Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Религия






     

     

    Еще до революции объективные историки, никоим образом не принадлежащие

    к атеистам, отмечали, что ко временам Петра русская православная церковь

    переживала тяжелый кризис. Это мнение, в свою очередь, было основано на

    свидетельствах современников событий, которые писали, что " во всем видится

    слабо и неисправно", что единственная в Москве духовная школа пала так, что

    " живущие в ней скорбят и всего лишаются, и учиться в ней невозможно, потолки

    и печи и иные строения обвалилися". Патриарх же " весь ушел в свои личные

    дела, строит свои имения да отбывает пышные церковные церемонии". Верхушка

    духовенства стала практически недосягаемой для рядовых священников, " как

    двери рая для изгнанных прародителей". Не то что простоватому сельскому

    попику, но и иному настоятелю большого монастыря с превеликими усилиями

    удавалось дойти даже не до патриарха -- до патриаршего секретаря-дьяка.

    Архиерей в провинции заставлял водить себя под руки и шествовал не

    иначе, как под звон колоколов. Тех, кто являлся для поставления в

    священники, владыка держал на крыльце в любую погоду по несколько часов.

    Перевестись из одного прихода в другой можно было только за взятку.

    Встречались архиереи, во всеуслышание бранившие прямо в церкви простых

    священников, даже бившие их, сажавшие в цепи и в колодки (повторяю, я

    цитирую не " антирелигиозные" листки и брошюры, а работы православных

    историков царских времен).

    Низшее духовенство, третируемое и угнетаемое, порой и не заслуживало

    " деликатного" обращения. В огромном большинстве своем оно не только не могло

    " наизусть проповедовать догматы и законы Св. Писания", но и едва разумело

    грамоте. Многие " проникали" в священники благодаря взятке. Отцы Собора 1667

    г. прямо констатировали, что в священники попадают " сельские невежды, из

    коих иные и скота пасти не умели".

    Доходило до того, что этакие " отцы-пастыри", чтобы быстрее отвязаться

    от длинной церковной службы, читали молитвы... в шапку, принесенную

    родственником того, кто не мог или не хотел идти в церковь. Дома

    " прогульщик" надевал эту шапку на специально выбритую макушку -- и считал,

    что отныне на него и без посещения храма снизошла благодать. Попадались

    священники, служившие молебны под дубом, а потом раздававшие ветки и желуди,

    как освященные -- конечно, не бесплатно.

    Небрежное отношение к себе и своему сану отражалось даже в одежде. По

    словам современника, "...иной такой пресвитер возложит на ся одежду

    златотканую, а на ногах лапти во всякой грязи обваленные, а кафтан нижний

    весь гнусен". Еще в XVII в. жаловались на " безместных попов", кучками

    сидевших у московских Спасских ворот и на Варварке: "...безчинства чинят

    всякие, меж себя бранятся и укоризны чинят скаредные и смехотворные, а иные

    меж себя играют и на кулачки бьются". В документах того времени частенько

    попадаются даже дела о священниках, которых прихожане " били и увечили", не

    пуская в церковь -- конечно, из-за образа жизни " духовных наставников".

    Опять-таки современники с нескрываемой горечью пишут, что в монастыри

    стали уходить отнюдь не в поисках душевного спасения. Ростовский епископ

    Георгий Дашков в письме царю с отчаянием сообщает, что чернецы его епархии

    " спились и заворовались". Монахи за плату венчали браки (что им было по

    церковному уставу строжайше запрещено), давали деньги в рост. Отмечались

    случаи, когда муж, желая избавиться от жены, призывал в дом " неведомого

    монаха", и тот насильно постригал женщину в инокини.

