Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы логопедической ритмики






Логопедическая ритмика строится на общедидактических и специфических принципах. Рассмотрим их.

Общедидактические принципы. Принцип систематичности предопределяет последовательность изложения материала всего курса логопедической ритмики, соотнесение теоретических положений и их практическую разработанность, определяет раскрытие тем курса и распределение материала внутри них. Этот принцип является обязательным и для всего логопедического и логоритмического комплекса мероприятий, используемых в отношении лиц с различной речевой патологией. Систематичность и постепенность


заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса, определенного для развития, воспитания и перевоспитания тех или иных функций при различных речевых расстройствах (двигательной сферы, мимических мышц, тонкой произвольной моторики, слухового внимания, речевого слуха, просодических компонентов речи и т. д.).

Систематическое ежедневное выполнение в определенное время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движениями, упражнения на релаксацию, пение гласных и коротких песенок, упражнения на сочетание ритма движений и речи и т. п.) приучает детей и взрослых к установленному щадяще-оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме и психомоторике происходит положительная перестройка различных систем, например сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, речедвигательной, сенсорной и др.

Логоритмическая коррекция требует повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных систематических повторениях образуются здоровые двигательные динамические стереотипы. Для эффективного повторения необходимо усвоенное сочетать с новым, чтобы процесс повторения носил вариативный характер: изменение упражнения, условий выполнения, разнообразие приемов, различия в содержании занятий. Вариативность упражнений вызывает ориентировочно-исследовательский рефлекс, интерес, эмоции, внимание. Включение новых раздражителей в выработанный динамический стереотип следует производить без резких изменений, при условии соблюдения постепенности.

Принцип сознательности и активности опирается на сознательное и активное отношение ребенка, взрослого (в отношении заикающихся детей, начиная со школьного возраста) к своей деятельности. Самостоятельная, активная деятельность ребенка находится в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию, сознательного его восприятия, понимания цели и способа выполнения. Активность детей дошкольного возраста на логоритмических занятиях стимулируется эмоциональностью педагога, образностью музыки, различными играми или игровыми правилами и упражнениями. В школьном и взрослом возрасте, помимо этого, используются прямые инструкции по развитию активности при выполнении движения (команды, элементы соревнования, поощрение и т.п.).

Принцип наглядности в логопедической ритмике осуществляется путем безукоризненного практического показа движения педагогом — непосредственной зрительной наглядности, рассчитанной на конкретное представление движения, правильное двигательное ощущение и желание воспроизведения. Это непосредственная наглядность. Опосредствованная наглядность вступает тогда, когда необходимо пояснить отдельные детали и механизмы движения, которые скрыты от непосредственного восприятия (например, использование кинофильмов, графиков движений, магнитофонных записей музыкальных произведений в работе со взрослыми заика-


ющимися, больными афазией). Большое значение имеет взаимосвязь наглядности и образного слова, которое связано с двигательными представлениями и вызывает конкретный образ движения.

Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей лиц с речевыми нарушениями.

Оптимальная мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей лиц с речевыми расстройствами, их двигательными возможностями, влиянием речевого нарушения на личность ребенка (взрослого) и степенью трудности заданий.

Одним из условий доступности является преемственность и постепенность в усложнении двигательных, речевых и музыкальных заданий. Практически это достигается правильным распределением материала на занятиях в течение коррекционного курса. При постепенном усвоении больными различных словесно-музыкально-двигательных координации и преодоления трудностей у людей развивается сама способность координации и совершенствуется вся двигательная и речедвигательная система. Повышение требований тогда приводит к положительным результатам, когда связанные с ними нагрузки посильны пациенту, не превышают функциональных возможностей организма, т. е. соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям.

Необходимым условием для соблюдения принципа индивидуализации является предварительное выяснение характера патологического процесса — этиопатогенетическое, симптоматическое, диагностическое обследования, а также уточнение реабилитационного потенциала занимающегося. Индивидуальный подход предполагает также учет типа высшей нервной деятельности, возраста, пола, профессии, двигательного статуса.

Принцип постепенного повышения требований определяет постановку перед занимающимся все более трудных новых заданий: двигательных, музыкальных, словесных. В процессе выполнения этих упражнений расширяется и обогащается объем двигательных умений и навыков, совершенствуются произвольная и речевая моторика, нормализуется темп и ритм речи в соответствии с заданным музыкальным темпом и ритмом. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков. Требуется определенное время, чтобы произошли в двигательной сфере больного с речевыми расстройствами приспособительные перестройки, помогающие ему регулировать и речевую деятельность.

Специфические принципы. Принцип развития предполагает развитие: личности человека с речевой патологией; самого патологического неречевого и речевого процессов; сохранных функциональных систем и те изменения, которые наступают в организме, двигательной сфере и речи человека с речевым расстройством. Принцип развития обусловливает одновременное осуществление в процессе двигательной деятельности умственного, нравственного, эстетического и сенсорного воспитания.


Принцип всестороннего воздействия обусловливает общее влияние на организм. Действуя в качестве неспецифической терапии, ритмические и логоритмические средства повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие нервнорефлекторные механизмы регуляции, создавая новые взаимоотношения между функциональными системами организма.

Этиопатогенетический принцип объясняет дифференцированное построение логоритмических занятий в зависимости от причины и патогенеза речевого расстройства. Занятия по логопедической ритмике будут разными при различных нарушениях. Так, при заикании цель логоритмических занятий — коррекция моторных нарушений, воспитание внимания, тормозных установок, произвольного поведения, связи между речевой и общей моторикой и т. д. с соответствующими специфическими средствами воздействия на речь заикающегося; а при ринолалии — воспитание слухового внимания, дифференциация ротового и носового дыхания, снятие назализации и т. д.

Принцип учета симптоматики определяет физические возможности людей с речевой патологией, ослабленность детей с заиканием, с общим недоразвитием речи, наличие параличей и парезов (или иной неврологической симптоматики) при алалии, афазии, дизартрии; частичную или средней степени выраженности ограниченность движений больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Принцип комплексности предполагает связь логопедической ритмики с другими медико-психолого-педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, праздники и развлечения, танцевальное творчество, игра на музыкальных инструментах, в том числе детских инструментах). Например, на логоритмических занятиях с заикающимися следует опираться на те установки, которые они получили во время сеанса психотерапии и на логопедических занятиях, или использовать приближающееся к норме состояние мышечного тонуса детей с дизартрией после лекарственной или физиотерапии и т. д.

Общедидактические и специфические принципы связаны между собой и определяют единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем людей с речевыми расстройствами.

Вопросы и задание

1. В чем сущность метода Э. Жак-Далькроза?

2. Какова роль ритмической гимнастики в становлении системы
логоритмического воспитания?

3. Назовите особенности логоритмики.

4. Какова роль основных звеньев логоритмики в коррекционно-
воспитательном процессе?

5. В чем особенность специфических принципов логоритмики?


ЧАСТЬ ВТОРАЯ

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

ГЛАВА ПЕРВАЯ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.