Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Тема 5.1. Коммерческий расчет как метод хозяйствования.
1.Сущность коммерческого расчета Экономический механизм является управляющей или регулирующей подсистемой экономической системы. Экономическая система – сложная, вероятностная, динамическая система, охватывающая процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Экономический механизм – система, приводящая в движение экономику. Это интегрированная система, включающая в себя ряд экономических элементов, таких, как управление народным хозяйством, коммерческий расчет, хозрасчет, экономическое стимулирование, материально-техническое снабжение, кредитование, финансирование, планирование, хозяйственное право, формы собственности, информационное обеспечение, нормирование, учет хозяйственной деятельности и т.д. Это совокупность организационных структур и конкретных форм хозяйствования, методов управления и правовых норм, с помощью которых общество использует экономические законы с учетом конкретно складывающейся обстановки. Экономический механизм характеризуется конкретными формами производственных отношений, такими, как план, нормы и нормативы, экономические оценки ресурсов, финансы и кредит, планирование, ценообразование, формы собственности, коммерческий расчет, налоговая система, прибыль, оплата труда и т.д. Каждой общественно-экономической формации присущ свой экономический механизм. Укрупненно структуру экономического механизма производственного объединения можно представить следующим образом.
Коммерческий расчет является элементом экономического механизма. Это метод ведения хозяйства, основанный на соизмерении в денежной форме затрат и результатов хозяйственной деятельности, возмещении расходов собственными доходами, и он базируется на следующих принципах: 1) самофинансирование; 2) обособление материально-технической базы и средств предприятия; 3) оперативно-хозяйственная самостоятельность; 4) самоокупаемость и рентабельность; 5) материальная ответственность; 6) материальная заинтересованность; 7) контроль рублем. Самофинансирование заключается в том, что все затраты на простое и расширенное воспроизводство предприятие покрывает за счет собственных средств. Обособление материально-технической базы и средств предприятия заключается в закреплении за предприятием определенной величины основных фондов и оборотных средств. Предприятие реализует права владения и распоряжения этим имуществом. Обособление ресурсов создает материально-техническую базу для оперативно-хозяйственной самостоятельности предприятий. Принцип оперативно-хозяйственной самостоятельности заключается в наделении предприятия правом юридического лица, т.е. оно может заключать хозяйственные договоры с другими предприятиями и организациями, получать кредиты, планировать производственно-хозяйственную деятельность, организовывать сбыт продукции, иметь свой расчетный счет в банке. Самоокупаемость и рентабельность означают возмещение затрат производства за счет собственных доходов и получения прибыли. Предприятие несет материальную ответственность за результаты своей деятельности, за выполнение обязательств перед поставщиками, потребителями и государством. Санкции и убытки за нарушение обязательств относятся на результаты хозяйственной деятельности, выплачиваются за счет прибыли. Нормативными актами предусматривается уплата штрафов: за нарушение договоров-поставок продукции, необеспечение сохранности грузов, нерациональное использование транспортных средств, нарушение обязательств перед кредитной системой и государственным бюджетом; лишение (снижение) премии за результаты работы, удержание за брак по вине исполнителя и т.д. Материальная заинтересованность предполагает экономическое и материальное стимулирование хозяйственной деятельности. Экономическое стимулирование основано на эффективной организации системы оптовых цен, финансирования, кредитования и т.д. Материальное стимулирование включает использование различных систем зарплаты и механизмов премирования. Контроль рублем (денежный контроль) заключается в организации учета результатов работы, составлении достоверной отчетности для вышестоящих организаций (Министерств, налоговой инспекции и т.д.), ревизии и проверке деятельности предприятий за соблюдением ими финансовой дисциплины (правильным расходование материальных, финансовых, трудовых ресурсов) и т.