Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Импровизация в музыке.






    Педагог называет звуки и бросает мяч больному, тот произносит целую фразу так, чтобы слово на требуемый звук попало в начало или середину фразы. Бросок мяча устанавливает лишь очередность и не связан с музыкальной фразой. Мяч перебрасывается в конце фразы. Затем подбираются для чтения и драматизации художественные произведения с музыкальным сопровождением соответственно вкусам и желаниям больных.

    Таким образом, с помощью логоритмики в системе кинезитерапии воспитываются общие и речедвигательная функции больных афазией. Методические приемы варьируются в зависимости от количественного и качественного распада речи, но сводятся к одному: к максимальному использованию музыкального и двигательного ритма в целях оздоровления речевой мелодии, речевого ритма, просодии и пантомимической речи. Логоритмическая работа направлена на устранение апраксий, агнозий и расстройств, касающихся схемы тела, пространственной ориентации.

    Вопросы и задания

    1. Назовите нарушения двигательной сферы больных афазией.

    2. Каковы нарушения корковой нейродинамики больных афа
    зией?

    3. В чем сущность восстановительного обучения и какова в нем
    роль кинезитерапии?

    4. Каковы особенности логоритмической работы на разных
    этапах восстановительного обучения?

    5. Назовите примеры упражнений для восстановления движений
    рук, ног в сочетании с речью.

    6. Как средствами логоритмики можно содействовать восста
    новлению письма у больных афазией?

    ГЛАВА ШЕСТАЯ

    ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

    ПО ЛОГОРИТМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

    В РЕЧЕВОМ УЧРЕЖДЕНИИ

    ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

    В настоящее время в СССР имеется широкая сеть речевых учреждений, в которых получают помощь люди с речевыми нарушениями разного возраста. Однако не во всех учреждениях имеется музыкальный руководитель и проводятся логоритмические занятия.

    В педагогические штаты детских санаториев по линии Минздрава включается педагог-воспитатель по музыке: 0, 5 должности в санатории на 50—125 детей или 1 должность при большем количестве коек. Музыкальные занятия проводятся в санатории два раза в неделю по 30—35 минут.


    Музыкальные работники включаются в штаты стационаров и полустационаров для лиц с нарушениями речи (см. таблицу).

    В тех речевых учреждениях, которые имеют в штате музыкального руководителя, необходимо проводить логоритмические занятия. В остальных учреждениях средства логоритмики следует включать в логопедические занятия или, если логопед имеет музыкальное образование, рекомендовать ему проводить занятия по логоритмике.

    На лого- и музыкально-ритмических занятиях музыкальный руководитель совместно с логопедом и воспитателем решает познавательные, эстетические, воспитательные и коррекционные задачи как в процессе всего курса обучения и воспитания, так и в течение очередного занятия.

    Реализуя указанные задачи, музыкальный руководитель (и воспитатель) осуществляет контроль за детьми во время бега, прыжков, лазания и т. д., так как у детей с нарушениями речи встречаются паретичность мышц, нарушения осанки, координации движений.

    Музыкальный руководитель отвечает за общую постановку музыкально-ритмического воспитания в учреждении. Среди родителей и родственников лиц с речевой патологией пропагандирует вопросы логоритмического и музыкально-эстетического воспитания и образования.

    В стационарах, полустационарах больниц и диспансеров большую роль в эстетическом воспитании играют подготовка и проведение тематических и заключительных концертов.

    Музыкально-ритмические занятия требуют обязательного планирования: перспективного и календарного.

    Перспективное планирование помогает педагогу представить последовательность включения в занятия коррекционного воздействия. Музыкальный руководитель ведет одновременно работу в группах с разными речевыми нарушениями, и перспективное планирование помогает ему осуществлять дифференцированный подход в музыкально-ритмическом воспитании лиц с дислалией, дизартрией, заиканием, алалией и т. д. Перспективный план составляется на 3 месяца, в нем планируются все виды музыкальной и двигательной деятельности; объем умений и навыков; программное содержание по всем видам логоритмического воздействия; проверка знаний, качество исполнительства; уровень общего музыкального и певческого развития занимающихся.

    При перспективном планировании уточняются задачи в соответствии с этапами логопедической коррекции. Первый квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь) начинает коррекционный курс (в тех учреждениях, где он длится учебный год), в это же время комплектуются группы. Параллельно с логопедом ставится задача организации коллектива из вновь приступивших к логопедическим занятиям. Музыкальный руководитель проверяет уровень музыкального и психомоторного развития каждого, намечает путь его дальнейшего развития и коррекции. При отборе репертуара учитываются даты красного календаря, времена года.


    Второй квартал (декабрь, январь, февраль) характеризуется тем, что работа в группах уже налажена, педагог знает коллектив, возможности каждого. В процессе занятий совершенствуются ритмические умения, развиваются музыкальные способности. Песенный, музыкально-двигательный репертуар богат тематикой зимних забав, развлечений, веселых елочных инсценировок. Во время индивидуальных занятий педагог помогает тем, кто испытывает затруднения в пении, движении, подготавливает отдельные выступления ко Дню Советской Армии, новогоднему празднику.

    Третий квартал (март, апрель, май) завершает годичный коррекционный курс. В процессе занятий отмечаются значительные события: Международный женский день 8 марта, день рождения В. И. Ленина, Первое мая, Праздник Победы, а также проводы зимы, встреча весны. В процессе занятий проверяются и закрепляются результаты коррекционного обучения. Уровень усвоенных музыкально-двигательных и речевых умений проверяется у всей группы и у каждого в отдельности. В конце квартала можно планировать такие занятия, на которых проверяется выученный материал: песни, игры, пляски, хороводы, театрализованные представления.

    Календарный план составляют музыкальный руководитель и воспитатель, и они же ведут учет. План включает программные и коррекционные требования текущего занятия, репертуар и некоторые наиболее существенные методические приемы. План составляется на 1—2 недели, т. е. включает 2 или 4 занятия. В календарном плане ведется учет результатов каждого занятия. Необходимо отмечать, что хорошо усвоили занимающиеся, в чем затрудняются, какие нужны дополнительные упражнения. В учете должны фигурировать имена и фамилии занимающихся, чтобы можно было судить об их продвижении.

    Музыкальный руководитель проводит сам и участвует в открытых занятиях. Целью их организации является обмен опытом, возможность показа образцов логоритмического мастерства, уточнение представлений о задачах, содержании и методике работы с людьми, страдающими различными формами речевой патологии. Конечно, открытые занятия проводятся не на всех видах речевой патологии и обязательно по согласованию с логопедом. Тема занятия и вопросы к наблюдению и анализу сообщаются присутствующим заблаговременно.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.