Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Удк 332(075. 8) ббк 65. 32-5я73






Ш

МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ «АГРООБРАЗОВАНИЕ»

С. Н. ВОЛКОВ

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

В ХОДЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ

(1991—2005 годы)

Том 8

Рекомендовано УМО по образованию в области землеустройства и кадастров в качестве учебно­го пособия для студентов высших учебных заве­дений, обучающихся по направлению 120300 «Землеустройство и кадастры» и специальнос­тям: 120301 «Землеустройство», 120302 «Земель­ный кадастр», 120303 «Городской кадастр»

МОСКВА «КолосС» 2007


УДК 332(075.8)

ББК 65.32-5я73

В67

Редактор Н. М. Щербакова

Рецензенты: доктор экономических наук, профессор В. В. Ко-синский (Государственный университет по землеустройству) и доктор экономических наук, профессор А. С. Косякин (НИИСадо-водства Нечерноземной зоны)

Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печа­ти и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой про­граммы «Культура России»

Волков С. Н.

В67 Землеустройство. Т. 8. Землеустройство в ходе земельной реформы (1991-2005 годы). - М.: КолосС, 2007.-399 с, [8] л. ил.: ил. — (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений).

ISBN 978-5-9532-0467-5 (Т. 8)

ISBN 978-5-9532-0275-6

Даны виды, содержание и объем землеустроительных работ, выполнен­ных в ходе земельной реформы в нашей стране в 1991—2005 годах. На осно­ве оценки состояния землеустройства, современных требований к землеус­троительному обеспечению планирования и организации рационального использования и охраны земель рассмотрены приоритетные направления проведения землеустроительных работ в Российской Федерации на бли­жайшую перспективу.

Для студентов вузов, обучающихся по направлению 120300 «Землеуст­ройство и кадастры» и специальностям: 12030! «Землеустройство», 120302 «Земельный кадастр» и 120303 «Городской кадастр», а также для аспиран­тов, преподавателей и специалистов в области землеустройства и кадастра объектов недвижимости.

УДК 332(075.8) ББК 65.32-5я73

ISBN 978-5-9532-0467-5 (Т. 8) © С. Н. Волков, 2007

ISBN 978—5—9532—0275—6 © Издательство «КолосС», 2007


ВВЕДЕНИЕ

Предпринимаемые Правительством Российской Федерации меры по ускоренному развитию экономики страны за счет повы­шения эффективности использования земельных ресурсов в со­ставе земельно-имущественного комплекса государства показали, что землеустройство является основным механизмом осуществле­ния проводимой земельной политики и одновременно сдержива­ющим фактором земельных преобразований. Так, в рекомендаци­ях Рабочей группы по управлению земельными ресурсами Коми­тета по населенным пунктам Европейской экономической комис­сии Экономического и социального совета Организации Объединенных Наций (ООН), данных в «Обзоре управления зе­мельными ресурсами в Российской Федерации» (2003 г.), указано, что в Российской Федерации в настоящее время неэффективно организовано землеустройство с точки зрения общих концепций, ведомственных функций и методов реализации (часть 1, пункт 36).

В этом же документе отмечается, что для стимулирования рын­ка земель в России, в том числе рынка земель сельскохозяйствен­ного назначения, необходима «... правительственная поддержка в проведении землеустройства...» (пункт 40)'.

Такое положение требует анализа состояния землеустройства, совершенствования системы землеустроительных действий, зем­леустроительной документации, землеустроительного процесса, кадрового обеспечения земельных преобразований.

С момента выхода учебника в серии «Землеустройство» (том 1 «Теоретические основы землеустройства») в правовом регулирова­нии проведения землеустройства, а также в его организации и осу­ществлении произошли существенные изменения.

Были приняты: новый Земельный кодекс Российской Федера­ции (2001 г.), новый Градостроительный кодекс Российской Фе­дерации (2004 г.), федеральные законы «О землеустройстве» (2001 г.), «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

'Материалы третьей сессии Рабочей группы по управлению земельными ре­сурсами. Комитет по населенным пунктам Европейской экономической комис­сии Экономического и социального совета ООН. — 64-я сессия. — Женева, 17— 18 ноября 2003 г. (пункт 4 «Б» предварительной повестки дня. — С. 17).


(2002 г.) и другие нормативные правовые акты, вносящие измене­ния в содержание и методы проведения землеустройства. После 2001 г. были приватизированы государственные землеустроитель­ные предприятия системы «РосНИИЗемпроект» — Гипроземы, в сфере землеустройства начали работать саморегулируемые орга­низации, частные землеустроительные предприятия и индивиду­альные предприниматели без образования юридического лица.

Было отменено лицензирование землеустроительных работ, преобразована землеустроительная служба, изменены ее полномо­чия. Новое развитие получили технологии и методы проведения землеустройства.

Это требует изучения изменений совершенствования образова­тельного процесса в сфере землеустройства и их учета специалис­тами в своей производственной деятельности, что является целью настоящего пособия.

Следует подчеркнуть, что большинство норм Федерального за­кона от 18.06.2001г. «О землеустройстве» («Собрание законода­тельства Российской Федерации», 2001, №26, ст. 2582), а также подзаконных актов, принятых в 2002—2005 гг. в его развитие, вы­полняется в настоящее время не полностью, что не позволяет сде­лать научно обоснованных выводов об эффективности землеуст­ройства и необходимости корректировки законодательства в этой сфере.

С принятием нового Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. в российском законодательстве воз­никли противоречия, разрешение которых требует неотложного урегулирования различных отраслей права (земельного, гражданс­кого, лесного, водного и др.), а также регламентирования осуще­ствления градостроительной и землеустроительной деятельности.

Поэтому восстановление надлежащей системы землеустройства в Российской Федерации — главнейшая задача, решение которой обеспечит включение земли в экономический оборот, создание цивилизованного земельного рынка, организацию рационального использования земель и их охрану.

