Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, цели и задачи дивидендной политике






Дивидендная политика – это политика АО в области использования чистой прибыли.

Дивидендная политика формируется Советом Директоров в зависимости от цели АО и определяет доли прибыли, которые выплачиваются акционерам в виде дивидендов.

Дивидендом называется та часть чистой прибыли, которая подлежит разделу между акционерами, в соответствии с долей их участия в АО и приходятся на одну акцию.

Дивидендная политика оказывает существенное влияние на положение предприятия на рынке капитала и на динамику цены его акцию.

В определённой степени дивиденды сигнализируют акционерам о том, что организация, в акции которых они вложили свои деньги, работают успешно.

Поскольку основной целью дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли и будущим ее ростом, который обеспечит инвестиционное финансирование, то есть с помощью дивидендной политики можно максимизировать рыночную стоимость предприятия и обеспечить стратегическое развитие.

Исходя из цели дивидендной политики, под дивидендной политикой понимают составную часть общей финансовой политики предприятия, заключающейся в оптимизации пропорции между потребляемой и капитализируемой прибылью с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Важнейшей задачей дивидендной политики является оптимальное сочетание интересов акционеров с необходимостью достаточного финансирования предприятия. Чем большая часть чистой прибыли направляется на выплату дивидендов, тем меньше остаётся на самофинансирование, что ведёт к сокращению темпов роста собственного капитала, выручки и платёжеспособности.

И вместе с тем, если акционеры не получают достаточной прибыли на инвестируемый капитал, то начинает избавляться от ценных бумаг данного предприятия, соответственно снизится его рыночная стоимость, акции упадут в цене, собственники утратят контроль над акционерным капиталом. Для выработки собственной дивидендной политики предприятию необходимо решить два принципиальных вопроса:

1) Влияет ли величина выплаченных дивидендов на совокупное богатство акционеров

2) Какова должна быть оптимальная величина дивидендов

 

 

В мировой практике разработаны различные варианты дивидендных выплат:

1. Методика постоянного процентного распределения прибыли - одним из показателей характеризующих дивидендную политику является коэффициент дивидендных выплат:

 

Да

Кдив = ----------, где

ЧПа

Да - сумма дивидендов, выплачиваемых на одну обыкновенную акцию

ЧПа - сумма чистой прибыли, приходящейся на одну обыкновенную акцию

2. Методика фиксированных дивидендных выплат - предусматривает регулярную выплату дивидендов на акцию в неизменном размере в течении продолжительного времени и позволяет в определённой степени избежать колебание курсовых цен на акции.

3. Методика выплаты гарантированного минимума и экстра-дивидендов. АО выплачивает регулярные фиксированные дивиденды, но периодически, в случае успешной деятельности, акционерам выплачиваются экстра-дивиденды. Экстра означает премию, начисленную к регулярным дивидендам и имеющую разовый характер.

1. Методика выплаты дивидендов по остаточному принципу - дивиденды выплачиваются только в том случае, если осталась прибыль невостребованная для финансирования инвестиций.

2. Методика выплаты дивидендов акциями.

 

В следующих случаях предприятие выплачивает дивиденды акциями:

1) АО имеет проблемы с денежной наличностью и её финансовое положение не очень устойчиво;

2) финансовое положение предприятия устойчиво или развивается быстрыми темпами, поэтому предприятию нужны средства на развитие;

3) желание наделить успешно работающий высший управленческий персонал акциями для того, чтобы привязать их к фирме, и тем самым стимулировать их ещё на более активную работу.

 

12. Процедуры выплат дивидендов и её основные этапы.

 

Периодичность выплаты дивидендов определяется национальным законодательством. Для российских компаний предусмотрена выплата дивидендов с периодичностью один раз в квартал, полгода и год.

На этом основании устав каждого акционерного общества должен содержать положение, определяющее регулярность выплаты дивидендов по привилегированным и обыкновенным акциям.

В соответствии с российским законодательством на выплату дивидендов по привилегированным акциям должно направляться не менее 15% собственного капитала. Если акционерное общество не в состоянии соблюдать это условие, оно обязано либо снизить свой уставный капитал, либо продать часть пакета принадлежащих ему акций.

Процедура выплаты дивидендов, определенная Законом РФ «Об акционерных обществах», практически не отличается от схемы, принятой в практике большинства стран. Ее соблюдение является обязательным для всех акционерных обществ.

Процедура выплаты дивидендов осуществляется в четыре этапа по датам:

1. объявления дивидендов;

2. объявления экс-дивидендов;

3. переписи акционеров;

4. выплаты дивидендов.

1. Дата объявления дивидендов — день, когда принимается решение о выплате дивидендов, их размере, дате переписи акционеров и дате выплаты дивидендов. Решение о выплате годовых дивидендов принимается общим собранием акционеров по рекомендации совета директоров. Размер годовых дивидендов не может быть больше рекомендованной им величины и меньше величины промежуточных дивидендов. Совет директоров также может принять решение о выплате промежуточных дивидендов, их размере, форме выдачи по различным типам акций. Как правило, информация о размере и порядке выплаты дивидендов публикуется в средствах массовой информации.

2. Экс-дивидендная дата — день, после которого владельцы приобретенных ценных бумаг не имеют права на получение дивидендов по ним за предыдущий период. Экс-дивидендная дата назначается обычно за четыре деловых дня до даты переписи акционеров.

3. Дата переписи акционеров — день регистрации акционеров, которые имеют право на получение объявленных дивидендов. Как правило, она назначается за 2—4 недели до даты выплаты дивидендов.

4. Дата выплаты дивидендов — день, в который производится рассылка чеков, платежных поручений или почтовых переводов акционерам. По не полученным в срок дивидендам проценты акционерным обществом не начисляются.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.