    Дошло до того, что в Москве, в Успенском соборе, дьяконы из озорства

    бросали воском в служащих молебен священников. Митрополит ростовский,

    впоследствии канонизированный, Димитрий, с горечью писал: " Окаянное наше

    время! И не знаю, кого прежде надобно винить, сеятелей или землю,

    священников или сердца человеческие, или тех и других вместе? Иереи

    небрегут, а люди заблуждаются, иереи не учат, а люди невежествуют, иереи

    слова Божьего не проповедуют, а люди не слушают и слушать не хотят. С обеих

    сторон худо: иереи глупы, а люди неразумны... О, окаянные иереи, не радящие

    о доме своем! "

    Св. Димитрий Ростовский подробно объяснял, что но имел в виду,

    обрушиваясь на " окаянных иереев": " Что тебя привело в чин священнический, то

    ли, дабы спасти себя и других? Вовсе нет, а чтобы прокормить жену, детей и

    домашних... Ты поискал Иисуса не для Иисуса, а для хлеба куса! "

    Короче говоря, " церковное образование и просвещение народа

    остановилось, церковная благотворительность не существовала, духовенство в

    массе своей не стояло выше паствы, а паства опускалась до глубин невежества,

    грубости, безнравственности, равнодушия в вопросах веры, суеверного

    отношения к ним. Церковь, как носительница нравственных начал в жизни

    государства, переставала существовать, не в состоянии поддерживать себя и

    свое достоинство".

    Причина лежала на поверхности, ее видели уже тогда: деятельность

    Никона, приведшая к расколу, "...из русского церковного общества петровских

    времен осталось при старых обрядах, следовательно, вне влияния

    господствующей церкви, очень большое сравнительно количество людей, и это

    были как раз те, которые по складу своего ума и натуры жили деятельной

    религиозной жизнью, любили мыслить и спорить на религиозные темы, посещали

    храмы, знали круг церковного пения и чтения и твердо держались за церковные

    обряды и обычаи, какими они хранились древнерусской церковью, не допуская

    самой возможности каких-либо перемен в них... в массе русских людей они были

    по-своему передовые люди, охранители благочестия, жившие живой религиозной

    мыслью. Этим людям нельзя было приказать с уверенностью в их повиновении

    верить так, а не этак, молиться вот так, а не иначе, как это можно было

    делать по отношению к безразлично-суеверной массе, утопавшей в полном

    невежестве и совершенно не подымавшейся до вопросов личного нравственного

    совершенствования во имя религиозных побуждений".

    Увы, официальная церковь как раз и имела дело с этой

    " безразлично-суеверной массой" (которой, конечно же, гораздо легче

    управлять), а на старообрядцев, " передовых людей и охранителей благочестия"

    при Петре обрушились массовые репрессии, о которых я подробнее расскажу чуть

    позже.

    В отношении к религии Петр по своему всегдашнему обыкновению, о чем бы

    ни зашла речь, страдал шизофренической раздвоенностью теории и практики,

    слов и дел. На словах он показывал себя ревнителем православия -- но

    преспокойно принимал в Англии причастие по англиканскому образцу, а в

    Германии перед памятником Лютеру произнес хвалебную речь в честь " сего

    великого пастыря". Когда случайно произошло какое-то промедление при

    пострижении в монахини царицы Евдокии, Петр так рассердился на патриарха

    Адриана, что тот, всерьез опасаясь за свою жизнь, свалил вину на

    архимандрита и четырех священников -- все пятеро были тут же арестованы и

    отправлены в страшный Преображенский приказ. Когда во время стрелецких

    казней патриарх по стародавнему обычаю, побуждавшего его молиться за

    гонимых, возглавил двинувшийся в Преображенское крестный ход, Петр орал на

    главу православной церкви, как капрал на недотепуновобранца...

    В то же время продолжал свои потехи " всепьянейший собор". Тот самый,

    где были шутовские фигуры " патриархов", " кардиналов", " епископов",

    " архимандритов", " попов и дьяконов" -- около 200 человек. " Патриархом"

    считался воспитатель Петра, ничтожный пьянчужка Зотов. Доходило до того, что

    священников (!) забавы ради заставляли по всем правилам венчать в церквах

    шута с вдовой или карлика с карлицей (помнится, кто-то негодовал на

    большевиков, впоследствии венчавших священников с кобылами? Корни таятся в

    петровских кощунственных забавах...). Публичное святотатство, когда при

    шутовском " освящении храма бога Вакха во дворце Лефорта" народ крестили

    табачными трубками, связанными в виде креста, ужаснуло даже чуждого

    православию иностранца, немцалютеранина Иоганна Корба...