Создание новой, эффективной для современных условий сис­темы землеустройства — сложное и многогранное мероприятие, включающее в себя нормативное правовое обеспечение землеуст­роительных действий; обоснование содержания и приоритетных направлений землеустроительных работ, выполняемых на феде­ральном, региональном и местном уровнях; определение источни­ков их финансирования; совершенствование процессуальных и организационных вопросов землеустройства, разработки земле­устроительной документации; уточнение функций землеустрои­тельных органов и организаций, решение вопросов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и др.

В этой связи для взаимосвязанного, комплексного и научно обоснованного решения указанных выше мероприятий необходи-


ма разработка концепции развития землеустройства на перспекти-ку, которая должна стать основой всех преобразований землеуст­роительной деятельности в Российской Федерации.

В 2005 г. учеными и специалистами Государственного универ­ситета по землеустройству по заказу Федерального агентства када­стра объектов недвижимости (Роснедвижимости) была разработа­на «Концепция землеустройства и территориального планирова­ния в Российской Федерации на 2006—2011 годы», которая опре­деляет основные направления проведения землеустройства в этот период. Эта концепция была учтена при написании данного учеб­ного пособия, в котором рассмотрены:

анализ сложившегося землепользования и землеустройства за период земельных преобразований;

итоги среднесрочного и долгосрочного прогнозов по ожи­даемому состоянию землепользования в Российской Федерации при сложившихся тенденциях в использовании земель и их охране на 2010 и 2020 гг.;

обоснование наиболее важных и значимых процессов сложив­шегося землевладения и землепользования, требующих решения на федеральном уровне и реализуемых путем проведения земле­устройства и территориального планирования;

основные направления совершенствования государственного регулирования проведения землеустройства;

предложения по осуществлению землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности, которые позволят улучшить ситуацию в использовании, охране и обороте земельных участков;

рекомендации по совершенствованию существующего законо­дательства в области землеустройства;

укрупненная оценка ежегодного объема финансирования работ по землеустройству и территориальному планированию из феде­рального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

приоритетные направления в проведении отдельных видов землеустроительных работ и оказании землеустроительных услуг.

В написании учебного пособия приняли участие: д-р экон. наук, профессор С. Н. Волков (введение, разделы 1, 3, 6, 8.3—8.7, 9, 10.6, 15, 16, 17); разделы 2, 4, 5, 7, 8.1—8.2, 11 (в соавторстве со старшим научным сотрудником В. Ф. Спиридоновым); раздел 13 (в соавторстве со старшим научным сотрудником В. Ф. Спиридо­новым, канд. экон. наук Г. А. Карцевым) и общая редакция посо­бия; д-р экон. наук, профессор В. А. Вашанов (разделы 10.1—10.5); канд. техн. наук Ю. Л. Бугаевский (раздел 12), а в подготовке рас­четов по разделу 15— С. Н. Волков, А. В. Мальков, Е.С.Киев­ская, И. Ф. Фомкин.


1. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В теории землеустройства доказано, что атрибутом и движущей силой экономики любого типа, развития соответствующих произ­водственных (земельных) отношений является земля в единстве ее свойств: как основы жизни и деятельности человека, согласно кото­рому отношения по использованию и охране земли регулируются, исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраня­емом в качестве важнейшей составной части природы; природном ресурсе и пространственно-операционном базисе, используемом в ка­честве главного средства производства в сельском и лесном хозяй­стве и основы хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуще­стве, об объекте права собственности и иных прав на землю. Неслу­чайно эти положения закреплены в ст. 1 Земельного кодекса Рос­сийской Федерации, и являются ключевыми звеньями земельных законодательств экономически развитых зарубежных стран.

С точки зрения системного подхода экономика государства мо­жет быть представлена множеством составляющих структур и эле­ментов, взаимосвязанных между собой. Земля в этой системе — центр и главная составляющая часть экономики. Все другие эле­менты по отношению к земле как цельному понятию являются частными, функционально сопряженными с целым. В философ­ском понимании частное должно всегда сообразовываться с це­лым, а не наоборот.

Игнорирование этих постулатов и подмена понятий чреваты неблагоприятными последствиями, опасность которых для разви­тия общества осознается часто после того, как они наступили.

Исходя из этого, необходимо сделать следующие выводы:

земля (территория) выступает в качестве отличительного при­знака государства, его геополитического ресурса, показателя тер­риториальной целостности и суверенитета страны;

земля (природный ресурс) представляет собой национальное богатство, кладовую недр, источник плодородия почв, главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве;

земля (объект социально-экономических связей) служит самым надежным объектом вложения инвестиций, хозяйственной дея­тельности и фактором роста экономики.


Земельный фонд государства един не только по факту единого пространства, которое он составляет, но и по факту взаимодей-сгвия элементов природы в границах земельных участков с мате­риальными объектами, расположенными на этих участках и суще-ствующими за счет использования их полезных свойств.

Единство свойств земли и единство земельного фонда (состава юмель в Российской Федерации), представляющего собой сово­купность земель разного целевого назначения, объединенных в категории, предопределяет:

единство подходов и методов управления земельными ресурса­ми и регулирования земельных отношений независимо от катего­рии основного пользования, форм собственности на землю и вида юмельных угодий;

единство земельной политики, государственное управление зе­мельными ресурсами и регулирование земельных отношений на исей территории страны;

выполнение всех функций управления земельными ресурсами, нключая информационное обеспечение, учет и оценку земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого иму­щества, планирование и организацию рационального использова­ния земель и их охраны, государственный земельный контроль.

Один из основных механизмов осуществления земельной по­литики государства, регулирования земельных отношений — зем­леустройство.

Через систему землеустройства предоставляют и изымают зе­мельные участки, перераспределяют их между юридическими и физическими лицами, отводят земли и устанавливают границы различных территорий, зон и участков. На основе схем и проектов землеустройства проводят мероприятия по организации рацио­нального использования земель, их охраны и т. п.

