Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Потомки






     

     

    К Петру (в отличие от многих других самодержцев) отношение потомков

    было неоднозначным с самого начала, и разброс мнений оказался особенно

    велик...

    Уже в конце XVIII в. князь Щербатов написал прекрасную, до сих пор не

    устаревшую работу, исследование, впервые, наверное, в российской

    историографии поставившую вопрос виртуальности: как развивалась бы Россия,

    не будь Петра? У Щербатова есть примечательная фраза: " Нужная, но, может

    быть, излишняя перемена". Чуть позже Радищев, по сути, вторил Щербатову,

    пусть и с другой колокольни: " И я скажу, что мог бы Петр славнее быть,

    возносяся сам и вознося отечество свое, утверждая вольность частную". Но как

    раз " вольность частную" наш сатрап и подавлял с небывалым прежде усердием...

    Пушкин поначалу написал " Полтаву" -- одно из ярчайших в русской

    литературе восхвалений Петра. Однако, возмужав и посерьезнев, за сто

    пятьдесят лет до Стивена Кинга создал великолепный " роман ужасов" -- поэму

    " Медный всадник", где Петр уже совсем иной, прямой аналог современных

    полусгнивших зомби и прочих " живых мертвецов", с тупой непреклонностью

    преследующих вопящих от страха беглецов...

    Крайне символично, между прочим, что картечь Николая I, 14 декабря

    1825-го покончившего с последней отрыжкой " вольностей гвардейских", стегнула

    и по Медному всаднику. Не менее символично и то, что декабристы для своей

    ублюдочной пародии на прошлые гвардейские перевороты выстроились как раз

    вокруг памятника Петру...

    Ситуация стала еще более интересной, когда в России стала издавать

    осмысленные звуки интеллигенция (не путать с интеллектуалами!), по своей

    сути как раз и являвшаяся одним из монструозных порождений петровских ломок.

    Под интеллигенцией и здесь, и далее я всегда полагаю в виду нечто строго

    конкретное: аморфное скопище субъектов, получивших некоторое образование

    (точнее, нахватавшихся вершков) и одержимых параноическим апломбом быть

    " духовными вождями и учителями", равно как и " совестью народной".

    Радикальной интеллигенции Петр как раз пришелся по нутру -- подобно всякому,

    славному разрушением. Белинский, бледная поганка российской общественной

    мысли, изощрялся, как мог, и в прозе, и в стихах: Россия тьмой была покрыта

    много лет, Бог рек: да будет Петр -- и был в России свет.

    Здесь проявилась еще одна видовая черта отечественной интеллигенции,

    превращающая ее в вульгарную " образованщину": полнейшее невежество в

    истории. В письме Кавелину Белинский не менее категоричен: " Для меня Петр --

    моя философия, моя религия, мое откровение во всем, что касается России. Это

    пример для великих и малых, которые хотят что-либо сделать, быть чем-нибудь

    полезным".

    Радикалы и революционеры Петра как раз обожали. Белинскому вторил

    " московский бастард" Герцен: " Петр, Конвент научили нас шагать семимильными

    шагами, шагать из первого месяца беременности в девятый".

    И зашагали... Советские историки любили важно отмечать, что " Ленин в

    высшей степени положительно относился к деятельности Петра I". (" Вождь

    мирового пролетариата" в данном случае всего лишь следовал за Энгельсом, еще

    одним почитателем разрушения и вселенской ломки, назвавшим Петра

    " действительно великим человеком". Маркс считал Петра гением, деятельность

    Петра -- " исторически оправданным закономерным историческим процессом".) Так

    что среди учителей Ильича несправедливо будет числить лишь Маркса с

    Энгельсом -- эту сомнительную честь разделяет и Петр, названный Герценом

    " революционером на троне". Он же, Герцен, говаривал, что Петр был " первой

    свободной личностью в России". Спорить с этим нельзя -- беда только, что

    Петр был еще и единственной свободной личностью в России, все прочие, от

    фельдмаршала, до крестьянина, -- по сути, рабами...