д. В условиях частной собственности на средства производства хозяйствование основывается на коммерческом расчете. Суть его состоит в установлении такого соотношения между расходами и результатами, которое дает возможность получить максимальную прибыль. Коммерческий расчет базируется на объективных законах рыночной экономики, среди которых основное место принадлежит закону стоимости. Сбалансирование всех интересов на рынке осуществляется через механизм рыночного ценообразования. Таким образом, связь коммерческого расчета и рыночной экономики тесная и непосредственная. С одной стороны, рынок, и не только он, может обеспечить реальность, а не формальность коммерческого расчета. С другой – только на основе коммерческого расчета могут быть установлены и развиваться рыночные отношения. Коммерческий расчет существовал в первые годы формации, основанной на общественной собственности на средства производства, когда часть предприятий функционировала на коммерческих началах. Позднее коммерческий расчет был заменен хозяйственным расчетом. Если рассматривать основные принципы хозрасчета и коммерческого расчета, то различий между ними практически нет. Взаимоотношения товаропроизводителей в условиях рынка не опосредуются государственными структурами, а строятся на основе тесной увязки полученных доходов и расходов, материальной заинтересованности и ответственности, т.е. на всем том, что составляет основу коммерческого расчета. Недееспособность хозяйственного расчета определяется тем, что это попытка использовать закон стоимости вне сферы его функционирования – рынка. Проблему эффективности производства решит не рынок сам по себе, а метод хозяйствования в условиях рынка, каким и является коммерческий расчет. Только на его основе возможно формирование реальных доходов предприятий, следовательно, и реальных финансовых отношений. Поэтому этот метод хозяйствования должен быть официально узаконен. Без решения данной финансовой проблемы рыночные отношения сформироваться не смогут. Появление в последние годы предприятий со смешанной формой собственности, вычленение коллективной формы собственности и признание частной формы собственности привело к тому, что, наряду с хозрасчетными отношениями, возникли коммерческие формы отношений.
2.Внутрипроизводственный коммерческий расчет Внутрипроизводственный коммерческий расчет – составная часть системы коммерческого расчета предприятия, производственного объединения. Он предусматривает использование принципов коммерческого расчета в деятельности подразделений с учетом их места и роли в разделении и кооперации труда и регулирует хозяйственные отношения внутри предприятия. Внутренний коммерческий расчет регулирует и организует отношения между подразделениями основного звена народного хозяйства, возникающие в процессе производства, тогда как коммерческий расчет предприятия регулирует и организует отношения между предприятиями в сфере обращения и распределения общественного продукта. Внутрипроизводственный коммерческий расчет организуется на основе принципов коммерческого расчета предприятия. Основными принципами внутреннего коммерческого расчета являются: оперативно-производственная и имущественная самостоятельность подразделений и самоуправление трудовых коллективов в рамках установленных управляющей системой предприятия плановых заданий, экономических нормативов, технико-экономических норм и других актов, централизованно определяющих параметры их деятельности, в том числе, договоры, заключаемые администрацией предприятия с коллективами подразделений или между самими подразделениями; соизмерение производственных затрат с достигнутыми результатами; материальная и нематериальная заинтересованность и ответственность коллектива работников за конечные результаты их деятельности. Механизм внутрипроизводственного коммерческого расчета – это сложная система экономических, организационных и технических отношений, масштабы и структура которых зависят не только от размеров и разветвленности производственной структуры предприятия, но и от специфики его подразделений. Механизм внутрипроизводственного коммерческого расчета состоит из двух подсистем: функциональной и обеспечивающей, которые взаимосвязаны между собой. К функциональной подсистеме относятся: показатели и нормативы, коммерческая ответственность, коммерческое стимулирование. К обеспечивающей подсистеме относятся: организационное, имущественно-финансовое, правовое и кадровое обеспечения. Показатели отделам и службам планируют планово-эко-номический отдел с участием других отделов. Они утверждаются директором предприятия или его заместителем по экономике. План устанавливается на год с разбивкой по кварталам. Централизованное место в работе по совершенствованию механизма коммерческого расчета отводится подсистеме показателей и нормативов, так как именно через нее осуществляется планирование, учет, контроль, анализ и систематизирование деятельности структурных подразделений, переведенных на коммерческий расчет. К утверждаемым показателям относятся: объем поставок продукции на склад и по внутризаводской кооперации, рост производительности труда, снижение себестоимости, расчет фонда оплаты труда, включаемый в себестоимость и т.д. Расчетные показатели: лимит брака в процентах к предъявляемому, лимит простоев оборудования, качество труда и т.д. – необходимы для обоснования утверждаемых показателей, а также для выявления и реализации внутрипроизводственных ресурсов.