Таким образом, через систему землеустройства должны осу­ществляться основные функции государства по управлению зе­мельными ресурсами, а именно:

информационное обеспечение управления путем проведения геодезических и картографических работ, почвенных, геоботани­ческих и других обследований и изысканий, оценки качества и инвентаризации земель, т. е. работ по изучению состояния земель;

планирование использования земельных ресурсов и их охраны путем разработки схем землеустройства и схем использования и охраны земельных ресурсов различных административно-террито­риальных образований;

организация рационального использования и охраны земель на основе проектов территориального землеустройства, проектов внутрихозяйственного землеустройства и рабочих проектов, свя­занных с использованием и охраной земель.

Для этих целей используют следующие механизмы:

нормативно-правовое обеспечение землеустроительных работ;


i-kiio'iiioc комплексное планирование использования и охраны к-мель (федерации -регионы—муниципалитеты) прежде всего в государственных и общественных интересах в системе землеуст-poiknta;

проведение любых земельных преобразований только на осно­ве землеустроительной, а в городах — землеустроительной и гра­достроительной документации;

государственная поддержка и финансирование общественно значимых землеустроительных работ, связанных с инфраструктур­ным обустройством территории, мелиорацией земель, борьбой с эрозией почвы и др.;

обязательное присутствие на рынке землеустроительных услуг государственных землеустроительных организаций или аттесто­ванных государством землемеров и жесткий контроль технологии выполнения землеустроительных работ по единым нормам и пра­вилам;

контроль за проведением землеустройства.

В условиях современной экономики, а также в связи с измене­ниями функций в сфере государственного управления проведение землеустройства, с одной стороны, должно регулироваться госу­дарством, а с другой — находиться в области саморегулирования. Это определяет государственный и инициативный характер про­ведения землеустройства.

Для установления места современного землеустройства в сфере государственного управления земельными ресурсами, регулирова­ния земельных отношений, осуществления земельной политики необходима разработка понятийного аппарата, раскрывающего сущность и позволяющего выстроить целостную систему земле­устройства.

В теории и практике землеустройства в настоящее время сло­жились следующие основные понятия:

землеустройство — комплекс технических, экономических и правовых действий и мероприятий по изучению состояния зе­мель, планированию и организации рационального использова­ния земель и их охраны, образованию новых и упорядочению су­ществующих земельных участков и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации ра­ционального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящи­мися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни;

система землеустройства — составная часть единой системы государственного управления земельными ресурсами, включа-


ющая в себя нормативно-правовое регулирование землеустрой­ства и законодательно определенные землеустроительные дей­ствия; установленный законом землеустроительный процесс (по­рядок) с соответствующей процедурой; утвержденный перечень (виды) землеустроительной документации; специально созданные органы (службы), осуществляющие землеустроительную деятель­ность и действия; участников землеустройства; организацию и финансирование землеустройства, отлаженную систему управле­ния и контроля за землеустройством, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, организацию научных иссле­дований в области землеустройства, лицензирования и государ­ственной экспертизы землеустроительной документации;

землеустроительная деятельность — управленческая, правовая, научная, техническая деятельность органов государственной влас­ти и органов местного самоуправления, уполномоченных органов по государственному управлению земельными ресурсами, граждан и юридических лиц, осуществляемая при землеустройстве;

землеустроительные работы — работы по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использова­ния земель и их охраны, территориальному и внутрихозяйствен­ному землеустройству, результатом которых является создание землеустроительной документации;

землеустроительные мероприятия — мероприятия, предусмот­ренные землеустроительной документацией по формированию и организации территории объекта землеустройства, организации рационального использования земельных участков и охраны зе­мель с учетом их целевого назначения, разрешенного использова­ния, ограничений в использовании земель и обременении права­ми третьих лиц (сервитутов), сохранению и повышению плодоро­дия почв, предотвращению деградации и других негативных воз­действий на землю;

землеустроительный процесс — порядок проведения землеустро­ительных работ, включающих инициирование их проведения, а также подготовительные работы, полевые обследования и изыска­ния, системное проектирование, рассмотрение, согласование и утверждение землеустроительной документации, перенесение проекта на местность, оформление и выдача землеустроительной документации, авторский надзор за осуществлением землеустрои­тельных мероприятий, установленный федеральными законами, иными законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

объекты землеустройства — все земли Российской Федерации, территории субъектов Российской Федерации, территории муни­ципальных, закрытых и иных административно-территориальных образований, территориальные зоны, землевладения, землеполь­зования, земельные участки, а также группы или части указанных территорий, зон и участков;


землеустроительная документация — совокупность документов, полученных в результате проведения и осуществления землеуст­ройства, включающая программы, схемы, проекты, тематические карты (атласы), материалы (технические отчеты) обследований и изысканий, инвентаризации земель, межевания объектов земле­устройства и другие виды;

землеустроительное дело — землеустроительная документация в отношении каждого объекта землеустройства и иные материалы, касающиеся такого объекта, полученные в ходе проведения конк­ретного землеустроительного действия;

карта (план) объекта землеустройства — документ, отобража­ющий в графической форме правовое состояние, местоположе­ние, размер, границы и состав объекта землеустройства, границы ограниченных в использовании частей объекта землеустройства, а также размещение объектов недвижимости, прочно связанных с землей;

проект землеустройства — совокупность документов [расчетов, карт (планов), чертежей, смет и других материалов] по образова­нию новых и упорядочению существующих объектов землеустрой­ства и установлению (восстановлению) их границ на местности, включая государственную границу Российской Федерации, грани­цы субъектов Российской Федерации, границы муниципальных и иных административно-территориальных образований; по орга­низации рационального использования гражданами и юридичес­кими лицами земельных участков для осуществления сельскохо­зяйственного производства, включая организацию территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севе­ра, Сибири и Дальнего Востока, а также по улучшению сельскохо­зяйственных угодий, освоению новых земель, сохранению и вос­становлению плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий, рекультивации нарушенных земель, свое­временному вовлечению земель в оборот, другим мероприятиям по охране земель;