    А уж особенно интеллигенции, разумеющей лишь внешние признаки,

    нравилось, что Петр " поставил Россию в ряд с западными державами". И никто

    не задумывался, какой ценой... Главное, все брили бороды и носили

    европейское платье. Суть глубинных процессов интеллигенция понимать не в

    состоянии...

    Лев Толстой поначалу относился к Петру прямо-таки восторженно,

    собирался писать роман о нем, но впоследствии наступило отрезвление, и

    Толстой оставляет такие строчки: " Был осатанелый зверь..." " Великий

    мерзавец, благочестивейший разбойник, убийца, который кощунствовал над

    Евангелием..." Говорил о Петре I и его сподвижниках: "...убивали людей.

    Забыть про это, а не памятники ставить".

    Алексей Толстой до того, как пришел на службу к большевикам,

    высказывался о Петре несколько иначе, чем в своем будущем романе

    (талантливом, несмотря ни на что): " Но все же случилось не то, что хотел

    гордый Петр: Россия не вошла, нарядная и сильная, на пир великих держав. А,

    подтянутая им за волосы, окровавленная и обезумевшая от ужаса и отчаяния,

    предстала новым родственникам в жалком и неравном виде -- рабою. И сколько

    бы ни гремели грозно русские пушки, повелось, что рабской и униженной была

    перед всем миром великая страна, раскинувшаяся от Вислы до Китайской стены".

    Тот же Герцен выразился как-то, что " Чингисхан с телеграфом хуже, чем

    Чингисхан без телеграфа". Именно таким " Чингисханом с телеграфом" и был

    Петр, и добавить мне больше нечего...

    Кстати, любопытнейшие рассуждения о природе " консерваторов" и

    " либералов" мне встретились в воспоминаниях митрополита Вениамина

    (Федченкова), в той их части, где речь идет об участии его в продолжавшемся

    девять месяцев Московском Церковном Соборе, открывшемся вскоре после

    Февральской революции:

    " Большинство было, в общем, консервативно, но в хорошем смысле этого

    слова: было по сердцу добрым, желало помочь устроению жизни, готово было к

    жертвенности, не гордилось собою, считалось с братским мнением Других, было

    достаточно свободно в своем понимании окружающих обстоятельств. Обычно слово

    " консерватор" считалось в русском интеллигентском воззрении синонимом

    тупости, злобы. По совести сказать, на Соборе было как раз обратное. Вот

    либералы (они почти все вышли из преподавательской, отчасти и профессорской

    среды духовных школ) были действительно раздражены, злобны, упорны в своем

    либерализме, партийно нетерпимы и просто злостно тупы... они очень не любили

    повиновения, послушания, признания авторитетов, любви и уважения к

    начальству. Наоборот, всячески унижать то, что выше их, лишать прав,

    ограничивать, отвоевывать привилегии самим себе, командовать над другими --

    вот их свойства. И чего бы ни коснулось, они готовы тотчас же в злобный бой

    против инакомыслящих... как люди с самоуверенным духом, большими знаниями и

    способными развязными языками, они производили большой шум: и по количеству

    подобных ораторов (они всегда выступали!), и по горячим речам их иногда

    казалось, будто чуть не весь Собор мыслит так, как они звонят. Но когда дело

    доходило до решений... эта десятая частичка оставалась в меньшинстве" [33].

    Прошло восемьдесят лет, но отечественные интеллигенты и либералы не

    изменились ни на йоту. Все вышеприведенное прекрасно описывает и нынешних.

    Злобный бой против любого инакомыслия, жажда власти, стремление лишать

    оппонента всех и всяческих прав... Вот только знаний не в пример меньше,

    старая интеллигенция при всех своих недостатках была все же хорошо

    образована, а нынешняя -- совки-с...

    Между прочим, знаменитое крылатое выражение " Петр прорубил окно в

    Европу" выдумано не в России -- этот пассаж впервые употребил в 1769 г. в

    своих " Письмах о России" итальянец Франческо Альгорроти. Хорошо, что наши

    соотечественники не причастны хотя бык этой глупости. В самом деле, эпитет

    выбран неудачнейше. Нормальный человек прорубил бы дверь. Реформы, лезущие в

    окно -- зрелище довольно сюрреалистическое...

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.