Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Административно-правовые и организационные основы управления административно-политической сферой






Административно-политическое строительство как специфическая разновидность социальной деятельности включает многообразные по уровням и содержанию системы:

– область административно-политической деятельности;

– ее отрасли: оборону, государственную безопасность, внутренние дела, иностранные дела, юстицию, таможенное дело.

А.Н. Крамник отмечает, что «такое название сферы весьма неудачно: оно не отражает сущности этой сферы в отличие от названия других сфер, так как термины „административный“ и „политический“ в полной мере относятся и к другим сферам государственного управления». Он указывает, что название данной сферы с использованием слов «безопасность» и «правоохрана» более созвучно этой сфере, хотя признает, что и оно тоже не в полной мере раскрывает ее сущность, одинаково охватывает все отрасли управления[134].

Группировка отраслей в область административно-политического строительства обусловлена объективными факторами. Эти отрасли обладают общими свойствами. Следует учитывать, что деятельность административно-политических органов направлена прежде всего на повседневную практическую реализацию административно-политических функций государства – внешних и внутренних. Это функции обороны страны, обеспечения государственной и общественной безопасности, охраны правопорядка, развитие политических, экономических и культурных связей с зарубежными странами.

Вместе с тем государственные органы, осуществляющие свою деятельность в административно-политической сфере государственного управления, участвуют в реализации и других функций государства. Например, органы государственной безопасности, внутренних дел, таможенные органы, участвуя в обеспечении экономической безопасности государства, способствуют укреплению экономического базиса, подъему экономики страны. Вооруженные силы Республики Беларусь, помимо своей основной задачи – защиты Отечества, самим фактом своего существования создают условия для мирного созидательного труда. Кроме того, армия играет огромную воспитательную роль для молодого поколения.

Для осуществления государственного управления в отраслях административно-политической сферы создана специальная система органов государственного управления, которая является составной частью аппарата государственного управления. Поэтому ей присущи черты, общие для звеньев данной системы. Здесь действует закономерность соотношения общего и особенного, целого и части. Являясь частью системы, органы административно-политического управления – относительно самостоятельные подсистемы в сфере (отрасли) государственного управления.

Государственному управлению во всех отраслях и сферах свойственно сочетание методов убеждения и принуждения. Но для данной сферы из-за специфики деятельности характерен значительный по сравнению с другими сферами удельный вес принудительных средств, в том числе применение непосредственной материальной силы и иного государственного принуждения, а также использование различного рода режимных мероприятий и разрешительной системы.

Среди режимных мероприятий, применяемых в сфере административно-политического управления, можно выделить режим охраны государственных секретов, пограничный, таможенный режимы, разрешительную систему, связанную с оборотом оружия и боеприпасов, функционированием объектов разрешительной системы, и др.

Отраслевые системы органов управления в административнополитической сфере имеют определенную степень централизации, особенно это характерно для обороны, государственной безопасности, внешних экономических и культурных связей. Однако централизация подчинения многих местных органов административно-политического управления не означает отсутствия у них связи с местными органами управления. Территориальные органы системы органов внутренних дел и юстиции находятся в двойном подчинении, являясь структурами местных органов управления.

Учитывая задачи, решаемые в области административно-политической деятельности, государство создает соответствующий механизм по реализации функций управления в этой области деятельности.

Согласно ст. 79 Конституции Президент гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

В соответствии со ст. 17 закона «О Президенте Республики Беларусь» Президент:

– обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положе-нии в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;

– назначает руководителей республиканских органов государствен-ного управления и определяет их статус;

– решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища;

– осуществляет помилование осужденных;

– ведет переговоры и подписывает международные договоры, назна-чает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;

– принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;

– в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;

– формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь;

– является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Республики Беларусь;

– назначает на должности и освобождает от должностей высшее ко-мандование Вооруженных сил Республики Беларусь;

– вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угро-зы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики и др.

Функции общего руководства сосредоточены на уровне высших органов государственной власти.

