Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и система органов внутренних дел






Функции управления приобретают конкретное содержание, когда реализуются в рамках определенной системы управления. Для оказания воздействия на внутренние дела Республики Беларусь, которое предопределяло бы их требуемое состояние, в структуре государственного аппарата создана специальная отраслевая система, которая в юридической литературе, законодательстве Республики Беларусь отождествляется с системой органов внутренних дел.

Наличие названной системы объективно обусловлено:

– образованием Республики Беларусь как суверенного государства;

– формированием в ней государственных органов как одного из основных признаков государственности;

– задачами борьбы с преступностью, охраны общественного поряд-ка на всех уровнях управления обществом;

– сложившимся административно-территориальным делением и вы-текающей отсюда необходимостью в едином организационном центре.

Построение отраслевой системы управления внутренними делами направлено на достижение следующих основных целей:

– обеспечение реализации общегосударственных интересов в отрасли;

– создание условий для осуществления единой стратегии борьбы с преступностью в масштабах всего государства;

– выполнение соответствующих функций в пределах всех адми-нистративно-территориальных единиц;

– охват всех функций управления в сфере внутренних дел с одновре-менным определением организационных звеньев, их осуществляющих;

– реализацию функций в том органе и на том управленческом уров-не, как это требуют централизм и децентрализм, а также другие принципы государственного управления;

– обеспечение координации и взаимодействия органов внутренних дел на всех уровнях системы;

– установление компетенции системы в целом и входящих в нее ор-ганов и подразделений;

– обеспечение повсеместного строгого соблюдения законности и дисциплины в деятельности всех звеньев системы МВД.

Основы построения системы ОВД юридически закреплены в Конституции Республики Беларусь, законе Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», положениях о республиканском, территориальных органах управления, входящих в данную систему.

В соответствии со ст. 1 закона ОВД – государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них этим законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

ОВД являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

В указанной статье сформулировано понятие ОВД, в котором содержатся основные признаки, характеризующие данные органы, определяющие их место и роль в обществе и государстве.

ОВД – это государственные органы, являющиеся частью государственного аппарата, образованные в установленном законодательными актами порядке и наделенные государственно-властными полномочиями, необходимыми для осуществления возложенных на них функций государства.

Являясь государственными органами, ОВД обладают рядом общих черт, присущих всем государственным органам и отличающих их от иных организаций:

– состав и порядок деятельности ОВД определяется Конституцией Республики Беларусь, законом об ОВД и принятыми на их основе нормативными правовыми актами;

– ОВД имеют четко определенную законом организационную струк-туру;

– организационные и функциональные звенья системы ОВД упол-номочены государством осуществлять строго определенные задачи и функции;

– ОВД несут ответственность перед государством за свою деятель-ность.

Наличие государственно-властных полномочий является основным юридическим признаком любого государственного органа. Их содержание включает:

– право ОВД издавать юридические акты, обязательные для испол-нения теми, кому они адресованы;

– выход властных требований ОВД за рамки данных органов и рас-пространение на ту сферу (область) деятельности, с которой связано их функционирование;

– право ОВД на обеспечение реализации принимаемых ими актов путем использования от имени государства соответствующих мер воспитания, стимулирования, убеждения;

– право на осуществление от их имени надзора (наблюдения) за ис-полнением требований правовых актов;

– право в необходимых случаях и в целях обеспечения выполнения требований издаваемых ими правовых актов применять установленные меры принуждения.

ОВД входят в систему государственной власти, которая состоит из органов законодательной, исполнительной и судебной власти. ОВД относятся к системе органов исполнительной власти.

Указание на то, что ОВД действуют в соответствии с задачами, возложенными на них законом об ОВД и иными законодательными актами Республики Беларусь, означает их автономность в пределах компетенции и позволяет определить пределы полномочий. Задачи предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, борьбы с преступностью решают многие государственные органы, но компетенция каждого из них четко определена законодательством Республики Беларусь (ст. 8 закона «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь», ст. 2 закона Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 414-З «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь»). Это позволяет отграничить правоохранительную деятельность органов внутренних дел от деятельности иных правоохранительных органов: таможенных, финансовых расследований, государственной безопасности и др.

ОВД– это правоохранительные органы, основной целью деятельности которых является защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечение их личной и имущественной безопасности, защита прав и законных интересов организаций, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. В данном случае ОВДосуществляют правоохранительную деятельность, которая заключается в предупреждении возникновения условий и причин общественно опасных деяний, прекращении процесса их развития, ликвидации последствий противоправных деяний.