межевание объектов землеустройства — мероприятия по уста­новлению (восстановлению) границ объектов землеустройства на местности, включая государственную границу Российской Феде­рации, границы субъектов Российской Федерации, границы му­ниципальных образований и других административно-территори­альных образований, границы земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения;

территориальное землеустройство — комплекс технических, экономических и правовых действий по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и их ме­жеванию;

внутрихозяйственное землеустройство — комплекс мероприя­тий по организации рационального использования и охране зе­мель и связанных с ней объектов недвижимости в конкретных


сельскохозяйственных организациях; рационального использова­ния гражданами земельных участков для осуществления сельско­хозяйственного производства, а также территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящи­мися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни;

участковое землеустройство — комплекс мероприятий по улуч­шению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушен­ных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, забола­чивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загряз­нения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воз­действий на конкретных земельных массивах;

планирование рационального использования земель и их охраны — определение перспектив рационального использования и охраны (емель всех категорий независимо от форм собственности на зем­лю и форм хозяйствования, включая подготовку предложений по совершенствованию распределения земель между отраслями эко­номики, предотвращению деградации, загрязнения, нарушения юмель и охране земель от других негативных (вредных) воздей­ствий, определение иных направлений рационального использо­вания и охраны земель, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, создание фондов перераспределения земель с целью обеспечения потребностей граждан и юридических лиц в земельных участках, выделения территорий традиционного при­родопользования и других нужд.

Перечисленные понятия находят отражение в действующем зе­мельном законодательстве.


2. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В 1991—2005 гг.

Для решения задач в области землеустройства и территориаль­ного планирования необходима законодательная нормативная правовая, нормативно-методическая база и наличие финансовых ресурсов.

Отношения, возникающие при проведении землеустройства, регулируются в соответствии с Конституцией Российской Федера­ции, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О землеустройстве», другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нор­мативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.

С 1991 по 2001 г. в области землепользования и землеустрой­ства в России на федеральном уровне было принято 32 закона, 52 указа Президента Российской Федерации, 180 постановлений Правительства, 242 нормативно-правовых акта Госкомзема.

Основные нормативно-правовые акты Российской Федерации, используемые при выполнении комплекса землеустроительных работ в этот период, приведены в книге С. Н. Волкова «Землеуст­ройство. Теоретические основы землеустройства». Т.1. —М.: Ко­лос, 2001. — С. 475—490. Многие из этих законодательных актов продолжают действовать и в настоящее время.

Однако такая законотворческая деятельность не дала ощути­мых результатов, прежде всего потому, что в связи с отсутствием нового Земельного кодекса, Закона «О землеустройстве» и ряда других ключевых законов в земельном законодательстве осталось больше белых пятен, чем ясности.

Вследствие разночтений и противоречивости земельных зако­нов, их произвольного толкования некомпетентными лицами, имеющими право принимать решения, вызывающие юридические последствия на местах, возникли крупные нарушения в области приватизации земельных участков, предоставления и изъятия зе­мель, при отводах земель для индивидуального жилищного строи­тельства, для нужд промышленности, транспорта, развивающего­ся бизнеса. Продолжаются самовольный захват земель, их нецеле­вое использование и порча. Имеет место уклонение от оформле­ния прав на землю и уплаты земельных налогов.

Как следствие правового вакуума в регулировании земельных от-


ношений на федеральном уровне возникло стихийное неурегули­рованное нормотворчество в субъектах Федерации, что также при­вело к массовым нарушениям законных прав и интересов граждан и юридических лиц в области землепользования и землеустройства. Тлк, толькоза 1991—2001 гг. в78 субъектах Федерации было приня-14) более 13 тыс. нормативных правовых актов, касающихся регу-нирования земельных отношений, в том числе в г. Москве — 759, в Московской области — 372, в Воронежской области — 447 и т. п.

Причем в некоторых субъектах Российской Федерации их за­коны вступали в противоречие с федеральными.

Правовой вакуум в области землеустройства начал исчезать в, '.001 г. с принятием нового Земельного кодекса Российской Фе­дерации Государственной думой (Федеральный закон от 25.10.2001 г. ст. 68, 69) и Федерального закона «О землеустройстве» от 1Х.06.2001г.

Перечень основных нормативных правовых актов Российской Федерации, принятых в 2001—2005 гг., используемых при проведе­нии комплекса землеустроительных работ, приведен в таблице 1.1.

Перечень основных нормативных правовых актов в области землеустройства и территориального планирования


Название нормативного правового акта


Отношение нормативных актов к землеустройству
______ и территориальному планированию _______


 


Земельный кодекс Рос­сийской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ

«О введении в действие Земельного кодекса Рос­сийской Федерации» от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ

«О землеустройстве» от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ


Законы Российской Федерации

Основные принципы земельного законодательства, учитываемые при землеустройстве: приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сель­ском и лесном хозяйствах перед использованием земли в качестве недвижимого имущества; приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий;

деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим определяется из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зониро­ванием территории, при этом необходимо учитывать природные, социальные и экономические факторы; регулирование использования и охраны земель осуществляют в интересах всего общества при обеспе­чении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежа­щим ему земельным участком;

все объекты, прочно связанные с земельными участка­ми, следуют судьбе земельного участка; установление содержания землеустройства, организа­ции и порядка проведения землеустройства

Понятие землеустройства, виды землеустроительных работ и землеустроительной документации, обязатель­ность проведения землеустройства, государственный фонд данных, полученных в результате проведения



Продолжение


НВ lll-IIIIK- lll)|)MlHMIIII(> lt)

_^_^ нршинютпктн


Опюшение нормативных актов к землеустройству
____ и территориальному планированию _______


 


«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.02 № 101-ФЗ

«О внесении измене­ний и дополнений в Федеральный закон " Об обороте сельскохозяйст­венного назначения"» от 7 июля 2003 г. № 113-ФЗ «Об охране окружа­ющей среды» от 10 ян­варя 2002 г. №7-ФЗ

«О внесении изменений и дополнений в Феде­ральный закон " О государственной реги­страции прав на недви­жимое имущество и сделок с ним"» от 9 июня 2003 г. № 69-ФЗ «О крестьянском (фер­мерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ

«О личном подсобном хозяйстве» от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ


землеустройства, правовое регулирование отношений при проведении землеустройства, государственная экс­пертиза землеустроительной документации, технические условия и требования проведения землеустройства и др.

Принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения. Предельные размеры и требования к местоположению земельных участков. Особенности оборота земельных долей

Уточнены порядок и условия оборота земель сель­скохозяйственного назначения

Основные принципы охраны окружающей среды, в том числе:

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства;

охрана, воспроизводство и рациональное использова­ние природных ресурсов;

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; учет природных и социально-экономических особенно­стей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических сис­тем, природных ландшафтов и природных комплексов. Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконст­рукции сооружений и объектов, в том числе: при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения; мелиорации земель;

размещении и проектировании городских и сельских поселений;

установлении защитных и охранных зон. Организация мониторинга окружающей среды и др.

Изменения в пп. 4, 5 ст. 18 об удостоверении кадаст­рового плана и внесении уточненных данных о грани­цах и площади земельного участка в ЕГРП

Формирование земельного фонда. Порядок предос­тавления земельных участков. Размеры, границы хозяй­ства. Выдел земельного участка в счет земельной доли

Порядок выделения земельного участка. Территори­альное размещение земельного участка. Размеры земельного участка. Оборот земельных участков



Продолжение


11: ование нормативного
правового акта ____


Отношение нормативных актов к землеустройству
______ и территориальному планированию _______


 


«О внесении дополне­ний в статью 3 Феде-рального закона " О ипедении в действие Зе­мельного кодекса Рос­сийской Федерации"» от / июля 2003 г. № 106-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Феде­ральный закон " О сель­скохозяйственной ко­операции"» от 11 июня 2003 г. № 73-ФЗ «Об объектах культур­ного наследия (памят­никах истории и куль-|уры) народов Россий­ской Федерации» от 25 июня 2002 г. N° 73-ФЗ

«О специальных эколо­гических программах реабилитации радиаци-онно-загрязненных участков территории» от 10 июля 2001 г. № 92-ФЗ

«О гарантиях прав ко­ренных малочисленных народов Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ)

♦ О территориях тради­ционного природополь­зования коренных мало­численных народов Севера, Сибири и Даль­него Востока Россий­ской Федерации» от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «Об общих принципах организации общин ко­ренных малочисленных народов Севера, Сиби­ри и Дальнего Востока Российской Федерации» от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ

(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 г. № 31-ФЗ)


Уточнение размеров арендной платы за использова­ние земельных участков, находящихся в государствен­ной или муниципальной собственности, расположен­ных в районах Крайнего Севера

Изменения не касаются порядка формирования земельного фонда при создании сельскохозяйственного кооператива и выделения земельного участка в счет паевого взноса при выходе члена кооператива из его состава, изложенных в Федеральном законе «О сель­скохозяйственной кооперации» от 08.12.95 г. № 193-ФЗ

Отнесение земельных участков в границах террито­рий объектов культурного наследия к землям истори­ко-культурного назначения. Установление зон охраны объектов культурного наследия и их границ. Порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия и требова­ния к режиму использования земель в границах охранных зон

Содержание и информацию специальных экологи­ческих программ необходимо учитывать при разработке схем и проектов землеустройства

Разработка региональных программ использования и охраны земель традиционного природопользования малочисленных народов, оценка природных ресурсов, формирование земель традиционного природопользо­вания и определение их границ, возмещение убытков, порядок отвода земель

Понятие территорий традиционного природопользо­вания, правовой режим и порядок их образования, изъятие земельных участков и охрана окружающей среды в пределах границ территорий

Понятие общины коренного малочисленного населения народов Севера, Сибири и Дальнего Восто­ка, их виды и формы. Общие принципы организации и деятельности общин коренных малочисленных наро­дов, их реорганизации и ликвидации



Продолжение


Название нормативного правового акта


Отношение нормативных актов к землеустройству
______ и территориальному планированию _______


 


«О разграничении госу­дарственной собствен­ности на землю» от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ

Градостроительный ко­декс Российской Феде­рации от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ

«О введении в действие Градостроительного ко­декса Российской Феде­рации» от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ

«О переводе земель или земельных участков из одной категории в дру­гую» от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ

Гражданский кодекс

Российской Федерации

часть 1 — 30.11.94

№ 51-ФЗ;

часть II —26.01.96

№ 14-ФЗ;

часть III-26.11.2001

№ 147-ФЗ

«О внесении измене­ний в Гражданский ко­декс РФ и Федеральный закон " О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"» от 26 апреля 2001 г. № 45-ФЗ

«О внесении изменений в Земельный кодекс


Основания внесения земельных участков в перечень земельных участков на различном праве собственности, порядок разграничения государственной собственности на землю

Территориальное планирование использования земель. Обеспечение соблюдения градостроительных требований и правил использования гражданами и юридическими лицами земельных участков, инвента­ризация земель, установление черты городских и сельских поселений, проекты межевания и сервитуты. Градостроительное зонирование. Правила землепользо­вания и застройки

Установление сроков введения отдельных частей кодекса. Легализация действующей градостроительной документации, не противоречащей ГК РФ; законом от 21.07.2005 № 111-ФЗ внесены изменения по срокам введения в действие отдельных статей кодекса

Установление правового регулирования отношений, возникающих в связи с переводом земель из одной категории в другую. Состав и порядок подготовки доку­ментации для перевода. Порядок рассмотрения хода­тайств о переводе земель. Порядок внесения измене­ний в Государственный земельный кадастр. Особеннос­ти перевода земель из одной категории в другую

Принципы территориальной организации местного самоуправления. Порядок установления и изменения границ муниципальных образований. Преобразование муниципальных образований. Отнесение к муници­пальным образованиям имущества и земельных участков в муниципальную собственность. Порядок владения, пользования и распоряжения земельными участками муниципальной собственности

Механизм осуществления права собственности и других вещных прав на землю, порядок распоряжения землей, находящейся в общей собственности, общие правила совершения сделок с землей и др.