3. Бригадный коммерческий расчет Бригады бывают сменные, специализированные и смешанные. Бригадам, переведенным на коммерческий расчет, устанавливаются показатели, вытекающие из плана цеха, но только те, которые непосредственно зависят от работы бригады, и оценка выполнения их обеспечивается достоверным учетом. Бригадам рекомендуется планировать следующие показатели: объем выпуска продукции, снижение ее трудоемкости, лимит материальных затрат, снижение себестоимости и т.д. Под лимитом материальных затрат понимается максимально допустимая величина затрат, исходя из плановой номенклатуры и качества продукции, превышение которых не допускается. Лимит материальных затрат доводится на основе норм расхода. Бригадам вводятся лицевые счета экономии. Лицевой счет экономии – документ, в котором ежемесячно, ежедекадно или ежедневно учитывается экономия основных, вспомогательных материалов, оснастки, инструментов, энергии всех видов как в натуральном, так и в стоимостном выражении. На основании положения о премировании за экономию материальных ресурсов предусматривается материальное поощрение.
4.Коммерческий расчет служб и отделов промышленного предприятия Отделы и службы предприятия в зависимости от выполняемых ими функций подразделяются на следующие группы: 1) отделы технического развития: главного металлурга, главного технолога, новой техники, механизации и автоматизации, подготовки производства, технического контроля, стандартизации и др.; 2) обслуживающие и вспомогательные, обеспечивающие технологический процесс всеми видами энергии, инструментом и оснасткой, транспортным обслуживанием, услугами по ремонту и эксплуатации оборудования, зданий, сооружений, по материально-техническому обеспечению и сбыту продукции и т.д. Это отделы: главного механика, главного энергетика, инструментальный, транспортный, сбыта и т.д.; 3) общего управления и организационно-экономического обеспечения, занятые общими функциями управления, технико-экономическим и оперативно-календарным планированием, правовым, информационным и другими видами обеспечения. Это отделы: производственно-диспетчерский, финансовый, юридический, техники безопасности, маркетинга, планово-экономичес-кий, организации труда, заработной платы, бухгалтерия и т.д. В качестве планово-оценочных показателей для отделов первой группы выступают следующие показатели: план работы отдела, снижение трудоемкости, фонд оплаты труда, лимит расходов на содержание и т.д. Для отделов второй группы доводятся те же показатели, что и для отделов первой группы, и кроме этого, отделы этой группы обязаны добиваться снижения затрат в подчиненных им подразделениях и соблюдать норматив оборотных средств (нормативов запасов инструмента, запчастей, неустановленного оборудования и т.д.), обеспечивать бесперебойную, ритмичную работу предприятия. Для отделов третьей группы устанавливается экономическая ответственность за упущения в работе, приведение к непроизводительным расходам и другим видам ущерба. К показателям оценки их работы и поощрения относятся следующие: - выполнение обязательств по поставкам продукции в соответствии с заключенными договорами; ритмичность выпуска продукции; норматив; незавершенное производство – планово-диспетчерский отдел; - план по предельному уровню затрат на рубль товарной продукции – планово-экономический отдел; - план по производительности труда, снижению трудоемкости – отдел организации труда и зарплаты; - план ввода в действие основных фондов, производственных мощностей; норматив запаса неустановленного оборудования и т.д. – отдел капитального строительства.
