Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методология научного познания концепции Левашова Н.В.






Мы познакомили вас с некоторыми важными фрагментами концепции русского учёного Н.В. Левашова о происхождении жизни и разума, ставшими вашими знаниями. Теперь они помогут вам разобраться и в таком «загадочном» явлении, как творчество и творческие возможности нашей сущности, умеющей создавать даже то, чего нет в природе или создаётся ею в течение длительного времени. Тогда понятая вами информация о сути творчества также станет вашим знанием...

Окружающий нас мир многообразен, красочен и загадочен. Мы часто восхищаемся трудами природы-изобретателя, не вникая в её творческую лабораторию. Иногда нам даже кажется, что всё ясно и понятно, но другой раз даже в простых вещах мы не можем разобраться, потому что не знаем, что и создаваемые нами изобретения, подчиняются также определенным закономерностям и технологиям. И не случайно вокруг имени изобретателя часто витает ореол таинственности и некой избранности….

Как туда повидло засовывают?...

Однажды в один аул приехал лектор из общества «Знание» и стал сельчанам читать лекцию о развитии электроники. Впереди, как положено, сидели уважаемые люди – аксакалы, которые знали всё или почти всё и обо всём.

Читает лектор лекцию час, два, все внимательно слушают и не задают вопросов. Наконец-то на третьем часу лекции он закончил и спросил: есть ли у кого вопросы? Все молчат. Потом встаёт один почтенный аксакал и говорит:

- Уважаемый! - Электроника – биэлектроника, проводник-полупроводник, ток туда пошёл, сюда пошёл – это всё понятно, да! Но скажи, ты конфеты «подушечка» когда-нибудь кушал?

- Кушал, - отвечает профессор.

- Тогда скажи, как в них повидло засовывают?

Творчество – это…!?

Когда говорят о творческих людях, часто отмечают, что ему от природы дан талант или «он Богом отмечен». А в биографиях знаменитостей об этом столько нелепиц сочинено, что просто диву даешься. Не говоря уже о наших «звездах», которые «светятся» на каждом шоу на всех каналах телевидения. И каждая «звезда» часто пытается что-то лепетать о своем «творчестве». Так что же такое творчество, если здесь в одну «кучу» валят очередное исполнение заезженного хита, сборку модели по готовым чертежам и настоящие изобретения и открытия?

«Творчество, - поясняет советский энциклопедический словарь, - деятельность, порождающая качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью». Таким образом, по определению, творчество предполагает неповторимость и нестандартность в подходах к решению задач, относящихся к творческим. Психологи утверждают, что 98 % рождающихся людей имеют способность к различным видам деятельности. Однако по результатам серии исследований, проведенных учеными нашей страны и США в порядке подготовки к конференции " Профессиональная непригодность и функциональная безграмотность": установлено, что 37 % шестилеток проявляют нестандартное мышление, творческие способности, к семилетнему возрасту процент таких детей падает до 17 %, а среди взрослых людей встречается лишь 2 % творчески одаренных личностей.

Цифры эти ужасающие, но ничего не говорят о причинах такой быстрой творческой деградации людей, и о том, как поддерживать творческий уровень на высокой отметке, постоянно самосовершенствуясь.

Чтобы понять причины этого явления необходимо разобраться и в самой природе творчества. Нужно также понимать, что творческие задачи бывают разного уровня сложности. Например, в отечественной теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) различают изобретательские задачи 5 уровней, качественно отличающихся друг от друга.

Существуют разные точки зрения на природу творчества. Одни утверждают, что все это от Бога – одному дан талант, а другому не дан. Другие верят в случайность и везение. П. Капица считал, что талант – это 99 % кропотливого труда и 1 % везения.

Любое движение к успеху или неуспеху в творчестве предполагает определенную последовательность в действиях, т.е. технологию решения творческих задач. Известно много случаев из истории науки и техники, когда решение приходило в сознание творца практически мгновенно и почти в «готовом» виде, хотя перед этим он потратил массу времени на решение задачи. Вспомните хотя бы творчество Н. Тесла, Д.И. Менделеева, Гриневича Г.С. при расшифровке Фестского диска, В. Чудинова и др. Психологи это состояние называют осенением, озарением, работой интуиции, инсайтом и т.п. Хотя перед этим творческий человек потратил массу времени на решение данной задачи. Почему из множества, решающих одну и ту же задачу, как правило, к решению приходят единицы?