    Вот что пишет об этих забавах современный богослов протоиерей Лев

    Лебедев: " Это то же двойничество. Петр и его приближенные -- оборотни; в

    обычное время они те, кто они есть, в часы потех они как бы надевают

    маски... подобные потехи имеют демоническое происхождение. Это подражание

    бесам, любящим принимать на себя образы различных людей или животных... люди

    очень точно узнали и почувствовали ДУХ петровских нововведений, определив

    его как дух АНТИХРИСТОВ" [108].

    Нельзя не упомянуть о весьма примечательных слухах, круживших по Москве

    после смерти Франца Лефорта, умиравшего жутко, не по-христиански -- он

    бранил и гнал от себя пастора, требовал музыки и вина, под развеселую музыку

    и испустил последний вздох... Говорили, что еще до смерти Лефорта,

    незадолго, ночью, когда Франц пропадал у очередной любовницы, его жена

    услышала страшный шум в спальне. Вошедшие слуги никого там не увидели.

    Однако шум продолжался, а " на следующий день, ко всеобщему ужасу, все

    кресла, столы и скамейки, находившиеся в его спальне, были опрокинуты и

    разбросаны по полу, в продолжение же ночи слышались глубокие вздохи"... Эти

    разговоры прилежно запечатлел тот же Иоганн Корб. Похоже, за Лефортом ночью

    приходили его хозяева... так к то же бесился в ближайшем окружении Петра?

    Для поднятия всеобщего уровня нравственности и христианской морали

    Петр, как обычно, издал пространный указ. Всем предписывалось регулярно

    посещать церкви и исповедоваться -- под угрозой крупного штрафа. Практически

    одновременно именным указом было введено нечто невиданное и неслыханное

    прежде на Руси: отныне священнику ПРЕДПИСЫВАЛОСЬ под страхом смертной казни

    немедленно доносить по начальству о тех, кто на исповеди признавался в

    злоумышлениях на жизнь государя и его семьи, прочих государственных

    преступлениях, причастности к бунту... Как это повлияло на отношение народа

    к духовным пастырям, догадаться легко -- тем более, что на духовенство тем

    же указом была возложена обязанность совместно со светской администрацией,

    фискалами и сыщиками преследовать уклонявшихся от двойных податей

    раскольников...

    В 1705 г. Петр провел " генеральную чистку" духовенства, взяв в солдаты

    и переведя в " податное сословие" множество дьячков, монастырских слуг,

    пономарей, поповичей, их детей и родственников. Запретили строить новые

    церкви и монастыри. Архиереи, принимая кафедру, должны были давать

    клятвенное обещание, что " ни сами не будут, ни другим не допустят строить

    церквей свыше потребы прихожан" (" потреба", естественно, определялась самим

    Петром). Были установлены " штаты" священников и монастырских служителей,

    сверх которых строго запрещалось рукополагать священников и постригать

    монахов. Вообще Петр стремился превратить монастыри в нечто среднее меж

    богадельнями и мастерскими. В знаменитом " Духовном регламенте" Петра так и

    говорилось: " Весьма монахам праздными быть да не допускают настоятели,

    избирая всегда дело некое. А добро бы в монастырях завести художества,

    например, дело столярное". Далее Петр... запретил монахам держать в кельях

    перья и чернила, писать что бы то ни было*. Отныне выходить за пределы

    монастыря монахи и монахини могли лишь на два-три часа, с письменным

    разрешением настоятеля, скрепленным его подписью и печатью...

    * Очень быстро Петр творчески развил эту мысль, распространив ее на все

    население. Появился указ, предписавший выявлять и сдавать начальству всех

    тех, " кто запершись пишет..." Формулировалось это так: " о донесении на тех,

    кто запершись пишет, кроме учителей церковных, и о наказании тем, кто знал,

    кто запершись пишет, и о том не донесли".

    Блюститель патриаршего престола, митрополит Стефан Яворский, был

    отодвинут на задний план и буквально связан по рукам и ногам повседневной

    практикой петровских преобразований. Уже не митрополит решал, кому быть

    архимандритом того или иного монастыря, а царь -- а то и приближенные, как

    это было с фельдмаршалом Апраксиным и боярином Мусиным-Пушкиным, лично

    занимавшимся назначением архиерея в Холмогоры. В ведение того же

    Мусина-Пушкина отошли патриаршая типография, сочинение, перевод и издание

    книг, даже исправления Библии.