Тема 5.2 ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
1. Концентрация производства
Развитие таких форм общественной организации производства, как концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование и размещение, является важным условием повышения эффективности производства. Их совершенствование обусловлено, с одной стороны, усиливающимися процессами интеграции, а с другой - ускорением научно-технического развития. Концентрация представляет собой процесс сосредоточения производства на крупных предприятиях. В современных условиях она проявляется в укрупнении размеров предприятий и эффективном распределении производства между предприятиями различного размера. В зависимости от того, на каком уровне происходит укрупнение производства, различают следующие формы концентрации. Агрегатная концентрация - исходная форма концентрации, непосредственно связанная с научно-технологическим развитием. Она представляет собой рост единичной мощности оборудования (агрегатов, аппаратов, технологических установок и т. д.). Технологическая концентрация выражается в укрупнении цехов, что может происходить как за счет агрегатной концентрации, т. е. увеличения мощности единицы оборудования, так и путем увеличения количества единиц оборудования. Заводская концентрация характеризуется увеличением размеров предприятий, которое может происходить за счет агрегатной, технологической концентрации, а также путем объединения нескольких предприятий, что приводит к организационно-хозяйственной концентрации. Организационно-хозяйственная концентрация проявляется в создании различных видов производственных объединений. Она может проходить в чистом виде, т. е. без изменения техники, технологий и организации производства, и переходить на качественно новый уровень, сопровождаясь переходом на новые технологии, расширением производства, реконструкцией, технологическим переоснащением, т. е. по сути своей являясь разновидностью заводской концентрации. Заводская концентрация производства может осуществляться, во-первых, путем объединения производств на предприятиях универсального типа (например, в отраслях машиностроения), во-вторых, путем увеличения объема производства однородной продукции на специализированных предприятиях (например, в отраслях добывающей промышленности, строительных материалов), в-третьих, за счет роста объема выпуска продукции на основе комбинирования взаимосвязанных производств в рамках одного предприятия (например, в металлургии). Организационно-хозяйственная концентрация может осуществляться, во-первых, на основе горизонтальной концентрации, т. е. объединения предприятий, функционирующих в одной сфере деятельности, во-вторых, на основе вертикальной конценрации, т. е. объединения предприятий, связанных единой технологической цепочкой, в-третьих, комбинацией разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой.
2. Показатели, характеризующие уровень концентрации производства
Концентрацию производства можно оценить системой показателей. Абсолютная концентрация производства определяется размером. Абсолютный размер предприятия можно оценить с помощью следующих показателей: • объем производства продукции за год (в стоимостном или натуральном выражении); • среднегодовая численность промышленно-производственного персонала; • среднегодовая стоимость основных производственных фондов. Уровень относительной концентрации производства характеризуется удельным весом агрегатов, производств и предприятий различного размера в общем объеме выпуска продукции, в общей стоимости основных фондов и численности работников, а также удельным весом потребления электроэнергии. В качестве показателя уровня концентрации в отрасли используют и объем выпуска продукции за год, приходящийся на одно предприятие. Каждый из названных показателей имеет как преимущества, так и недостатки. Например, среднегодовая численность промышленно-производственного персонала во многом определяется уровнем фондовооруженности, автоматизации производства. С этой точки зрения объем производства продукции за год наиболее точно характеризует размер производства. Средний размер предприятия обладает всеми недостатками средних показателей, поэтому применение метода группировки позволяет более точно охарактеризовать уровень концентрации, а средние показатели можно использовать в качестве дополнительных. Группировка предприятий по размерным группам (малые, средние, крупные) используется для характеристики динамики уровня концентрации в конкретной отрасли, а не для сравнения уровней концентрации в различных отраслях. Таким образом, именно система показателей может охарактеризовать уровень и динамику концентрации производства.
