Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В Российской Федерации. Землеустроительное образование в зарубежных странах рассмат­ривают как один из наиболее значимых факторов развития профес­сиональной землемерной деятельности






Землеустроительное образование в зарубежных странах рассмат­ривают как один из наиболее значимых факторов развития профес­сиональной землемерной деятельности, повышения на этой основе эффективности использования земли и выполнения природоох­ранных требований, что, по мнению зарубежных ученых, способ­ствует повышению уровня цивилизованности общества и форми­рованию бережного отношения к природным ресурсам.

В этой связи в большинстве высокоразвитых иностранных го­сударств сложилась система требований, предъявляемых к лицам, работающим в системе управления земельными ресурсами, земле­устройства и земельного кадастра. Основные из них:

допуск к практической землеустроительной деятельности толь­ко аттестованных дипломированных специалистов, имеющих опыт соответствующей работы или стажировавшихся до этого не­обходимое время (не менее 1—3 лет) по специальности; в ряде стран, например в США, к землемерной деятельности допускают на основании присяги;

назначение на руководящую работу в органах управления зем­лепользованием только лиц, имеющих высшее, как правило, уни­верситетское землеустроительное образование, большой стаж ра­боты по специальности и авторитет среди землеустроительной об­щественности;


обязательная государственная или профессиональная аккреди­тация и лицензирование юридических и физических лиц, выпол­няющих землеустроительные работы;

обязательная землеустроительная экспертиза всех законопро­ектов, касающихся организации рационального использования и охраны земли, управления земельными ресурсами, землепользо­вания и землеустройства, а также любых проектов, изменяющих характер землепользования;

страхование ошибочных решений при осуществлении землеуст­ройства и выдаче землеустроительной документации.

Данные требования позволяют избежать появления непрофес­сиональных решений и ошибок в области регулирования земле­пользования и землеустройства.

Начиная с 1991 г. формирование системы землеустроительных органов шло без учета вышеназванных положений, что в ряде слу­чаев нарушило не только профессиональную этику, но и землеуст­роительные нормы и правила и грубо нарушало земельное законо­дательство, способствовало социально несправедливому перерас­пределению земли, разрушению учета количества и качества зе­мель по землевладельцам, землепользователям и угодьям.

Непрофессионализм и отсутствие базового землеустроительно­го и геодезического образования у отдельных работников законо­дательных органов создали условия для недопустимого упрощения некоторых землеустроительных действий, ликвидации землемер­ных стандартов, необоснованной ориентации на уже устаревшие зарубежные или примитивные модели землепользования, возник­новения многочисленных земельных споров и тяжб.

Землеустроительное образование в Российской Федерации раз­вивается под влиянием двух основных факторов:

изменения функций и задач землеустроительной и земельно-кадастровой службы страны в ходе административной реформы, существенных земельных преобразований и новых задач, стоящих перед Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости;

ориентации высшего профессионального образования в Рос­сии на многоуровневую подготовку кадров (специалистов, бака­лавров, магистров) в связи с подписанием Болонской декларации, сближающей образовательные системы зарубежных стран и наше­го государства.

Традиционно до 1991 г. высшее профессиональное образование в России имело моноуровневую систему со сроком обучения спе­циалистов 5—6 лет на базе общего среднего образования. В облас­ти землеустройства кадры готовили на землеустроительных фа­культетах пяти сельскохозяйственных вузов. В составе бывшего СССР таких вузов было 15. Обучение вели по единым учебным планам по специальности 1501 «Землеустройство», утвержденным Министерством сельского хозяйства СССР, с присвоением выпус­кникам квалификации инженера-землеустроителя.


В середине 1980-х годов на факультетах землеустройства также готовили студентов по специальности 1517 «Управление земель­ными ресурсами» и по специализации «Изучение земельных ре­сурсов аэрокосмическими методами» на специальности «Землеуст­ройство» с присвоением квалификации также инженер-землеуст­роитель.

Начиная с 1992 г. наряду с моноуровневой в России была вве­дена многоуровневая подготовка выпускников вузов с присвоени­ем степени бакалавр землеустройства и сроком обучения 4 года и магистр землеустройства со сроком обучения 6 лет.