 

В настоящее время существуют два подхода или две технологии творчества.

1. Бери и пробуй! Это технология метода проб и ошибок или научного тыка. Здесь возможны также два подхода: интенсивный путь - увеличение количества проб в единицу времени; экстенсивный - увеличение количества и качества проб за счет использования ряда приемов развития воображения, усиливающих «прыгучесть» мысли. Но опыт показывает, что такой подход не позволяет решать сложные задачи, требующие до 1000000 проб.

2. Создание технологии, основанной на изучении законов развития систем, которые являются объектами творческих задач, например, законы развития технических, научных, социальных, художественных систем и т.д. Иначе говоря, создание технологий, которые не зависят от конкретного человека, а отражают объективный характер развития человеком этих систем. Но, чтобы эффективно пользоваться этими законами, человек должен постоянно развивать «прыгучесть» своей мысли. А это невозможно без развития воображения, которое является качественным состоянием мозга. Тогда, чтобы эффективно развивать воображение, нужно знать, что это такое.

Следовательно, возможен еще и третий путь: изучение законов и природы человеческого мышления, природы творчества как качества человеческого разума и использования их для планомерного развития представлений об исследуемых системах, с использованием знания законов природы, законов синтеза самих объектов и их развития.

Надо помнить, что мыслительные процессы, даже связанные с тем или иным творческим подходом к решению задач, происходят в человеческом сознании. Что именно там происходит? – вот одна из проблем, которую необходимо осознать и понять, чтобы ответить на поставленные вопросы. Рассмотрим эту проблему на уровне изобретений в различных областях человеческой деятельности, в частности, и в творчестве русского учёного Н. Левашова. И попробуем понять природу творчества с позиций тех явлений, которые происходят в человеческом сознании в процессе творческого мышления.

Как известно из отечественной теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), для решения изобретательской задачи, решатель вначале составляет себе представление об идеальном конечном результате (ИКР). Иначе говоря, он строит в своем сознании идеальную модель той системы или процесса, которую хотел бы получить в результате решения задачи, чтобы перенести ее на реальную модель, устранив, при необходимости те несовместимости (противоречия), которые мешают прийти к ожидаемому результату (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Процесс решения задачи с позиций ТРИЗ.

ИКР может быть представлен в следующем виде: совершенствуемый «объект» О (или пространство, которое он занимает), абсолютно не усложняя систему и не вызывая вредных явлений, САМ устраняет (указать вредное воздействие Д2) в течение заданного времени в пределах заданного пространства, сохраняя способность объекта совершать (указать полезное действие Д1.)

Но для того, чтобы осуществить действие Д2, объект О должен обладать свойством С, но, чтобы осуществить действие Д1, объект О должен обладать свойством не-С. Это и есть физическое противоречие (ФП) или несовместимость (ФН) требований в изобретательских задачах.

Аналогично научное противоречие или несовместимость представлений, возникающая в научной системе с позиций существующей парадигма (По), может быть представлено в виде пары противоположностей, выраженной в виде тождества:

С есть не-С

Иначе говоря, само научное противоречие или несовместимость взаимоисключающих требований, предъявляемых к объекту, может быть сформулировано следующим образом: Чтобы с позиций существующей парадигмы Пс объяснить факт Ф1, исследуемый объект О должен обладать свойством С, но, чтобы объяснить аномальный факт Ф2, объект О должен обладать свойством не-С.

Таким образом, для решения творческой задачи с формальной точки зрения необходимо действовать в соответствии со схемой на рис. 1. Но достаточно ли этого, чтобы реализовать её любому человеку и для любой сложной задачи? Ведь в конечном итоге наше умственное состояние, т.е. развитие тонких тел нашей сущности, определяет наши возможности.

Для ответа на этот вопрос воспользуемся концепцией русского ученого Н.В. Левашова, изложенной в его книгах, и охватывающей все уровни организации материи – от первичных материй – до рождения вселенной, от возникновения и развития Разума в ней до развития самой Вселенной.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.