Существенным является то обстоятельство, что правоохранительная деятельность ОВДносит универсальный характер (от профилактики правонарушений и преступлений до привлечения виновных к административной ответственности в установленных ПИКоАП случаях, а также обеспечение условий для привлечения виновных к уголовной ответственности).

Особое место ОВДв правоохранительной системе государства, а также в системе органов исполнительной власти определяется:

– многообразием правоохранительных и иных функций, реализуе-мых органами и учреждениями (фактически ОВД в том или ином объеме выполняют все правоохранительные функции, включая юридическую защиту своих сотрудников);

– наличием исключительных сфер правоохранительной деятельно-сти, отнесенных к их ведению (например, обеспечение безопасности дорожного движения);

– наличием организационных структур на всех уровнях госу-дарственно-территориального устройства Республики Беларусь;

– существенным объемом полномочий сотрудников, в том числе ис-ключительных (применение специальных мер принуждения – оружия, физической силы, специальных средств, боевой и специальной техники);

– особым порядком комплектования и прохождения службы (высо-ким уровнем милитаризации);

– наличием значительного количества вооружения, боевой и спе-циаль ной техники и другого имущества;

– традиционным восприятием ОВД(милиции) основной массой населения как главной правоохранительной силы государства.

ОВДявляются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь. В соответствии с Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575, для решения задач обеспечения национальной безопасности в соответствии с Конституцией, законами, нормативными правовыми актами Президента создаются силы обеспечения национальной безопасности, в состав которых входят: Вооруженные силы, органы государственной безопасности, органы пограничной службы, внутренние войска МВД, Служба безопасности Президента, Оперативно-аналитический центр при Президенте, другие войска и воинские формирования Республики Беларусь, ОВД, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, органы финансовых расследований, таможенные органы, Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля, подразделения (службы) иных государственных органов, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте, безопасность связи и информации, а также охрану окружающей среды, и др.

ОВДявляются единой системой органов. В основе их организационного построения лежат территориальныйи предметный(функциональный) принципы.

В соответствии со ст. 11 закона об ОВД систему органов внутренних дел организационно образуют:

– Министерство внутренних дел (центральный аппарат);

– территориальные ОВД – главное управление внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управления внутренних дел областных исполнительных комитетов, управления, отделы внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций);

– учреждения образования и организации здравоохранения, создан-ные для обеспечения выполнения задач, возложенных на ОВД.

В качестве составных элементов в данную систему входят территориальныеОВД. Деятельность каждого из них охватывает определенную административно-территориальную единицу Республики Беларусь. Кроме того, данные органы согласно указу Президента Республики Беларусь от 23 октября 2006 г. № 631 «О структуре, функциях и численности работников местных исполнительных и распорядительных органов» являются структурными подразделениями местных органов государственного управления.

Однако необходимо отметить, что подчиненность органов внутренних дел местным органам государственного управления носит ограниченный характер и определяется положениями ст. 10 закона об ОВД.

Правовое положение территориальных органов внутренних дел закреплено в положениях о них, которые утверждены приказом МВД от 23 марта 2011 г. № 101.

В системе ОВД функционируют государственные учреждения (например, Автохозяйство Министерства внутренних дел Республики Беларусь), республиканские унитарные предприятия (например, Объединенная редакция Министерства внутренних дел Республики

Беларусь), исправительные учреждения, республиканские производственные унитарные предприятия (например, ЛТП-1, исправительная колония № 2 г. Бобруйска), ведомственные учреждения образования: Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Могилевский высший колледж Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Учебный центр Министерства внутренних дел Республики Беларусь по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров органов внутренних дел.

Медицинское обеспечение – составная часть тылового обеспечения органов внутренних дел. В этой связи в систему органов внутренних дел организационно входят организации здравоохранения: государственные учреждения «Республиканский госпиталь МВД Республики Беларусь» и «Центральная поликлиника МВД Республики Беларусь», республиканское санаторно-курортное унитарное предприятие «Санаторий „Белая Русь“ Министерства внутренних дел Республики Беларусь» и другие подразделения, осуществляющие проведение санитарно-гигиенических, противоэпидемических, лечебно-диагностических, реабилитационных и оздоровительных мероприятий.

Помимо организационных звеньев в систему органов внутренних дел входят функциональные звенья: милиция, подразделения по гражданству и миграции, подразделения охраны, подразделения финансов и тыла, органы и учреждения уголовно-исполнительной системы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.