Госкомвуз России утвердил направление такой подготовки 560600 «Землеустройство и земельный кадастр». В это же время параллельно расширяется перечень землеустроительных специ­альностей. Наряду со специальностью «Землеустройство» в клас­сификатор высшего образования были введены специальности «Земельный кадастр» и «Городской кадастр» со сроком обучения 5 лет. В это время впервые были утверждены Государственные об­разовательные стандарты подготовки инженеров, бакалавров, ма­гистров. С этого момента в Российской Федерации бакалавров и магистров готовит только Государственный университет по земле­устройству, образованный на базе Московского института инже­неров землеустройства в соответствии с постановлением Совета министров РСФСР от 18.01.1991 г. № 30 «О республиканской про­грамме проведения земельной реформы на территории РСФСР» и приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федера­ции от 24.03.1992 г. № 193. Этим же постановлением открыта под­готовка специалистов по землеустройству в четырех крупных аг­рарных институтах России в городах: Красноярске, Перми, Уссу­рийске и Нальчике.

Согласно существующей организации высшего профессио­нального образования в России образовательную деятельность по различным направлениям и специальностям координируют Учеб­но-методические объединения (УМО) вузов России по образова­нию в соответствующей области. Учебно-методическое объеди­нение по образованию в области землеустройства и кадастров со­здано и успешно работает при Государственном университете по землеустройству с 1987 г. Это объединение разрабатывает Государ­ственные образовательные стандарты по направлениям и специ­альностям, образовательные профессиональные программы, при­мерные учебные планы, учебные программы дисциплин, дает предложения об открытии новых специальностей, экспертные разрешения на открытие направлений и специальностей подго­товки специалистов в вузах, координирует издание учебников и учебных пособий, а также контролирует процесс обучения в аккредитованных и аттестованных высших учебных заведениях, имеющих лицензии на проведение соответствующей учебной и образовательной деятельности.


В 2000 г. была проведена работа по переходу высших учебных заведений России на Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования второго поколения по всем направлениям и специальностям. С этого года УМО стало курировать направление подготовки бакалавров и магистров «Землеустройство и земельный кадастр» и направление подготов­ки дипломированных специалистов «Землеустройство и земель­ный кадастр», куда входило 3 специальности: «Землеустройство», «Земельный кадастр», «Городской кадастр» с присвоением вы­пускникам квалификации инженер. Сложившаяся структура высшего профессионального образования в области землеуст­ройства и кадастров показана на рисунке 6.1.

В 1992 г. в состав Совета УМО вузов России по образованию в области землеустройства и кадастров входили девять вузов. Голов­ным вузом УМО с самого начала стал Государственный универси­тет по землеустройству. В объединение вошли также государ­ственные аграрные университеты и академии городов: Воронежа, Санкт-Петербурга, Омска, Новочеркасска, Красноярска, Перми, Уссурийска, Нальчика.

В дальнейшем состав вузов, входящих в УМО, постоянно рас­ширялся. К 1998 г. их насчитывалось 32, а в 2004 г.— 57, на 01.01.2006 г.-61.

Из 57 вузов России в 2004 г. 24 высших учебных заведения го­товили студентов по специальности «Землеустройство», 21 вуз —


т

Высшее профессиональное образование


Бакалавр по специальности

«Землеустройство и кадаст- [-------------»-

ры», 4 года


Дипломированный

специалист-инженер,

5 лет


 


Магистр по специальности «Землеустройство и кадаст­ры», 4 года

Послевузовское образование

Аспирантура, 3 года Докторантура, 3 года

Рис. 6.1. Структура высшего профессионального образования в области землеустройства и кадастров



по специальности «Земельный кадастр» и 34 вуза — по специаль­ности «Городской кадастр». Общее число обучающихся по земле­устроительным специальностям во всех вузах России в 2004 г. со­ставило 10 500 чел.

Студентов по данным специальностям готовили по очной, за­очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения. Срок обуче­ния по заочной форме — 6 лет.

По заочной форме обучения в 2004 г. студентов готовили 20 ву­зов, в том числе 10 вузов Россельхоза РФ: Государственный уни­верситет по землеустройству; Воронежский, Кубанский, Омский, Красноярский, Саратовский государственные аграрные универси­теты, Новочеркасская гидромелиоративная академия. Кроме того, подготовку заочников вели 10 вузов Минобрнауки РФ. Общий прием на заочные отделения в 2004 г. составил 1000 чел., а в 2005 г. — 1486 чел. На производство в этом году было выпущено более 300 заочников. Студентов по вечерней форме обучения готовил только Государственный университет по землеустройству с еже­годным приемом на землеустроительные специальности 25 чел.

Динамика численности вузов УМО, приема и выпуска студен­тов по землеустроительным специальностям дневной формы обу­чения показана в таблице 6.6.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.