Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Музыкальный ритм, его особенности и способы воспитания.






 

Основная ошибка множества разных фортепианных школ арифметическое, абстрактное объяснение ребенку длительностей, тогда как первоначальное понятие единицы пульсации остается непонятой учеником.

Для объяснения единицы пульсации педагогами, как правило, выбирается четверть, которая ассоциируется у ребенка с шагом, с биением сердца и все внимание должно быть сосредоточено на непрерывности постоянного движения. Но необходимо отметить, что не только четверть может быть выбрана шаговой величиной, но и любая другая длительность. Эмоционально образное восприятие ритмических представлений формирует у ученика правильное ощущение ритмической основы той или иной музыкальной пьесы.

Началу игре на инструменте должен предшествовать период накопления слухового опыта и развития ритмических представлений ребенка. Длительность такого периода носит всегда индивидуальный характер.

Основной принцип построения педагогической работы следующий – любая сущность музыкального явления должна быть понята учеником раньше знака его изображающего. Любое понятие, такое, например, как сильные и слабые доли, паузы, синкопы должны быть пережиты в музыке, и только затем закреплены в сознании определенным знаком.

Педагогическая работа с начинающими идет по двум направлениям - накопление различных ритмических представлений ученика и расширение элементарного анализа метроритмических

20.

представлений. Необходимо отметить важность планомерного построения занятий. Часто педагог, не задумываясь, дает пьесу ученику ещё с трудом освоившему чередование четвертей и половинок, пьесу с синкопами или пунктирным ритмом.

Необходимо помнить и о последовательности работы - игра педагога, запоминание, затем прохлопывание ритма учеником, причем лучше проводить его не одновременно с проигрыванием, а после него.

Освоение размеров четыре четверти и три четверти лучше всего показать ученику на примере одной мелодии, тем самым, заставив его сравнивать и музыкально почувствовать эти изменения, а затем с помощью наводящих вопросов педагога подойти к их фиксации в нотном тексте. Важно не пропустить момент объяснения и показа ученику проблем, связанных с исполнением ритма три четверти и шесть восьмых.

Проблемы музыкально-исполнительского ритма часто связаны не с отсутствием ритма, а скорее с неразвитым чувством ритма у детей. Только очень молодой и неопытный педагог, заставив ребенка на вступительном экзамене простучать ту или иную ритмическую фигуру, и не добившись результата, зачисляет такого ученика в разряд не обладающего ритмом.

Когда уже во время урока педагог сталкивается с тем, что ученик не может исполнить чередующийся рисунок простейших длительностей, такая игра может иметь место по целому ряду причин. Наиболее простой является невоспитанное внимание к пульсу музыкальной ткани и неразвитый самоконтроль.

Одним из распространенных методов ритмического воспитания ученика является метод отсчитывания. Считать полезно для того, чтоб привести в правильное соотношение неодинаковые звуки, для лучшего ощущения тактового членения, а также для игры в едином темпе.

Противники данного приема говорят что, считая и одновременно играя, ребенок перестает слушать музыку. Это соображение верно только в том случае, если сделать игру со счетом чем-то постоянным и обязательным для занятий ученика, На самом же деле применение данного приема должно быть избирательно, и на коротком отрезке времени.

Действительно, привычка к постоянному счету в огромном числе случаев приводит к отрицательным результатам потому, что разрезает музыкальную ткань на механические отрезки и при этом убивает живой выразительный ритм, а также отнимает часть внимания ученика и утомляет его.

Считать вслух надо уметь, то есть затруднительное в метроритмическом отношении место ученик должен уметь себе представить, а для этого надо поупражняться какое-то время в счете вслух разными вариантами. Заметим, что указанный прием внимательного счета приносит свои плоды только, если слова счета произносятся внятно, активно и отчетливо. Счет вслух нараспев без четкой дикции и волевого усилия, абсолютно бесполезен, если не вреден, при этом, не исполнитель руководит распределением времени, а неритмичная игра порождает неритмичный счет.

Отсчитывание не является единственным универсальным средством воспитания ритмического чувства ученика. Другими важными методами работы педагога являются - развитие пространственного восприятия ритмически сложного места при помощи создания различных графических схем, предварительное просчитывание двух пустых тактов перед игрой, а также легкие простукивания по плечу ученика рукой педагога. Умение грамотно сгруппировать в тексте множество нот в стройную схему и исполнить её – прочнейший фундамент для подлинного ритмического воспитания ученика.

