Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Образование, культура






     

     

    Нужно сразу оговориться, что никакой " культуры" Петр I из Европы и не

    пытался заимствовать. Нововведения в этой области шли по двум направлениям:

    либо чисто механическое заимствование внешних примет " цивилизации" (бритье

    бород, одежда, курение табака), либо обучение предметам, необходимым для

    решения чисто функциональных задач: военной, технической пользы для

    государства. Упоминавшийся Вебер, которого русские историки прямо называют

    " одним из умнейших наблюдателей русской жизни петровских времен", не зря

    отмечал в своих записках, что большая часть получивших образование за

    границей петровских дворян " показывали только несносное чванство, потому что

    усвоили внешний лоск, душевные же их способности остались невозделанными,

    живут так, как жили в старину".

    Иначе и быть не могло. " Душевные способности" Петра не интересовали

    нисколько. Эйдельман нашел меткое определение: он писал, что Петр направил

    всю свою деятельность на то, чтобы воспитать подданного с деловой сметкой

    свободного человека и психологией раба. То есть поставил перед собой

    совершенно нереальную задачу...

    Учеба и образование были организованы по глубоко порочному принципу:

    перефразируя слова Наполеона I, " ввязаться в драку, а там видно будет".

    Другими словами, бросить в воду несколько десятков совершенно не умеющих

    плавать людей -- а вдруг среди них найдется один, кто не утонет и сможет

    потом брать призы в соревнованиях по плаванью?

    Даже в султанской Турции за двести лет до Петра, забирая мальчиков из

    христианских семей, обязательно в каждом конкретном случае проводили то, что

    можно назвать " собеседованием" или " выяснением склонностей". Тех, кто

    подходил для военной службы, отправляли в янычары. Те, кто имел задатки для

    гражданской службы, -- попадали в своеобразные " вузы", из которых

    впоследствии вышло немало знаменитых оттоманских дипломатов и

    администраторов. Многим своим достижениям в XVI-XVII веках Турция обязана

    как раз этой системе (лишь потом, когда вошли в силу кумовство и

    наследственные привилегии тех же янычар, Оттоманская Порта стала клониться к

    закату).

    О том, как проходил " отбор" при Петре, самое лучшее представление дают

    воспоминания одного из посланных учиться за границу -- В.В. Головина. В мае

    1712 г. все малолетние дворяне были вызваны в Петербург. " Был нам всем

    смотр, а смотрел сам его царское величество и изволил определить нас по

    разбору на трое: первые, которые летами постарше -- в службу в солдаты,

    середние -- за море, в Голландию, для морской навигационной науки, а самых

    малолетних -- в город Ревель, в науку".

    Сотоварищ Головина по несчастью, князь Михаиле Голицын не мог стать

    навигатором по той простой причине, что страдал морской болезнью, но это,

    понятно, во внимание не принималось...

    Обучение тех, кого послали в Испанию, выглядело так: ученики, не

    знавшие ни единого слова по-испански, часами слушали ученого преподавателя,

    на своем родном языке объяснявшего непонятную юнцам премудрость. Так же

    обстояло и с посланными в другие страны. О том, что, прежде чем послать

    учиться, следует обучить языку, на котором предстоит учиться, как-то не

    задумывались. Нахватается вершков один из сотни -- уже хорошо.

    При этом ученикам годами не высылали денег на содержание. Легко понять,

    что они разбегались кто куда, от тоски пили и куролесили. В Тулоне

    гардемарин Сунбулов так разошелся, что ненароком пристрелил из пищали

    местного жителя. Другие ученики, в той же Франции, так страдали от

    безденежья, что решили " запродаться в холопы", в простоте душевной не ведая,

    что во Франции такая практика отсутствует. Еще один, сбежав из Зенеции,

    постригся на родине в монахи -- не помогло, извлекли из монастыря и силком

    отправили обратно в Венецию...

    В самой России обстояло примерно так же. В школы загоняли силком, не

    озабочиваясь хотя бы поверхностным выяснением желаний и способностей. И

    держали впроголодь. Ученики знаменитой Навигацкой школы в 1711 году

    разбежались, чтобы не помереть голодной смертью. Три года спустя из той же

    школы доносили наверх, что ученики, пять месяцев не получая денег, " не

    только проели кафтаны, но и босиком ходят, прося милостыню у окон". Чиновник

    адмиралтейской конторы так и написал генераладмиралу Апраксину: " Ежели школе

    быть, то потребны на содержание ее деньги, а буде деньги даваться не будут,

    то истинно лучше распустить, понеже от нищенства и глада являются от

    школяров многие плутости". В тех случаях, когда деньги все же платили, из

    них тут же начинали вычитать на покупку учебных пособий и починку школы --

    что вряд ли способствовало улучшению быта и искоренению " плутостей"...