    Стефан, конечно, пытался протестовать -- но с величайшей оглядкой.

    Практически после каждого смелого поступка вроде проповеди, где клеймились

    фискалы, Стефан тут же посылал Петру смиренное письмо, где просился " на

    покой" и подписывался " верный подданный, недостойный богомолец, раб у

    подножия, смиренный Стефан, пастушок рязанский". Петра такое " официально

    разрешенное диссидентство" вполне устраивало -- как двести с лишним лет

    спустя брежневские идеологи снисходительно разрешали евтушенкам, аксеновым и

    прочим Вознесенским изображать " критиков системы" и " инакомыслящих"...

    Не дело мирянина -- судить отцов церкви. Я и не пытаюсь -- но,

    поскольку все познается в сравнении, стоит вспомнить других иерархов,

    которые и в более опасных обстоятельствах, прямо грозивших им смертью,

    находили в себе силы бороться -- когда все, казалось бы, потеряно и любые

    усилия бесполезны.

    Можно вспомнить о трех священниках -- англичанине, русском и поляке, --

    которые впоследствии были причислены к лику святых.

    Архиепископ Кентерберийский Фома Бекет в XII в. открыто выступил против

    самодурства короля Генриха. И не уступал до тех пор, пока не был убит

    королевскими рыцарями.

    Патриарх Гермоген не подписал грамоту, в которой московское боярство

    объявляло, что " отдает себя на волю" польского короля. Отсутствие его

    подписи по нормам того времени дало духовное и правовое основание русским

    городам выступить против интервентов. Ярославцы так и писали жителям Казани:

    " Ермоген стал за веру и православие и нам всем велел до конца стоять. Ежели

    бы он не сделал сего досточудного дела -- погибли бы все". Гермогена

    заточили в Чудов монастырь и уморили голодной смертью, но он так и не

    сдался.

    Когда к осени 1655 года шведы заняли почти всю Жечь Посполитую (что

    впоследствии в польской историографии получило название " потопа") и перед

    интервентами-иноверцами капитулировали верхушка дворянства и армия,

    присягнув шведскому королю, ситуацию переломил скромный приор Ясногорского

    монастыря в Ченстохове Августин Кордецкий. Запершись в монастыре с

    горсточкой шляхты и монахов, он стал сопротивляться. С чисто военной точки

    зрения это предприятие не имело никакого значения -- укрепление было

    небольшое, и под его стенами стоял отряд всего в пару тысяч шведов. Однако

    духовное значение сражения оказалось неоценимым. Ченстохова -- самая

    почитаемая в Польше обитель, где находится икона Богоматери, по преданию,

    написанная евангелистом Лукой*. Воззвания, рассылаемые Кордецким, известия о

    том, что монастырь держится, устыдили страну -- и вспыхнувшая всенародная

    война вымела захватчиков.

    * Как и предание о крестившем Русь апостоле Андрее, оно, в общем,

    служит косвенным доказательством того, что гипотеза группы Фоменко верна.

    Если к исчислению " от рождества Христова" и впрямь приписали лишнюю тысячу

    лет, нет ничего удивительного в том, что апостол Андрей посещал Русь, а

    апостол Лука написал икону в Польше.

    К сожалению, в петровские времена не нашлось подобного пастыря,

    рискнувшего бы открыто оказать сопротивление...

    Чуть погодя Петр пошел дальше, ликвидировав всякие надежды духовенства

    на избрание нового патриарха. Сохранились рассказы о том, как Петр в ответ

    на просьбу архиереев дать им патриарха швырнул на стол кортик и рявкнул:

    " Вот вам патриарх! " (Более смягченная версия вместо кортика повествует об

    " ударе кулаком по столу". И то, и другое как нельзя более похоже на Петра.)

    В январе 1721 г. был учрежден святейший синод -- чисто

    чиновничье-светское, бюрократическое учреждение, управлявшее отныне

    церковными делами. Во главе его встал гражданский чиновник, обер-прокурор --

    " око государево", очень скоро превратившийся в полновластного диктатора.