Введены в действие нормы главы 17 Гражданского кодекса Российской Федерации

Увеличение круга лиц, для которых установлены правила переоформления прав на землю. Регулирова-



Продолжение


Название нормативного правового акта


Отношение нормативных актов к землеустройству
______ и территориальному планированию_______


 


Внесены уточнения и изменения в статьи, регулиру­ющие отношения, связанные с владением и распоря­жением земельными участками сельскохозяйственного назначения, а также устанавливающие права и ограни­чения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности. Внесены изменения в ст. 17, регламентирующие порядок установления границ объектов землеустрой­ства Устанавливает и регулирует отношения при разра­ботке, принятии, применении и исполнении обяза­тельных требований к землеустроительной, топографо-геодезической и другой продукции, процессам земле­устроительного производства, выполнении работ и оказании услуг, оценке соответствия землеустроитель­ных действий техническим регламентам Постановления Правительства Российской Федерации

Российской Федерации, Федеральный закон " О введении в действие Земельного кодекса Рос­сийской Федерации", Федеральный закон " Об обороте земель сельско­хозяйственного назна­чения"» от 3 октября 2004 г. № 123-ФЗ

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ

«О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон " Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Феде­ральный закон " О землеустройстве"» от 18 июля 2005 г. № 87-ФЗ

«О техническом регули­ровании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ


ние предоставления и изъятия земель религиозным организациям

Порядок установления прав на земельные участки под многоквартирными домами и формирования земельных участков под ними

То же


 


«Об утверждении Пра­вил подготовки и согла­сования перечней зе­мельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных обра­зований возникает пра­во собственности» от 4 марта 2002 г. № 140

«Об утверждении Пра­вил возмещения соб­ственникам земельных участков, землепользо-


Порядок подготовки и согласования перечней земельных участков.

Порядок ведения перечней, состав документов, подтверждающих обоснованность внесения земельного участка в перечень земельных участков

Порядок определения убытков правообладателям земельных участков, потерь сельскохозяйственного производства, состав землеустроительного проекта, составляемого при изъятии и предоставлении земель


 


2 С. H. Волков



Продолжение


Название нормативного правового акта


Отношение нормативных актов к землеустройству
______ и территориальному планированию _______


 


вателям, землевладель­цам и арендаторам зе­мельных участков убыт­ков, причиненных изъятием или времен­ным занятием земель­ных участков, ограни­чением прав собствен­ников земельных участков, землепользо­вателей, землевладель­цев и арендаторов зе­мельных участков либо ухудшением качества земель в результате дея­тельности других лиц» от 7 мая 2003 г. №261

«О Федеральной целе­вой программе " Повы­шение плодородия почв России в 2002-2005 гг."» от 8 ноября 2001 г. №780

«Об утверждении Поло­жения о порядке консер­вации земель с изъятием их из оборота» от 2 октября 2002 г. №830

«Об утверждении Поло­жения о государствен­ной экспертизе земле­устроительной докумен­тации» от 4 апреля 2002 г. № 214 «Об утверждении Поло­жения о контроле за проведением земле­устройства» от 26 апреля 2002 г. №272 «Об утверждении Поло­жения о согласовании и утверждении землеустро­ительной документации, создании и ведении го­сударственного фонда данных, полученных s результате проведения землеустройства» от 11 июля 2002 г. №514


Предотвращение выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота. Выполнение комплекса культуртех-нических, гидромелиоративных работ, строительство противоэрозионных сооружений, защита земель от других негативных процессов. Внедрение эколого-ландшафтной системы земледелия и землеустройства

Порядок консервации земель, подвергшихся водной и ветровой эрозии, вторичному засолению, иссуше­нию, уплотнению, а также земель в районах Крайнего Севера, занятых оленьими пастбищами; земель, загряз­ненных радиоактивными веществами, нефтью, тяжелы­ми металлами и другими химическими веществами. Порядок подготовки землеустроительной документа­ции для принятия решений о консервации земель и использовании земель после консервации

Порядок проведения землеустроительной эксперти­зы, сроки ее осуществления, разграничение обязаннос­тей между федеральной службой земельного кадастра и ее органами на местах

Порядок организации и осуществления контроля за проведением землеустройства, права и обязанности должностных лиц, осуществляющих контроль за проведением землеустройства

Порядок согласования и утверждения землеустрои­тельной документации, создания и ведения государ­ственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сроки согласования, состав органов, утверждающих и согласовывающих документацию, порядок предоставления документации в пользование и использование



Продолжение


Название нормативного правового акта


Отношение нормативных актов к землеустройству
______ и территориальному планирован ию_______


 


«Об утверждении Поло­жения о проведении тер риториального земле­устройства» от 7 июня 2002 г. № 396

«О Государственном зе­мельном контроле» от 19 ноября 2002 г. №833

«Об утверждении Поло­жения об организации и осуществлении госу­дарственного монито­ринга окружающей среды (Государствен­ного экологического мониторинга)» от 31 марта 2003 г. № 177

«Об утверждении Поло­жения об осуществле­нии государственного мониторинга земель» от 28 ноября 2002 г. № 846

«Экологическая доктри­на Российской Федера­ции» от 31 августа 2002 г. № 1225-р


Порядок проведения территориального землеустрой­ства, в том числе образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, межевания объектов землеустройства. Основания для проведения землеустройства. Заказчики территориального земле­устройства

