Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Административно-правовые и организационные основы управления экономикой






Экономика как социальное явление изучается наукой экономической теории. В рамках данной науки экономика понимается как поведение людей и их групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах[132].

Существует множество научных теорий и подходов к сущности экономики и роли государства в ее регулировании: от либеральной, предполагающей полную свободу хозяйствующих субъектов и минимальное вмешательство государства в ее регулирование, до теории тотального регулирования экономических отношений и отрицания основных экономических законов, где даже спрос и предложение регулируются государственным аппаратом.

Как показывает ход мировой истории, крайние формы организации экономической жизни общества, как правило, являются малоэффективными и часто приводят не только к смене экономической политики государства, но и к полной замене общественного и политического строя.

Для наиболее полного представления о роли государства в регулировании экономических процессов необходимо уяснить роль самой экономики как системы общественных отношений в структуре общества, ее воздействие на общественные связи и отношения.

Роль экономики как системы общественных отношений заключается в производстве, распределении и обмене материальных благ и услуг. Таким образом, можно выделить основные функции экономики в обществе:

1) производство материальных благ и услуг;

2) распределение произведенных материальных благ и услуг; 3) обмен материальными благами и услугами.

Государство как политическая организация общества может принимать участие в осуществлении всех функций экономики, причем степень участия государственных институтов в осуществлении экономических функций может быть различной в зависимости от целей и задач, которые государство ставит перед экономикой.

Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-эконо мического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, важнейшими задачами обеспечения устойчивого развития Беларуси является переход на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества. Вобласти экономики к таким задачам относится построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики с развитыми институтами предпринимательства и рыночной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования.

Таким образом, государство поставило перед собой довольно сложную задачу: обеспечение максимальной социально-экономической справедливости среди представителей всех слоев населения при существовании экономической независимости и самостоятельности субъектов хозяйствования, свободы ценообразования и т. д. Выполнение поставленных задач видится в создании такой экономической макросреды, которая позволяла бы в максимально полном объеме реализовывать свои способности, права и законные интересы любым субъектам экономических отношений и при этом обеспечивала бы соблюдение публичных интересов. И если первая задача предполагает минимальное вмешательство государства в экономические процессы, которое ограничивается лишь определением правил игры, то выполнение второй задачи напрямую зависит от действий государства в лице его аппарата и обусловлено существованием определенных угроз публичным интересам в связи с особенностями функционирования экономики.

Следовательно, создание условий для развития свободной рыночной экономики отнюдь не означает отход государства от регулирования экономических процессов, бесконтрольность и вседозволенность действий субъектов экономических отношений, отказ государства от защиты публичных интересов, поскольку основной целью экономики государства в конечном итоге является улучшение благосостояния всего общества, а не отдельных его членов, представленных субъектами предпринимательской деятельности. Реализация задач, поставленных в национальной стратегии устойчивого развития, в первую очередь зависит от государственной экономической политики, направленной на создание условий для развития свободных рыночных отношений при максимальном обеспечении публичных интересов.

Необходимость государственного вмешательства в деятельность субъектов хозяйствования обусловлена тем, что игнорирование ими публичных интересов в погоне за снижением издержек производства и увеличением прибыли часто может сопровождаться обоснованными с экономических позиций, но представляющими некоторую угрозу публичным интересам действиями.

Условно такие угрозы можно разделить на две основные группы, исходя из сфер государственных (публичных) интересов:

1) чисто экономические (угроза прямых финансовых потерь в результате недополучения государством от субъектов экономической активности налоговых и иных обязательных платежей) (далее – экономические угрозы);

2) угрозы общественной безопасности, общественному порядку, нравственности, здоровью населения, окружающей среде, связанные с особенностями свойств продукции или услуг, технологического процесса производства, качеством выпускаемого продукта или оказываемой услуги (далее – угрозы интересам безопасности).

Средства устранения или нивелирования рассматриваемых угроз публичным интересам в экономической сфере можно классифицировать, в том числе исходя из особенностей самих угроз. Так, устанавливая императивными методами виды и размеры обязательных налогов, сборов и иных обязательных платежей, государство может оказывать воздействие на волю субъектов экономической активности в целях устранения экономических угроз путем использования экономических методов, которые предполагают материальную и финансовую заинтересованность субъектов хозяйствования в формировании ими необходимой государству модели поведения.

