Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, принципы и виды правотворчества.






Правотворчество-это деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению и отмене НПА или отдельных юридических норм.

Это интеллектуальная деятельность, требующая знаний и навыков по формулировке общих правил (абстрактно-логических предписаний, в правовом тексте). Правотворчество-это не только создание новых норм права, но и изменение и отмена существующих норм.

Акт правотворчества имеет два значения: 1)как деятельность уполномоченных органов государства; 2) как результат этой деятельности.

Принципы правотворчества- это основные начала осуществления правотворческой деятельности.

1) Принцип законности- разработка и принятие НПА должны осуществляться с соблюдением правовой;

2) Принцип научности- подготовка проекта НПА обеспечивается с участием представителей разных наук.

3) Принцип исполнения правового опыта- всякий закон должен опираться на уже известный правовой опит государства и цивилизации в целом.

4) Принцип демократизма и связан с практикой. Референдум- всенародное голосование- один из способов принятия правового акта высшей юридической силы (КРФ от 12 дек. 1993 г.).

Виды правотворчества. В зависимости от субъекта: 1) референдум; 2) законотворчество; 3)делегированное правотворчество; 4) подзаконное правотворчество.

55. Правотворчество: делегированное, ведомственное, локальное.

По субъекту правотворчества выделяют виды (формы) правотворчества, мы рассмотрим только: ведомственное, делегированное, локальное правотворчество.

Делегирование правотворчество. Оно перполагает правотворческую деятельность органов исполнительной власти (как правило, правительство) которое осуществляет деятельность по поручению парламента. В результате чего принимаются акты по вопросам, входящим в компетенцию парламента. Это специальный вид правотворчества он применяется когда отсутствуют в парламенте нужные специалисты, когда вопрос узкой направленности, недостает парламенту времени для принятия закона.

Условия такого законодательства: нельзя принимать акты, имеющие обратную силу; не допускается субделегация полномочий; акты принимаются по строго определенным вопросам и др.

Ведомственное правотворчество.

Они обеспечивает исполнительную власть, это направление деятельности. Акты ведомственного характера могут быть приняты в рамках компетенции и на основании и во исполнение российских Конституции РФ, законов и указов Президента РФ, распоряжений и постановлений Правительства РФ.

Их число велико. К ним относятся: приказы, инструкции, правила, постановления, распоряжения, положения, уставы, разъяснения и т.д. Все они издаются в рамках государственного управления, в разных сферах общественной жизни (промышленность, наука, культура, здравоохранение, безопасность и т.д.). Они обязательны к исполнению всеми подведомственными учреждениями и организациями, должностными лицами.

Акты, затрагивающие права, свободы и иные интересы граждан, а так же любые межведомственные акты подлежат регистрации в Минюсте РФ, после чего публикуются (не позднее 10 дней после регистрации). Акты, не прошедшие регистрацию, а также не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой последствий, поскольку вступившими в силу не считаются. Нормативные акты исполнительной власти вступают в силу с момента их официального опубликования в газете «Российские вести».

Общим для всех видов подзаконных актов РФ- они на ряду с законами, служат источником законодательства. Граждане и юридические лица, выполняя нормы права, содержащиеся в подзаконных актах, укрепляют режим законности и правопорядка. Среди подзаконных актов есть своя иерархия, производная от административной. Эта иерархия берет начало от ведомств Федерального уровня и завершается решением Главы администрации муниципального района.

Локальное правотворчество. Корпоративное (локальное) правотворчество трудовых коллективов, государственных предприятий, акционерных обществ, производственных и иных кооперативов, экономических ассоциаций. Данные акты имеют локальное значение и ограниченное действие.

56.Механизм законодательной работы (субъекты, процедура, стадий).

Субъекты. Народ (референдум). Депутаты Государственной Думы РФ (СФ РФ), депутаты заксобрания субъектов РФ. К субъектам подзаконного правотворчества так же относятся: Президент РФ; Правительство РФ; иные высшие органы государства, обладающие по закону правом создания юридических норм и нормативных актов; иные органы власти уполномоченные принимать правовые акты в субъектах РФ, органы местного самоуправления.

Законодательный процесс - это урегулированный нормами права порядок разработки, обсуждения проектов НПА (законов) и принятие НПА (законов) высшим органом государственной власти.

Начинается законодательный процесс с «законодательной инициативы». Инициатива принадлежит уполномоченным государственным органам – ст. 104 КРФ. Ей обладают: Президент РФ, СФ и ГД, законодательным (представительным) органам субъекта РФ. Так же обладают этим правом Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ. Право законодательной инициативы обеспечивается Регламентом ГД.

Право принятия решения по инициативе принадлежит законодательному органу (ГД РФ). Этот орган начинает работу над текстом законопроекта. Он может продолжаться от нескольких месяцев до 1-2 лет и более.

Стадии: 1 стадия. Внесение законопроекта в ГД субъектом права законодательной инициативы (первое чтение). Обсуждается концепция проекта НПА, соответствия его КРФ, его актуальность и практическое значение. Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним. Требуется 239 голосов, а для принятия ФКЗ необходимо 300 голосов.

2 стадия. Доработка и рассмотрение законопроекта во втором чтении.

Цель- проанализировать содержание законопроекта с разных позиции и предложить более совершенные средства регулирования. На этой стадии происходит обсуждение инициативы (ст.104 КРФ РФ) Депутаты в праве отказаться от обсуждения поступившего законопроекта. В большинстве стан мира есть сроки прохождения, чтения законопроектов. В России пока такие сроки четко не установлены.

3 стадия. Рассмотрение законопроекта в третьем чтении.

Происходит окончательное согласование текста законопроекта: устраняются внутренние противоречия, правильная взаимосвязь статей, редакционная правка. Не допускается поправок и возвращение к обсуждению в целом, к обсуждению отдельных глав, статей.

4 стадия. Рассмотрение закона СФ.

Срок отводится 14 дней. В случае отклонения могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. После чего закон подлежит повторному рассмотрению ГД и СФ.

Закон считается одобренным, если за него проголосовало не менее 89 членов СФ (ФКЗ- не менее 118 голосов). Если СФ не рассмотрел законопроект в срок- то он считается одобренным и направляется Президенту РФ.

5 стадия. Рассмотрение федеральных законов Президентом РФ.Ст. 107 КРФ. Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется Президентом РФ для подписания и обнародования. Он обязан подписать (одобрить) в течение 14 дней. Если Президент России в 14 дней отклоняет законопроект, то ГД и СФ в установленном порядке вновь рассматривают законопроект. Если при повторном рассмотрении законопроект будет одобрен большинством 2/3 голосов СФ и не менее 2/3 депутатов ГД, законопроект подлежит одобрению и подписанию Президентом РФ.

6 стадия. Обнародование и вступление в силу закона.

Тексты законов подлежат официальному опубликованию в «Собрании законодательства РФ», «Российской газете» и «Парламентской газете». В течение 7 дней после подписания их Президентом РФ. Законы вступают в силу по истечении 10 дней. После их опубликования (если иное не указано в законе).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.