Порядок осуществления государственного земельно­го контроля за соблюдением земельного законодатель­ства, требований по охране и использованию земель, за воспроизводством плодородия сельскохозяйственного назначения. Состав органов, осуществляющих земель­ный контроль, и формы их взаимодействия. Права лиц, осуществляющих государственный земельный контроль

Понятие экологического мониторинга, состав органов, осуществляющих мониторинг, порядок их взаимодействия, задачи экологического мониторинга. Использование информации, полученной при осу­ществлении экологического мониторинга

Порядок осуществления государственного монито­ринга земель, задачи мониторинга, способы получения информации, ее использование

Основные направления государственной политики в области экологии, обеспечения устойчивого природо­пользования, сохранения и восстановления природной среды, пути средства реализации государственной политики


Росземкадастр в 2002—2004 гг., учитывая Положение о прове­дении территориального землеустройства и другие нормативные правовые акты по землеустройству и территориальному планиро­ванию, разработал й утвердил следующие методические докумен­ты по вопросам территориального землеустройства, включая ме­жевание земель, в том числе при разграничении государственной собственности на землю:

Методические указания по проведению землеустройства и под­готовке документов для проведения государственного кадастрово­го учета земельных участков при разграничении государственной собственности на землю (2002 г.);

Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства (2003 г.);


■ у*



Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства. Утверждены 18.04.2003 г.;

Методические рекомендации по составлению проектов терри­ториального землеустройства в случае перераспределения сельско­хозяйственных угодий, используемых сельскохозяйственными организациями и (или) находящихся в общей долевой собственно­сти (2004г.);

Методические рекомендации по оценке качества и классифи­кации земель по их пригодности в сельском хозяйстве (2004 г.).

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации раз­работало и утвердило в 2003 г. «Методические рекомендации по выделу земельных участков в счет земельных долей». — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2003. — 76 с.

В большинстве субъектов Российской Федерации принят це­лый ряд своих нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы землепользования, землеустройства и природопользова­ния. В ряде регионов, в том числе в Воронежской области, Крас­ноярском крае, Ханты-Мансийском автономном округе, приняты и функционируют свои законы «О землеустройстве».

Для обеспечения землеустройства и оборота земель сельскохо­зяйственного назначения в развитие Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в ряде субъек­тов Российской Федерации были приняты и вступили в действие также свои нормативные правовые акты. Такие законы в течение 2003 г. были приняты в 48 субъектах Российской Федерации, а за­тем еще в 16 субъектах.

В связи с упразднением государственной землеустроительной службы, началом создания саморегулируемых организаций в обла­сти землеустройства, возникшим неурегулированным рынком землеустроительных работ, практически полным отсутствием го­сударственного финансирования землеустроительных мероприя­тий законодательство в землеустроительной сфере не выполняет­ся, что затрудняет делать вывод об основных направлениях его со­вершенствования.

С принятием Градостроительного кодекса Российской Федера­ции возникли существенные разночтения в регулировании градо­строительной и землеустроительной деятельности, особенно в вопросах территориального планирования, установления гра­ниц административно-территориальных образований различного уровня, межевания земель, зонирования и определения видов раз­решенного использования земель за пределами поселений и др.

Для совершенствования законодательства о землеустройстве и территориальном планировании необходимо решить следующие вопросы.

1. Разработать концепцию совершенствования земельного за­конодательства в части упорядочения решения вопросов террито­риального планирования и организации рационального использо-


вания земель и их охраны, ликвидировав разночтения, дублирова­ния и противоречия в области регулирования градостроительной деятельности, землеустройства, лесоустройства, проектирования природоохранных мер, размещения водных объектов и др.

2. Подготовить предложения о внесении изменений и дополне­
ний в законодательные акты Российской Федерации, имеющие
отношение к созданию единого государственного кадастра объек­
тов недвижимости и к землеустройству с учетом создания едино­
го государственного кадастра объектов недвижимости, приняти­
ем в рамках Федеральной целевой программы подпрограммы
«Создание системы кадастра недвижимости (2006—2011 годы)»,
рассмотрением проекта Федерального закона «О государственном
кадастре недвижимости».

При этом следует иметь в виду, что в условиях рыночной эко­номики, развития оборота земель и реализации прав земельной собственности формирование объектов недвижимости (земельных участков) — важнейшая задача землеустройства, а не земельного кадастра.

В теории землеустройства, многочисленных российских и зару­бежных учебниках и публикациях давно доказано, что регистра­ционные, земельно-кадастровые и земельно-оценочные действия призваны зарегистрировать, учесть и оценить недвижимое имуще­ство, что дает землевладельцам и землепользователям возмож­ность реализовать права земельной собственности (купли-прода­жи, дарения, аренды и др.), а государству — решить фискальные задачи и обеспечить защиту этих прав.

Неправомерно также считать, что землеустройство должно спо­собствовать только формированию объектов недвижимого имуще­ства, которое на практике связано с образованием новых и упоря­дочением существующих землевладений и землепользовании, ус­тановлением их площадей, структуры, места положения и границ на основе проектов территориального землеустройства.

В процессе землеустройства государству и отдельным собствен­никам земли выгодно также организовать рациональное и эффек­тивное использование и охрану этого имущества {земли), что требует разработки проектов внутрихозяйственного землеустройства и землеустроительных рабочих проектов.

3. Совершенствовать нормативную правовую, нормативно-ме­
тодическую базы и соответствующие технические регламенты в
установленном законом порядке в связи с принятием Федераль­
ного закона «О техническом регулировании», а также созданием
саморегулируемых организаций, выполняющих землеустроитель­
ные работы, изменивших регулирование отношений при разра­
ботке, принятии, применении и исполнении обязательных требо­
ваний, в том числе к землеустроительной, топографо-геодезичес-
кой и другой продукции; осуществлении процедурных вопросов
землеустроительного производства, выполнении землеустроитель-


ных работ и оказании услуг, оценке соответствия землеустрои­тельных действий техническим регламентам.