3. Эффективность концентрации производства и определение оптимальных размеров предприятия
Эффективность концентрации производства определяется улучшением технико-экономических показателей производства продукции в результате увеличения размера производства (предприятия). На крупных предприятиях эффект может быть получен за счет: • увеличения единичной мощности, что приводит к росту производительности оборудования при снижении роста его стоимости; • использования прогрессивных технологий; • проведения научно-технических разработок; • развития специализации, комбинирования, позволяющих экономно и комплексно использовать топливно-сырьевые ресурсы, утилизировать отходы, организовывать смежные производства. В то же время чрезмерное укрупнение предприятий может привести к ухудшению технико-экономических показателей выпускаемой продукции и состояния экономики данного региона. Таким образом, можно сделать вывод о необходимости обоснования размера предприятия с учетом совокупности факторов, которые характеризуют технологические особенности предприятий различных отраслей, транспортные особенности, определяющие возможность доставки потребителям продукции конкретного вида, и т. д. Размер предприятий добывающих отраслей во многом определяется природными факторами (величиной месторождений, условиями их эксплуатации и т. д.). Размер предприятий обрабатывающих отраслей, производящих относительно простую продукцию (электроэнергетика, цементная промышленность, металлургия и др.), зависит от единичной мощности агрегатов (цементных, доменных и мартеновских печей и т. п.). Размер предприятий обрабатывающих отраслей, выпускающих сложную продукцию (отрасли машиностроения, легкой промышленности и др.), в значительной мере определяется возможным уровнем специализации и кооперирования. Размер предприятий отраслей, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье (мясная, молочная, сахарная и др.), определяется тем, что они перерабатывают скоропортящееся и малотранспортабельное сырье, т. е. транспортный фактор является одним из важнейших. Таким образом, оптимальный размер предприятия при использовании прогрессивного оборудования обеспечивает производство и транспортировку продукции потребителю с минимальными текущими и капитальными затратами. В условиях развития рыночных отношений концентрация производства в чрезмерных масштабах приводит к монополизации производства и переделу рынков. Монополизм ведет к снижению уровня конкуренции, замедлению обновления выпускаемой продукции. Чтобы этого избежать, государство должно содействовать развитию конкуренции, что невозможно без ограничения монополистической деятельности. Антимонопольное регулирование должно учитывать особенности объектов регулирования: • предприятий, конкурентоспособных на мировом рынке; • предприятий, которые не выдерживают конкуренции импортных товаров; • рынков, на которых иностранные товары не оказывают значительного влияния на уровень конкуренции. Натуральный монополист является единственным производителем (продавцом) продукции конкретного вида, которая не имеет аналогов. Он ограждает свой рынок экономическими, юридическими и другими барьерами с целью ограничения доступа конкурентам. Несовершенная конкуренция может существовать и при наличии множества продавцов различных видов продукции. В этом случае покупатель отдает предпочтение товару, отличающемуся качеством, стилем оформления, торговой маркой и т. д. В современных условиях различные модели функционирования крупных и малых предприятий имеют особое значение.
4. Специализация производства
Специализация производства представляет собой процесс сосредоточения выпуска конструктивно и технологически однородной продукции. Различаются следующие формы специализации: предметная, подетальная, технологическая. Предметная специализация представляет собой сосредоточение выпуска готовых к конечному потреблению продуктов на конкретных предприятиях (например, станкостроительных, мебельных, обувных). При этом предприятие может специализироваться на выпуске продукции нескольких видов (многопредметная специализация) или одного вида (однопредметная специализация). Подетальная специализация - это процесс сосредоточения отдельных частей, узлов или деталей на конкретном предприятии (например, предприятие по выпуску подшипников, запасных частей и т. д.). Технологическая (стадийная) специализация представляет собой процесс выделения отдельных стадий (операций) технологического процесса в самостоятельные предприятия (например, литейные, кузнечно-прессовые, сборочные предприятия, прядильные, ткацкие фабрики и т. п.). Общее назначение форм специализации заключается в том, что они ориентированы на производство отдельных частей изделия. Различие заключается в том, что при подетальной специализации выпускаются части изделий (например, подшипники), а при технологической - полуфабрикаты (например, штамповки). Чем сложнее изделие, тем более эффективным может быть развитие специализации. Специализацию можно рассматривать по отношению к различным объектам: предприятиям (цехам, участкам), отраслям, регионам, государствам. Показатели, характеризующие уровень специализации, различают в зависимости от объекта. Так, например, специализация на уровне национальной экономики характеризуется степенью развития экономических связей с другими государствами. Уровень специализации в промышленности в целом можно определить количеством специализированных отраслей. Уровень специализации в конкретной отрасли определяется ее удельным весом в общем выпуске продукции данного вида (например, удельным весом мебели, выпущенной на мебельных предприятиях, в общем выпуске мебели). Данный показатель позволяет судить о том, насколько производство продукции данного вида выделено в самостоятельную отрасль. Удельный вес основной (профильной) продукции в общем ее выпуске в конкретной отрасли отражает степень однородности производства в рамках каждой отрасли. Уровень специализации конкретного предприятия можно оценить на основе таких показателей, как удельный вес массовой и крупносерийной продукции в общем объеме производства предприятия (цеха), удельный вес специализированного оборудования в общем парке оборудования предприятия (цеха) и др. (например, количество специализированных цехов по отношению к общему числу цехов и т. п.).