    Однако за побег из школы навигатору грозила смертная казнь, а родителям,

    встревоженным условиями, в которые попало их чадо, и рискнувшим бы подать

    прошение об отчислении его из школы -- каторжные работы... Ну, а порка

    плетьми и штрафы за любую провинность были в Навигацкой школе делом вовсе уж

    житейским.

    То же самое творилось и в Морской академии. " Сорок два гвардейца не

    ходили на учение затем, что стали наги и босы". В 1724 г. сам Петр,

    приехавший на занятия, обнаружил, что иные " гвардейцы" одеты буквальным

    образом в отрепья. Выяснилось, что 85 учеников уже пять месяцев не посещают

    занятий " за босотою и неимением дневного пропитания", а многие ушли

    побираться...

    Вполне естественно, что молодежь, наслушавшись о таких порядках,

    уклонялась от ежегодных смотров, как могла. У " прогульщиков" отбирали

    имения, били батогами, ссылали в Азов, даже объявляли вне закона -- не

    помогало. Вряд ли дело тут в " неприятии новшеств". Образование, насильно

    навязанное, мало чем отличавшееся от каторги, не учитывавшее вкусов, желаний

    и способностей, вызывало такое отвращение, что тысячи людей рисковали

    попасть в ссылку и подвергнуться конфискации имущества, лишь бы только не

    угодить в учение...

    И.Т. Посошков оставил воспоминания об одном, вовсе уж курьезнейшем

    примере: " В Устрицком стану есть дворянин Федор Мокеев сын Пустошкин, уже

    состарился, а на службе никакой и одной ногой не бывал; и какие посылки

    жестокие за ним ни бывали, никто взять его не мог: одних дарами

    ублаготворит, а ежели кого дарами угобзить не может, то притворит себе

    тяжкую болезнь или возложит на себя юродство и в озеро по бороду опустится.

    И за таким его пронырством иные его и с дороги отпускали; а домой приехав,

    как лев рыкает. И никакой службы великому государю, кроме озорства, не

    показал, и все его боятся. Детей у него четыре сына вырощены, младшему уже

    17, и никто их в службу выслать не мог..."

    Можно, конечно, заклеймить этого Пустошкина как врага прогресса...

    Однако... Положа руку на сердце -- кто из молодых читателей этой книги

    согласился бы, чтобы его, не спросив желания и не испытав способностей,

    загнали за тридевять земель слушать лекции на непонятном языке? Причем

    вынуждая добывать средства на жизнь нищенством? Кто отдал бы своего ребенка

    в заведение вроде Навигацкой школы добром?

    Кстати, первая художественная зарубежная книга была переведена на

    русский только в 1760 г. -- французский куртуазный роман аббата Талемана

    " Езда на остров любви". До того переводились лишь учебники артиллерийского

    дела и руководства по управлению парусами.

    Культурой и не пахло...

    Спустя десятилетия после смерти Петра образование, якобы поднятое

    царем-реформатором на недосягаемую по сравнению с " застойной Русью" высоту,

    оставалось в самом жалком состоянии. А это наглядно свидетельствует, что и в

    этой области Петр ограничился скорее видимостью реформ...

    Слово писателю прошлого столетия: " По мысли Петра Великого и его

    последователей, первые учрежденные в России высшие учебные заведения,

    имевшие целью " произвести людей, способных к наукам", должны были послужить

    рассадником просвещения и дать контингент учителей и воспитателей для вновь

    образуемых школ и вообще для образования " шляхетского" юношества. Но в какой

    степени они оправдывали это назначение и в каком размере производили людей,

    действительно " способных к наукам" и к. преподаванию, можно судить,

    например, по состоянию наилучше обставленных к тому времени академических

    учебных заведений.

    В отчете академии наук за 1759-й год о подведомственных ей университете

    и гимназии находим официальное известие, что " как между студентами, так и

    гимназистами находится почти половина отчасти пьяниц, забияк, ленивых,

    непонятливых и в учении никакого успеха себе не оказавших, которые

    признавали " учение себе крайним принуждениям и тягостию". Ввиду этого

    академия сознавалась, что состояние ее учебных заведений " нимало не

    соответствует с высочайшим намерением Ея Императорского Величества и с

    ожидаемой от академии народною пользою".

    Конечно, можно в очередной раз сослаться на то, что народ вновь попался

    какой-то неправильный, не такой, однако гораздо честнее будет посмотреть в

    корень: такие реформы именно таким бардаком и должны были закончиться. Петр

    всегда и во всем выглядел полнейшим антиподом Мидаса: все, к чему он

    прикасался, превращалось в дерьмо...

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.