В целях соблюдения технических требовании Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости совместно с Минэко­номразвития и Федеральным агентством геодезии и картографии необходимо подготовить для утверждения Правительством Рос­сийской Федерации Положение об организации органами госу­дарственной власти и органами местного самоуправления работ по сгущению опорных межевых сетей, обновлению картографи­ческих материалов для целей землеустройства и земельного кадаст­ра при образовании новых и упорядочении существующих объек­тов землеустройства, межевания земель, формирования объектов недвижимости и постановки их на кадастровый учет.

Важно также в законодательном порядке установить точность определения физических параметров объектов недвижимости в целях их идентификации при регистрации прав собственности, кадастровом учете и для формирования земельных участков при землеустройстве. Это позволит в единой системе координат, с одинаковой точностью и по единым техническим условиям и тре­бованиям осуществлять геодезические измерения при формирова­нии недвижимости и привязке земельных участков к пунктам го­сударственных опорных межевых сетей и не допустить ошибок в проведении землеустроительных работ и многочисленных споров землевладельцев и землепользователей по поводу возможного не­совпадения смежных границ и площадей.

4. Разрешать законодательно и урегулировать вопросы, связан­ные со стоимостью землеустроительных работ и межевания зе­мельных участков, внеся предложение об ограничении стоимости работ по межеванию земельных участков в Федеральный закон от 06.06.2001 г. «О землеустройстве», часто не выполненные вслед­ствие отсутствия сведений о многочисленных объектах недвижи­мости в материалах Государственного земельного кадастра, необ­ходимости обновления планово-картографического материала, технологических требований землеустройства.

При этом снижение нормативной стоимости проектно-изыска-тельских работ по землеустройству может рассматриваться как льгота заказчикам — участникам землеустройства. Поэтому госу­дарство обязано компенсировать исполнителям землеустроитель­ных работ разницу между нормативной (фактической) и оплачен­ной заказчиками стоимостью землеустройства (межевания зе­мель), что повлечет за собой дополнительные расходы из бюдже­тов соответствующего уровня, в том числе и федерального.

Кроме того, учитывая инженерный характер землеустрои­тельной специальности, техническую и технологическую слож­ность выполнения землеустроительных работ, четко опреде­ляемые при выполнении землеустройства технические нормы и правила, государству необходимо восстановить лицензирование


землеустроительной деятельности, отмененное Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001 г. в целях развития рынка землеустрои­тельных услуг.

Если не выполнять технические нормы и правила и не иметь квалификации, подтвержденной соответствующими дипломами и лицензиями, при выполнении землеустроительных и геодези­ческих работ могут возникнуть серьезные последствия в области использования и охраны земельных ресурсов, устранение которых может длиться долгие годы.

5. Знать и вписываться в технологии и технические требования выполнения землеустроительных работ при совершенствовании земельного законодательства. Только в этом случае можно предот­вратить возможные земельные споры и избежать крупного эконо­мического ущерба в развитии землевладения и землепользования. Например, землеустроительная практика показывает, что прива­тизация крупных сельскохозяйственных, промышленных, транс­портных и иных несельскохозяйственных предприятий по частям требует предварительного территориального землеустройства.

Например, в Восточной Германии при первоначальном разделении транспорт­ных комбинатов без проекта межхозяйственного землеустройства на самостоя­тельные экспедиторские предприятия, различные таксомоторные фирмы, муни­ципальные трамвайные организации и предприятия, обслуживающие рейсовые и экскурсионные автобусы, бензозаправки, склады и мастерские возникли крупные проблемы с обеспечением площадями новых землепользователей. В дальнейшем это потребовало первоочередного размежевания земельных участков на основе проектов территориального землеустройства.

В целом в Восточной Германии примерно за 10 лет на основе проектов земле­устройства было приватизировано 5, 5 млн га земель, состоящих из 4, 5 млн земель­ных участков, находящихся в государственной собственности (Ландвогт А. Пре­зентация немецкой модели распределения государственной собственности и раз­граничения форм собственности. —-BWG, 2003.— С. 2). Государством на эти землеустроительные цели было израсходовано около 1 млрд евро.

Опыт применения нормативной правовой базы показывает, что за 2001—-2005 гг. по самому массовому и наиболее востребованно­му направлению работ — территориальному землеустройству, проводимому с целью формирования земельных участков как объектов недвижимого имущества, вопросы в нашей стране в це­лом урегулированы.

Вместе с тем, как показывает практика, законодательная и нор­мативная правовая базы в этом направлении требуют своего даль­нейшего развития и совершенствования.

В первую очередь, учитывая Основные направления деятельно­сти Правительства Российской Федерации до 2008 г., это касается:

совершенствования процедур оформления прав на землю для строительства объектов производственной инфраструктуры и, в частности, линейных объектов (линий электропередачи, трубо­проводного транспорта и др.);


выдела земельных участков в счет долей в праве общей соб­ственности на земельный участок из земель сельскохозяйственно­го назначения;

территориального зонирования и определения правового ре­жима земель (видов разрешенного использования) вне поселе­ний.

6. Принять ряд нормативно-правовых актов Федерального уровня по специфическим северным проблемам в связи с органи­зацией их территорий, так как после принятия Концепции госу­дарственной поддержки экономического и социального развития районов Севера в новых экономических условиях, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации (2000 г.), прогресс в сфере нормотворчества по проблемам Севера мини­мальный.

Региональное законодательство в области земельных и приро-доресурсных отношений наиболее развито в республиках Саха (Якутия), Коми, Бурятия, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском, Таймырском автономных округах, Иркутской, Магаданской, Чи­тинской областях.

Вместе с тем в федеральном законотворчестве слабо учитывает­ся опыт законодательной деятельности районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Существую­щие нормативные акты по северной проблематике часто не впи­сываются в остальной массив правовых документов Российской Федерации, не привязаны к нему, не учитывают основ Гражданс­кого, Земельного законодательства. Именно поэтому большин­ство нормативных актов по проблемам Севера практически не ра­ботают.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.