    В Сенате к тамошнему обер-прокурору были приставлены фискалы. Равным

    образом и к обер-прокурору синода совершенно официально приставили

    чиновников со схожими функциями, именовавшихся... инквизиторами, с

    " прото-инквизитором" во главе.

    Подробно описывать деятельность этого учреждения я не стану -- скажу

    лишь, что и его постигла участь всех петровских нововведений. " Исправление

    зол церковной жизни" обернулось созданием очередной " командной структуры". В

    1857 г. известный русский писатель по церковным вопросам А.Н. Муравьев

    говорил: " В наше время обер-прокурор святейшего синода пользуется столь

    неограниченной властью, какой не пользовался ни один патриарх: простой

    подписью " читал" и " исполнить" он решает самые важные церковные дела".

    Церковь превратилась в простое дополнение к бюрократической машине,

    этакую шестеренку, катастрофически теряя авторитет в народе. Доходило до

    грустных курьезов: при Александре I, высочайшем покровителе всей и всяческой

    мистики, министр духовных (!) дел князь Голицын был членом близкой к

    " хлыстам" и скопцам секты, известной как " корабль Екатерины Татариновой".

    Только Николай 1 разогнал всевозможные " корабли", " кружки", сектантские

    колонии и еретические общества.

    Во времена Петра Славяно-греко-латинская академия из строго учебного

    заведения превратилась в штаб духовной цензуры, боровшейся как с проникавшим

    из-за рубежа " иномыслием", так и со староверами. За академией было

    закреплено монопольное право на обучение иностранным языкам. Без ее

    разрешения всем, под страхом конфискации имущества, запрещалось нанимать и

    держать у себя домашних учителей греческого, латинского и польского языков.

    Только окончившим академию разрешалось держать у себя дома греческие,

    латинские и польские книги любого содержания, рассуждать о вере и вступать в

    прения на религиозные темы -- человек, не закончивший академии, не имел

    права даже у себя дома, со своими домашними, рассуждать о вере. Академия

    вела строгое наблюдение за " иностранными учеными свободных (т.е.

    гуманитарных -- А.Б.) наук" и выдавала им разрешение на приезд в Россию. Под

    надзор академии отдавались все иноверцы, принявшие православие, всякое

    " колебание в вере" наказывалось ссылкой, а за упорство в " прежних

    верованиях" полагалось сожжение в деревянном срубе. Кроме того, сожжение на

    костре грозило всем, кто держал у себя " чародейные, волшебные, гадательные и

    церковью возбраняемые книги", на пиру или где бы то ни было порицал

    православную веру, переходил из православия в иную веру, критически

    отзывался о мощах, иконах, святых. " Страшным инквизиционным трибуналом"

    назвал это заведение историк Соловьев. Все царствование Петра горели костры,

    на которых жгли раскольников, вольнодумцев, всех нарушивших вышеприведенные

    запреты... Каждый, кто уверяет, будто в России инквизиции никогда не

    существовало, -- либо лукавит, либо не знает истории...

    Старообрядцев при Петре преследовали жесточайше. С них, в частности,

    брали особый двойной налог -- исключительно в целях притеснения. На

    приведенном рисунке изображена бляха, свидетельствовавшая, что пошлина за

    право ношения бороды уплачена (по ребру идет надпись " Борода лишняя

    тягота"). Эту бляху полагалось постоянно носить на груди -- опять-таки в

    издевательских целях*. Позже родилось еще одно нововведение -- все

    старообрядцы должны были отныне носить на спине желтые лоскуты материи (рис.

    1.27).

    * Ежегодный налог со старообрядца, не расставшегося с бородой,

    составлял 450 руб. в ценах 1913 г. Любители истории могут сами высчитать,

    мала или велика эта сумма.

    (Делайте со мной что хотите, но я уверен, что именно у Петра нацисты

    впоследствии заимствовали идею желтых звезд, которые должны были носить на

    груди евреи. Все совпадает -- сама идея, цвет материала. Один из

    гитлеровских идеологов, Розенберг, родился на территории Российской империи,

    учился в Прибалтике, неплохо изучил историю царствования Петра...)

