени и в пространстве всех элементов производ­ственного процесса с целью наиболее эффективного выполнения принятых плановых решений. В этом отношении организация высту­пает средством исполнения плановых заданий и определяет условия, в которых они будут осуществляться. Последнее положение является очень важным, так как оно требует гибкой организации и динамич­ного изменения ее в зависимости от содержания и масштабов дея­тельности предприятия.

Современные теории и практика менеджмента обладают большим разнообразием форм и видов организационной среды предприятия. Существенными признаками для систематизации и классификации ее видов являются задачи, формы и способы возникновения органи­зационных решений (рис. 4).

 
 

 

 


В пространстве Специализация Формальная
Концентрация
Во времени Кооперирование Неформальная
Комбинирование

 

Рис. 4. Виды и формы организационной среды предприятия

 

В зависимости от задачи различают

è организацию производствен­ных процессов в пространстве (где? кто?),

è организацию процессов во времени (когда?).

Организация процессов в пространстве означа­ет формирование организационной структуры предприятия, соответ­ствующей характеру и масштабам его деятельности. Под организаци­онной структурой понимаются состав и формы взаимосвязи элемен­тов предприятия. Элементами структуры выступают отдельные руко­водители и работники, службы и подразделения предприятия. Орга­низационная структура формируется из двух взаимосвязанных состав­ных частей:

- структуры управления,

- производственной структуры предприятия.

Структура управления определяется как форма распределения и координации управленческой деятельности на предприятии. Она вклю­чает состав органов управления и устанавливает характер отношений между ними.

При формировании структуры управления:

«выбирается тип структуры (линейная, линейно-штабная, матричная и др.),

«оп­ределяются состав и функции органов управления,

«распределяются полномочия между руководителями разного уровня,

«устанавливают­ся процедуры и методы обоснования управленческих решений, по­рядок их согласования и организации исполнения,

«согласовывается информационное обеспечение органов управления.

Большинство структур управления на предприятиях носит иерархический характер и основывается на делегировании полномочий и ответственности руководителей разного уровня.

Производственная структура предприятия определяется составом основных производственных подразделений предприятия и характе­ром их взаимосвязи. Состав подразделений зависит от особенностей осуществляемых производственных процессов и масштабов деятель­ности предприятия. Характер взаимосвязи подразделений определя­ется исходя из принятого принципа их специализации. Под специа­лизацией понимается целенаправленное закрепление за определен­ными подразделениями и службами предприятия ограниченного пе­речня работ или выполняемых функций.

В практике используется три типа специализации подразделений:

1) целевая,

2) функциональная,

3) сме­шанная.

При целевой специализации за подразделениями закрепля­ются целевые задания, связанные с производством конечного про­дукта (предметная или подетальная специализация), выполнением отдельных проектов или развитием определенного направления (те­матическая специализация).

При функциональной специализации под­разделения предприятия выполняют определенные функции, части производственного процесса или виды технологических операций (технологическая специализация).

Сме­шанная специализации предполагает органическое сочетание первых двух типов.

Выбор конкретной формы специа­лизации и типа производственной структуры предприятия должен быть направлен на обеспечение строгой ответственности подразделе­ний за качество и своевременность выполнения работ, их четкого взаимодействия при осуществлении отдельных проектов, исключе­ние дублирования.

При формировании организационной среды менеджмента, как правило, сначала формируется производственная структура предпри­ятия, а затем как производная от нее строится организационная струк­тура управления предприятием.

Организационные структуры пред­приятий отличаются значительным разнообразием. Их типология и условия применения рассматриваются в последующих главах настоя­щего пособия. Выбор конкретной организационной формы предпри­ятия зависит от таких объективных факторов, как масштабы его дея­тельности, широта производственного профиля фирмы, специфика выпускаемой продукции или оказываемых услуг, уровень коопера­ции и полнота производственного цикла осуществляемых работ.

Важно отметить, что организационная структура предприятий яв­ляется динамичным, гибко реагирующим на изменения внешних и внутренних условий элементом современного менеджмента. Сочетание различных типов структур в рам­ках одной фирмы создает условия для наиболее рациональной про­странственной организации осуществляемых процессов.

Организацию процессов во времени заключается в сочетании всех элементов производственного процесса во времени, т.е. определении наиболее рациональной последовательности и сро­ков выполнения всех работ. На решение этой задачи влияет содержа­ние самих проектов, состав участников и располагаемых ресурсов, организационная структура предприятия и многие другие факторы.

Организация процессов во времени включает:

- структуризацию про­изводственных процессов,

- подготовку кооперации предприятия с другими фирмами и координацию их деятельности,

- доведение от­дельных заданий до исполнителей,

- обеспечение равномерной и дос­таточно высокой загрузки всех участников работ по проектам с це­лью их своевременного и экономного выполнения.

Организация про­цессов во времени тесно связана с оперативным планированием.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.