Так, согласно ст. 97 Конституции Палата представителей Национального собрания рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь, военной доктрины; о ратификации и денонсации международных договоров; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей; об уголовной ответственности; об амнистии; об объявлении войны и о заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения и др.

В соответствии со ст. 19 закона «О Совете Министров Республики Беларусь» Совет Министров в области обеспечения законности и правопорядка:

– принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

– обеспечивает защиту личности от любых противоправных деяний, посягательств на жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство, а также защиту гражданина Республики Беларусь как на территории

Республики Беларусь, так и за ее пределами;

– определяет основные направления правовой работы в подчинен-ных ему республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях;

– руководит деятельностью подчиненных ему республиканских ор-ганов государственного управления и иных государственных организаций в области правового просвещения граждан;

– руководит деятельностью подчиненных ему республиканских ор-ганов государственного управления и иных государственных организаций по обеспечению законности и правопорядка, реализации государственных программ по борьбе с преступностью;

– вносит предложения в Конституционный суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных правовых актов Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 20 названного закона Совет Министров в области обеспечения национальной безопасности и обороноспособности государства:

– принимает меры по обеспечению национальной безопасности и обороноспособности, защите независимости и территориальной целостности Республики Беларусь;

– осуществляет контроль за выполнением государственной програм-мы вооружения;

– организует разработку и формирование государственного обо-ронного заказа, оснащение Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и военизированных организаций Республики Беларусь вооружением, военной техникой и другими материальными ценностями и ресурсами по их заказам, а также решает вопросы строительства и размещения на территории Республики Беларусь оборонных объектов;

– определяет объемы материальных ценностей и бюджетных ассиг-нований на нужды обороны, в том числе на реализацию государственной программы вооружения, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области обороны, обеспечивает создание и сохранность государственного и мобилизационного материальных резервов, руководит мобилизационной подготовкой;

– осуществляет руководство подготовкой граждан Республики Беларусь к военной службе, их призывом на военную службу, службу в резерве и обеспечивает создание военнообученного резерва;

– вносит на утверждение Президенту Республики Беларусь план на-копления материальных ценностей в государственном материальном резерве и план накопления материальных ценностей в мобилизационном материальном резерве;

– осуществляет руководство гражданской обороной Республики

Беларусь;

– организует разработку и обеспечивает выполнение государствен-ных программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

– устанавливает порядок осуществления государственного контроля за охраной и использованием территорий радиоактивного загрязнения;

– обеспечивает проведение единой государственной политики в об-ласти предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны;

– определяет государственную политику в области обеспечения по-жарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС;

– осуществляет общее руководство деятельностью подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов по противодействию экстремизму, контроль за этой деятельностью.

В области внутренней и внешней политики Республики Беларусь в соответствии со ст. 21 закона Совет Министров:

– разрабатывает основные направления внутренней и внешней по-литики Республики Беларусь и принимает меры по их реализации;

– осуществляет координацию деятельности в области отношений Республики Беларусь с иностранными государствами и международными организациями;

– принимает практические меры по реализации и защите внешнепо-литических интересов Республики Беларусь;

– заключает международные договоры по вопросам, относящимся к его компетенции;

– принимает меры по обеспечению исполнения международных до-говоров Республики Беларусь.

Местные исполнительные и распорядительные органы реализуют свою компетенцию в административно-политической сфере в соответствии с законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». В соответствии со ст. 41 исполкомы:

– представляют интересы соответствующей административно-территориальной единицы во взаимоотношениях с другими государственными органами, иными организациями и гражданами;

– совместно с правоохранительными органами осуществляют дея-тельность по охране общественного порядка;

– осуществляют деятельность по профилактике правонарушений;

– участвуют в борьбе с коррупцией, противодействии экстремизму, в том числе терроризму;

– участвуют в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуа-ций, выполнении мероприятий по гражданской обороне, обеспечении пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС;

– обеспечивают осуществление на соответствующей территории контроля за соблюдением законодательства, осуществляют разъяснение вопросов применения законодательства, относящихся к компетенции органов местного управления и самоуправления и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.