    До сих пор в исторической (сугубо научной и художественной) литературе

    описывается, как " фанатичные староверы" занимаются самосожжением. И мало кто

    знает, Что в 1691 г. двести самых уважаемых " иноков и учителей"

    старообрядчества, собравшись на совет, единогласно осудили практику

    самосожжения, и в самом деле встречавшуюся. Было выпущено " отразительное

    писание", беспощадно осуждавшее проповедников самосожжения, как одержимых

    " неразумным и бесовским наваждением". А посему читателю представляется

    самому определить, к то же в таком случае виноват в многочисленных массовых

    сожжениях старообрядцев во времена царствования Петра, кто подносил огонь к

    избам, где были заперты староверы...

    Со старообрядцами рука об руку боролись церковные и светские власти.

    Когда игумен Питирим и его подручные не добились ни малейшего успеха в

    " обращении" керженских старообрядцев, в Нижний Новгород на помощь им

    нагрянул гвардейский капитан Юрий Ижевский, получивший право своей властью

    загонять староверских монахов и монахинь в православные монастыри, а

    укрывавшихся от уплаты двойных податей отправлять на каторгу. Пославший его

    Петр настоятельно рекомендовал " приискивать" за виновными чисто уголовные

    вины. Так и писал бравому капитану: " Буде возможно явную вину сыскать, кроме

    раскола, таких с наказанием и вырезав ноздри, ссылать на галеры..." Легко

    догадаться, что Ржевский без труда " сыскивал" мнимые преступления...

    Сохранился его отчет: " Ныне до вашего величества послал раскольников

    необратных и замерзелых, они же и указу твоему учинились противны,

    положенного окладу платить не хотят, и за то биты кнутом, и вынуты ноздри, и

    послано на каторжную работу числом 23 человека... да женского пола 46

    человек замерзелых послал в девичьи монастыри -- положенного окладу платить

    отреклись, и за то учительницы их биты кнутом 13 человек..."

    Немного позже Питирим, чтобы уличить старообрядцев в ереси, пошел на

    прямой подлог: по его приказу была изготовлена якобы " старинная" книга, так

    называемое " Соборное деяние на еретика Мартына". В ней утверждалось, что еще

    в 1147 г. в Киев пришел монах Мартин, армянин по происхождению, стал

    проповедовать двуперстие и все прочие заблуждения, свойственные раскольникам

    XVII в., однако в 1157 г. собор русских епископов осудил Мартина, назвав

    двуперстие " армянским кукишем".

    О последующих событиях много писали русские историки, поскольку

    старообрядцы (целая группа под водительством дьякона Александра) самым

    тщательным образом исследовали " древнюю книгу" и неопровержимо доказали, что

    это сочиненная в нынешнем году подделка. Этой истории самой по себе

    посвящены отдельные научные труды -- проведенная Александром экспертиза

    считается первым в российской истории палеографическим анализом старинной

    рукописи, и современные исследователи до сих пор используют практически те

    же методы, какими руководствовался дьякон.

    Однако Питирим ответил более весомым аргументом -- приказал взять

    Александра под стражу (впоследствии дьякона били кнутом и казнили). А

    " Соборное деяние" продолжали распространять как ни в чем не бывало... Пытать

    Александра и предать его смерти письменно распорядился сам Петр.

    То же самое творилось по всей стране. " Всюду проповедничество

    предпочитало вместо действия словом вступать в союз с гвардии капитанами,

    всюду увещевали людей, заковав их предварительно в кандалы, и всюду

    результат был одинаков: кто был послабее, те объявляли, что раскаиваются, а

    более сильные почувствовали еще глубже ров, возникший между ними и

    господствовавшей церковью".

