Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компетенция Совета Республики Беларусь.






Компетенция Совета Республики в основном сосредоточена в ст. 98 Конституции, однако следует также иметь в виду те же предваритель­ные замечания, которые сделаны нами при освещении полномочий Палаты представителей.

Согласно указанной статье основные полномочия данной палаты можно разделить на следующие группы:

 

 

законотворческая — одобрение либо отклонение принятых Палатой представителей законов (п. 1 ст. 98), реализация права законодательной инициативы (ст. 99), делегирование Президенту за­конодательных полномочий (ст. 101);

участие в процедуре импичмента в отношении Президента, пре­кращение его полномочий в связи с состоянием здоровья (п. 7 ст. 98, ст. 88);

решение кадровых вопросов — дача согласия Президенту на назначение руководителей высших судебных инстанций, избрание шести судей Конституционного Суда и др. (п. 2—4 ст. 98);

контроль над деятельностью местных Советов депутатов — от­мена их решений при несоответствии законодательству, роспуск при наличии оснований (п. 5, 6 ст. 98);

рассмотрение указов Президента о введении чрезвычайного или военного положения, полной или частичной мобилизации и принятие по ним решения в трехдневный срок (п. 8 ст. 98).


 

88.Акты Парламента. Конституционные и программные законы: понятие, характеристика.

 

Парламент в лице их палат принимает законы и постановления.

При этом Палата представителей свои решения принимает в фор­ме законов и постановлений, а Совет Республики — в форме по­становлений. Палатой представителей принимаются постановления по вопросам распорядительного и контрольного характера.

По общему правилу решения палат (законы и постановления) принимаются большинством от полного их состава, то есть от 1 10 депутатов и 64 членов Совета Республики соответственно. Однако есть исключения, когда необходимо квалифицированное большин­ство: за принятие конституционных законов, а также программных законов (их два), преодоление вето Президента на принятый закон, отмену декрета должно проголосовать не менее двух третей от пол­ного состава палат (ст. 100, 101, 104 Конституции), столько же тре­буется для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий Президента по состоянию здоровья или смещении его с должности (ст. 88 Конституции).

Можно выделить несколько видов законов:

1) конституционные законы (ч. 1 ст. 140 Конституции);

2) законы о ратификации международных договоров, что возводит эти законы и соответственно международные договоры в ранг актов, обладающих более высокой юридической силой, чем иные (кроме конституционных) законы, включая программные (ст. 8, абз. 2 ч. 4 ст. 116 Конституции);

3) иные (обыкновенные) законы, в том числе кодексы.

Все акты Парламента, которые по своему содержанию являются нормативными правовыми актами, облекаются в форму закона. Одна­ко есть одно исключение — регламенты палат (ст. 105 Конституции), являясь нормативными правовыми актами, утверждаются постанов­лениями, которые подписываются председателями палат.

В отношении законов сформулирован важный принцип, который применим и к иным нормативным правовым актам: закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или от­меняет ответственность граждан (ст. 104 Конституции).

Законы принимаются Парламентом в соответствии с Конституци­ей, другими законодательными актами (например, Законом о Нацио­нальном собрании), а также регламентами палат.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.