Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вторая половина 19 и начало 20 века.






Следующий период развития фортепианной педагогики и исполнительства в России связан с началом профессионального музыкального образования. Он основывается на идеях просветительства и большей демократизации искусства.

Огромный вклад вносит просветительская и организационная деятельность Антона Рубинштейна. Его имя это целая эпоха в истории русского искусства. Он творчески воспринял искусство Шопена, Шумана, Листа, и Мендельсона, уловив запросы нового времени.

Огромная заслуга Рубинштейна – создание в 1859 году Русского музыкального общества, крупнейшей дореволюционной концертной организации в России. Это и проведение циклов исторических концертов с комментариями, а также Курса фортепианной литературы с устными пояснениями. Его мировоззрение и взгляды представляет для нас значительный интерес и потому, что легли в основу не только его личной деятельности, но и всей системы воспитания в русских консерваториях.

Рубинштейн был уверен в том, что высокое призвание артиста воспитывать публику, и взращенные передовыми идеями русских писателей и публицистов, передовые русские музыканты ставят перед собой идеал служения народу.

Наряду с большей демократизацией и профессионализацией пианистическое искусство в этот период приобретает национальный отпечаток. Большие изменения претерпевает и сам стиль исполнения, обогащенный новыми образами богатырской мощи и монументальности, мужественной лирики и технического блеска.

И у братьев Рубинштейнов, и у Танеева, и у Сафонова осознанным художественным принципом являлось творческое переосмысление музыкального текста. Ярко проявились эти же принципы и в педагогике, так как все они играли огромную роль в воспитании русской пианистической молодежи на протяжении многих лет.

Значительнымшагом стало открытие в 1862 году Петербургской консерватории. Именно это событие положило начало формированию системы музыкального профессионального образования в России. Директор и наиболее авторитетный профессор консерватории Антон Рубинштейн оказал чрезвычайно сильное влияние на формировании её педагогических традиций. Пригласив в консерваторию наиболее видных педагогов, установив высокие экзаменационные требования, он сумел создать образцовое учебное заведение, не уступающее лучшим консерваториям Западной Европы.

Для становления Петербургской фортепианной школы большую роль сыграла деятельность многих выдающихся педагогов того времени, среди них отметим Теодора Лешетицкого, выдающегося педагога-реформатора. Его знаменитые ученики – Есипова, Бенуа, Пухальский. Именно у Пухальского в Киеве учился Владимир Горовиц, а Падерецкий и Шнабель брали уроки у Лешетицкого в Вене. Вскоре М.Балакиревым в Петербурге была открыта бесплатная музыкальная школа для малоимущих детей.

В 1866 году Николай Рубинштейн открывает Московскую консерваторию. Возникла она из музыкальных классов при Московском отделении Русского Музыкального Общества, существовавших всего шесть лет до этого.

 

 

43.

Вначале был введен шестилетний курс обучения. Три года студенты занимались с ассистентами - адъюнктами, как их тогда называли, и только после обязательного переводного экзамена лучшие, ещё три года совершенствовались под руководством педагогов профессоров.

Впервые была составлена программа на все шесть лет обучения, где перечислены основные требования и приведены подробные списки репертуара. Каждый год делился на две части – часть техническую и часть исполнительскую. И экзамены в конце первых трех лет обучения состоял также из двух частей. Первое требование сыграть ряд гамм, аккордов или арпеджио, а затем одну из выученных пьес. В программе были исключены все пьесы салонного типа и специально введены ремарки о качестве звучания инструмента. Большой раздел игры гамм, арпеджио и всех основных видов фортепианной техники.

Обращает на себя внимание обязательное похождение учениками произведений полифонии И.С.Баха, а также классических авторов. Программа профессорских классов начинается с изложения обязанностей профессора. Указывается, что профессор должен выбирать классические и виртуозные произведения, передает все средства к приобретению современной техники, а также объясняет характер сочинения и следит за верностью Tempo, строгой фразировкой и должными оттенками.

Из преподавателей младших фортепианных классов в Московской консерватории наиболее выделялся Николай Сергеевич Зверев. Его знаменитые ученики Рахманинов, Скрябин, Зилоти, Игумнов, Бекман – Щербина. Танеев, Сафонов, Пабст, Л.Николаев - все они создатели самобытных педагогических школ.

Первыми профессорами фортепианных классов в консерватории, кроме Рубинштейна, были Венявский, Доор, Дюбок, позднее к ним присоединился Карл Клиндворт, ученик Листа, известный нам по редактированию и изданию полного собрания сочинений Шопена в 1878 году.

Вскоре открывается ещё несколько крупных музыкальных учебных заведений – в Саратове в 1912 году, в Киеве и Одессе в 1913. Таким образом, к 1917 году было открыто 5 консерваторий, 25 музыкальных училищ, немало студий, школ, классов. Среди них отметим открытие Общедоступного музыкального училища Зограф Плаксиной, ученицы Николая Рубинштейна, в 1891 году и школы сестёр Гнесиных.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.