    Другими словами, в результате прямо-таки гестаповской борьбы Петра со

    староверами очень большой процент трудолюбивого, искренне верующего

    населения был форменным образом поставлен вне закона и подвергся постоянным

    преследованиям. В свою очередь, это вело к еще большему ожесточению нравов,

    застою в экономике. В свое время подобное наблюдалось во Франции -- изгоняя

    гугенотов, страна лишилась множества искусных ремесленников, преуспевших

    купцов, интеллектуалов, от чего выиграла Англия, приютившая беглецов (именно

    они и помогли претворить в жизнь то, что именуется " английской промышленной

    революцией"). Так и в России: трудолюбивые, грамотные старообрядцы

    исключались из деятельности на благо страны, вынужденные массами бежать кто

    в глухие места, кто в Жечь Посполитую (в нашей историографии совершенно не

    изучена весьма интересная тема -- огромный вклад, который внесли староверы в

    процветание той же Литвы. В точности как гугеноты в Англии).

    И, наконец, одно из самых страшных последствий петровских реформ --

    фактический раскол простого народа и " верхнего мира" на две разных нации.

    Возникло две нации, две культуры, два мира...

    Разумеется, до Петра не было никакой идиллии -- помещики и бояре

    угнетали " черный люд" почти столь же тяжко. Но между боярином и его

    крестьянином не было пропасти -- оба носили одинаковую одежду, различавшуюся

    лишь материалом, оба ходили в одну и ту же церковь, принадлежали к одной

    культурно-духовной общности. После петровских преобразований " барин",

    городской, образованный и одевался иначе, и лицо у него было " босое", и

    родного языка он сплошь и рядом не знал. Сохранились свидетельства

    современников, как в 1812 г. простонародье таскало в московскую полицию

    " французских шпионов" -- схваченных на улицах дворян, которые изъяснялись

    меж собой по-французски. Они были не виноваты -- просто-напросто родного

    языка не знали и говорить по-русски даже на самые простейшие темы не могли.

    Из этих искорок, понемногу тлевших, и разгорелось на всю Россию в 1917-м

    пожарище, слизнувшее помещичьи усадьбы, а заодно и библиотеку Блока -- какие

    там, к черту, жидомасоны, всего лишь лопнул нарыв, вздувшийся еще при Петре,

    бесповоротно расколовшем нацию...

     

    ИТОГ

     

     

    Время от времени (к счастью, все реже и реже) иные исследователи в

    поисках очередной сенсации начинают вспоминать о " загадке", якобы

    сопровождавшей кончину Петра. Слабеющая рука Петра (умирающего то ли от

    простуды, то ли от скверно залеченной венерической болезни) нацарапала лишь

    два слова " Отдайте все..." -- и бессильно упала. Вот и гадают, вот и ломают

    головы -- кому же наш " госмударь всея Руси" собирался оставить страну?

    Печальный итог в том и состоит, что сам Петр не мог не понимать:

    наследство оставить некому!

    Супружница Екатерина глупа, распутна и откровенно спивается. Елизавете

    всего шестнадцать. Другой дочери, Анне, семнадцать. Внуку Петру Алексеевичу

    десять. Молодые племянницы Анна и Екатерина замужем за иностранными

    князьками (первая, впрочем, уже вдова). Племянница Прасковья умом не

    блещет...

    НАСЛЕДНИКА НЕТ. Чье имя не напиши, он или она неминуемо станут игрушкой

    в руках приближенных -- казнокрадов, мотов, озабоченных лишь собственным

    преуспеянием. Иллюзий на их счет сам Петр никогда не питал, в глаза говорил,

    что прекрасно понимает: после его смерти пустят прахом все наследие...

    Не мог Петр этого не понимать. Прекрасно знал. А потому -- нет никакой

    загадки. " Завещание", можно ручаться, осталось недописанным не потому, что

    холодеющей руке не хватило какой-то минуты. Петр, несомненно, заранее

    пытавшийся предугадать ход событий после своей смерти, попросту осознал:

    называть чье бы то ни было имя бесполезно. Потому что не будет продолжателя.

    И это недописанное завещание, каракули на грифельной доске --

    свидетельство полного и окончательного краха, который умирающий Петр, нет

    сомнений, успел осознать во всей полноте. Драконы сплошь и рядом умирают

    бесславно, не в бою -- в сырой пещере, под писк крыс, уже нагло высунувшихся

    из всех углов, уже прикинувших, как будут обдирать чешую, чтобы добраться до

    остывающего мясца...

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.