К таким средствам можно относить:

1) возможности государственного кредитования (например, чем больше налогооблагаемая прибыль предприятия, тем больше размер

выдаваемого кредита и меньше процентная ставка по нему);

2) средства налогового стимулирования (чем выше налогооблагаемая прибыль предприятия, тем ниже процент совокупного налога) и т. д.

Средства устранения (нивелирования) угроз интересам безопасности связаны с возможностью государства диктовать свою волю участникам экономических отношений, и напрямую устанавливать правила должного поведения в экономической сфере.

Исходя из характера угроз интересам безопасности в экономической сфере среди административно-правовых средств их устранения выделяют:

1) средства, направленные на обеспечение соответствия производимого продукта (оказываемой услуги) определенным требованиям и стандартам, соблюдение которых обеспечивает отсутствие свойств товара (услуги), угрожающих интересам безопасности. К таким средствам следует относить сертификацию продукции и услуг;

2) средства, направленные на обеспечение определенного порядка осуществления того или иного вида предпринимательской деятельности, установление технологических правил производства продукции или услуг, а также оказывающие влияние на формирование структуры и штатов субъектов предпринимательства. Таким средством является лицензирование отдельных видов деятельности;

3) средства, связанные с возможностью государственного принуждения. Данные средства представляют собой совокупность правовых норм, устанавливающих обязанность субъектов предпринимательской активности претерпеть определенные негативные правовые последствия за нарушения требований правовых норм, направленных на обеспечение публичных интересов в экономической сфере. Эти средства представляют собой соответствующие виды юридической ответственности – материальной, административной или уголовной.

Рассмотренные группы средств обеспечения публичных интересов в экономической сфере относятся к административно-правовым, поскольку в исследуемых правоотношениях обязательно присутствует орган государственного управления, наделенный государственно-властными полномочиями по отношению к субъекту предпринимательской активности. Применение указанных средств урегулировано нормами, содержащимися в различных нормативных правовых актах, регламентирующих взаимоотношения указанных органов исполнительной власти с субъектами хозяйствования. Отличие между рассматриваемыми средствами обеспечения публичных интересов в экономической сфере состоит в способах воздействия на волю хозяйствующих субъектов. Так, экономические средства направлены на формирование должной модели поведения путем воздействия на личные эгоистические интересы субъектов хозяйствования. Средства обеспечения безопасности устанавливают обязанность субъектов поступать тем или иным образом, независимо от их воли.

Таким образом, роль государства в регулировании экономических процессов заключается в использовании государственно-властных полномочий соответствующих государственных органов в процессе воздействия на субъекты экономических отношений в целях стимулирования производства, максимально справедливого перераспределения материальных и финансовых благ и ресурсов между всеми социальными группами общества, а также обеспечения общественной безопасности в процессе функционирования субъектов хозяйствования.

Исходя из изложенного можно выделить три основные функции государства в экономической сфере:

1) стимулирование производства материальных благ и услуг путем создания благоприятных условий для субъектов предпринимательской активности;

2) воздействие на экономические институты общества в целях перераспределения произведенных материальных и финансовых благ и ресурсов;

3) установление административных требований и ограничений к субъектам хозяйствования и их деятельности в целях обеспечения общественной безопасности.

Основным средством воздействия государства на общественные отношения является право. Именно правовыми нормами устанавливаются рассматриваемые средства обеспечения публичных интересов в экономической сфере. Указанные нормы содержатся в различных нормативных правовых актах, причем нормы, направленные на регулирование экономических отношений, можно разделить на законодательные и подзаконные.

К первому (законодательному) уровню нормативных правовых актов, направленных на создание благоприятной экономической среды, относятся:

1) Гражданский кодекс Республики Беларусь;

2) Инвестиционный кодекс Республики Беларусь;

3) закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-З «О под держке малого и среднего предпринимательства».

Гражданское законодательство Республики Беларусь, представленное Гражданским кодексом, определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Инвестиционный Кодекс определяет общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь и направлен на ее стимулирование и государственную поддержку, а также на защиту прав инвесторов на территории Республики Беларусь.

Закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства» определяет правовые, экономические основы предпринимательства, общие положения организации предпринимательской деятельности, регламентирует порядок регистрации и прекращения предпринимательской деятельности, права, обязанности и ответственность субъектов предпринимательства, устанавливает меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в Республике Беларусь. Указанный закон направлен на создание условий для широкого проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости граждан на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободы распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности.

Законодательный уровень нормативных правовых актов, регулирующих применение экономических средств регулирования рыночных отношений в целях перераспределения материальных и финансовых благ и ресурсов, представлен следующими нормативными документами:

1) Налоговый кодекс Республики Беларусь;

2) Банковский кодекс Республики Беларусь;

3) Бюджетный кодекс Республики Беларусь;

4) закон о республиканском бюджете (в отличие от предыдущих нормативных правовых актов указанный акт является срочным, т. е. действует на протяжении определенного срока).

Налоговый Кодекс устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в республиканский и (или) местные бюджеты, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

Отношения, регулируемые банковским законодательством Республики Беларусь, представленным Банковским кодексом, составляют систему экономических общественных отношений по мобилизации и использованию временно свободных денежных средств. Банковское законодательство определяет принципы банковской деятельности, правовое положение субъектов банковских правоотношений, регулирует отношения между ними, а также устанавливает порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков и небанковских кредитнофинансовых организаций.

Бюджетный кодекс регулирует отношения между участниками бюджетного процесса, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, определении прав и обязанностей участников бюджетного процесса, осуществлении заимствований в бюджеты, в межбюджетных отношениях, а также при осуществлении контроля за исполнением бюджетов и применении ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Государственный бюджет Республики Беларусьпредставляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нем определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счет государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

К законодательному уровню нормативных правовых актов, регулирующих применение административно-правовых средств обеспечения общественной безопасности в экономической сфере, относятся:

1) закон Республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»;

2) указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Закон Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, работ и услуг в Республике Беларусь, регулирует правоотношения, возникающие в процессе сертификации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации. Действие этого закона распространяется на предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и видов деятельности, действующие на территории Республики Беларусь, а также на граждан – субъектов предпринимательской деятельности.

Указом Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» регулируются отношения по лицензированию отдельных видов деятельности, осуществляемому в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения и охраны окружающей среды в соответствии с перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций.

Ко второму (подзаконному) уровню нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в экономической сфере, относятся постановления соответствующих органов государственного управления, на которые возложены задачи по реализации норм законов, указов и декретов Президента Республики Беларусь, направленных на государственное регулирование экономических отношений.

Система органов государственного управления экономикой следующая:

1) Совет Министров, который обеспечивает проведение единой экономической политики; принимает меры по обеспечению экономической безопасности; организует управление государственной собственностью; регулирует деятельность всех отраслей экономики Республики Беларусь, принимает меры по их развитию; разрабатывает государственные прогнозы, государственные программы социально-эконо ми ческого развития, другие государственные программы и концепции, принимает их, если законодательными актами Республики Беларусь не предусмотрено иное, и обеспечивает их реализацию; обеспечивает выполнение прогнозных показателей социально-экономическ ого развития Республики Беларусь; выступает от имени собственника в отношении имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь и др.;

2) министерства: экономики, финансов, промышленности, энергетики, архитектуры и строительства, транспорта и коммуникаций, сельского хозяйства и продовольствия, спорта и туризма, связи и информатизации, лесного хозяйства, торговли, природных ресурсов и охраны окружающей среды, жилищно-коммунального хозяйства;

3) государственные организации, подчиненные Совету Министров; 4) местные органы исполнительной власти.

Все перечисленные органы государственного управления осуществляют руководство определенными отраслями экономики в соответствии с их компетенцией.

Следует отметить, что рассмотренные функции государства по регулированию экономических отношений в большинстве своем носят межотраслевой характер. Связано это в первую очередь с тем, что экономика является базовой сферой общества и пронизывает все его сферы и институты, определяет характер и тип социальных связей и отношений, является основой политической организации общества. Что касается непосредственно экономических функций (производство и распределение материальных и нематериальных благ), то они имеют строго отраслевой характер и осуществляются в соответствующих отраслях экономики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.