Чрезвычайно полезным воспитательным средством является игра в ансамбле, а также способ пропевания или проигрывания, данной ритмически неясной мелодической линии дирижируя другой рукой. Отметим важность такой работы для развития навыков координации двигательного аппарата ученика.

Встречаются в педагогической практике и более сложные случаи. Нередко виной оказывается состояние всего двигательного аппарата маленького пианиста. Ведь ритмическое чувство времени теснейшим образом связано с гармоническим и естественным состоянием тела. Поэтому педагог должен внимательно наблюдать за движениями ребенка, привычной посадкой, двигательными привычками, устраняя все неестественное, лишнее в двигательной сфере. Часто темповые колебания связаны с неправильным распределением внимания и техническим несовершенством ученика.

 

21.

Чувство ритма и метра не постоянно и может быстро меняться под влиянием разных факторов. Известно, что одним из таких факторов является эстрадное волнение. Ученик не просто играет быстрее, а ускоряет равномерное течение, проглатывает, комкает и губит этим впечатление от своего исполнения. С этим недостатком надо бороться со всей решительностью, если не удастся преодолеть этот недостаток, придется расстаться с мыслью, хорошо играть на эстраде. Необходимо при этом особенно настойчиво будить в ученике волю к слуховому самоконтролю, развивать в нем способность к торможению, помнить о паузах, вздохах, хотя бы о небольших мгновениях молчания, без этого музыка превращается в хаотический шум.

В старших классах ритмические проблемы усложняются достижением свободы движения, связанных с обучением игре rubato. Стоит вспомнить слова известного педагога Якова Флиера, советовавшего предварять игру rubato точной игрой и не забывать о стилистике композитора. Ученику может помочь совет Э.Петри представлять ritenuto в конце пассажа, а также принцип сопоставления различных отрезков. Очень интересны некоторые упражнения французского педагога Жана Далькроза, прием остановки звучания, продолжения счета нескольких тактов без игры и продолжение игры.

Умеренное пользование метрономом на отдельных участках также полезно.

 

Другая важнейшая сторона обучения на фортепиано это развитие музыкальной памяти, воспитание которой неотделимо от развития и воспитания слуха ученика.

Мы знаем, что существует много различных сторон музыкальной памяти - слуховая, зрительная, моторная, осязательная.

Особенно важным представляется, что материалом для развития слуховой памяти должны служить мелодические линии, а не отдельные звуки или интервалы. Мелодия проигрывается, запоминается, прохлопывается, затем играется и транспонируется. Показ направления мелодии, выше – ниже, введение понятия тоники. Подведение ученика к ощущению тоники сравнением незаконченной мелодической линии с той же мелодией сыгранной полностью.

Перед игрой важно приучить ученика мысленно пропеть и запомнить мелодию, по знаку педагога научиться петь и замолкать, что способствует одновременно развитию внутреннего мелодического слуха.

Форма педагогического показа часто играет важную роль, например, при исправлении фальшивого звука в пьесе, принесенной на урок, педагог не указывает на него, а просто споет его и подождет, когда ученик сам поймет и услышит свою ошибку. Со старшими учениками возможно изучение короткого легкого произведения на уроке методом мысленного прочтения и игры по слуху после педагога.

 

Игра на музыкальном инструменте требует воспитания особого музыкального мышления. Его главная черта непрерывное напряжение нервно-психических сил, а для этого необходима активность психики, наличие исполнительской воли, чувства меры и вкуса.

В двигательной сфер е универсальным законом является пианистичность игры. Это понятие складывается из ощущения гармоничности, логичности, пластики, а главное целесообразности движений маленького пианиста. Настоящая двигательная культура всегда связана с отсутствием лишних движений, надуманных приёмов. Целесообразное движение, это именно то движение, которое порождает желательный звуковой результат. Всякое лишнее движение, просто плохо звучит, то есть педагог с самых первых уроков должен воспитывать соответствие движения рук и характера звукового образа.

Кроме того, ученику необходимо быть трудолюбивым и внимательным, уметь думать и анализировать, критически относится к себе.

 

Весь этот комплекс педагог должен развивать в течение всех лет обучения, учитывая индивидуальные, психические, возрастные и личностные особенности каждого конкретного ученика, планомерно и постепенно.

22.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.