5. Кооперирование
Развитие специализации объективно приводит к расширению обмена изделиями и полуфабрикатами. Кооперирование - это длительные производственные связи между предприятиями, объединениями по совместному изготовлению конкретного изделия. Кооперирование выступает в различных формах. По отраслевому признаку различают внутриотраслевое и межотраслевое кооперирование. Внутриотраслевое кооперирование представляет собой производственные связи между предприятиями одной отрасли. Межотраслевое кооперирование - это длительные производственные связи между предприятиями различных отраслей. По территориальному признаку кооперирование может быть внутрирайонным и межрайонным. Внутрирайонное кооперирование представляет собой длительные производственные связи между предприятиями одного экономического района. Межрайонное кооперирование - это длительные производственные связи между предприятиями, расположенными в различных экономических районах. В зависимости от формы специализации кооперирование может быть: • предметным {агрегатным), при котором головное предприятие, выпускающее технологически сложную продукцию, получает от других предприятий необходимые агрегаты, идущие для производства изделия данного вида; • подетальным, при котором предприятия-смежники и головное предприятие устанавливают долговременные производственные связи по поставке и использованию готовых деталей и узлов; • технологическим, представляющим собой длительные производственные связи, основанные на поставках одним предприятием другому полуфабрикатов (штамповок, отливок) или на выполнении отдельных технологических операций. Уровень производственного кооперирования можно определить на основе удельного веса покупных изделий и полуфабрикатов в общем объеме продукции предприятия (отрасли) - коэффициента кооперирования. Производственное кооперирование характеризуется соотношением предметного (агрегатного), подетального и технологического (стадийного) кооперирования в общих кооперированных поставках. Соотношение внутриотраслевых и. межотраслевых, а также внутрирайонных и межрайонных поставок характеризует развитие соответствующих форм кооперации.
6. Комбинирование
Комбинирование представляет собой объединение на одном предприятии разноотраслевых производств, связанных между собой технически, экономически и организационно. Объединение на одном предприятии разнородных производств различных отраслей или подотраслей представляет собой процесс концентрации. Комбинирование может происходить следующими путями: • на основе сочетания последовательных стадий переработки исходного сырья (например, текстильные, химические, металлургические комбинаты); • посредством комплексного использования сырья или нескольких видов исходного материала (например, нефтехимические комбинаты); • посредством использования отходов в производстве (например, комбинаты по переработке древесины, мясокомбинаты). В зависимости от характера связи между производствами различают: вертикальное комбинирование, совмещающее последовательные стадии переработки сырья в полуфабрикаты и готовую продукцию; горизонтальное комбинирование, заключающееся в получении разноотраслевой продукции на различных ступенях переработки сырья; смешанное комбинирование, которое объединяет два вышеназванных. Уровень комбинирования можно оценить на основе следующих показателей: • удельный вес продукции, произведенной на комбинатах, в общем выпуске продукции; • соотношение стоимости продукции, выпущенной комбинированным производством, и стоимости продукции, выпущенной некомбинированными предприятиями; • степень комплексного использования первичного сырья. Комбинирование имеет существенные различия в разных отраслях. Комбинаты могут возникнуть и в результате организационного слияния нескольких самостоятельных предприятий. Но объединение можно назвать комбинатом только в том случае, если произойдет практическое объединение разноотраслевых производств. Комбинирование позволяет значительно повышать эффективность производства за счет: • комплексного использования отходов; • снижения удельных капитальных вложений на содержание обслуживающих производств, ремонтного и складского хозяйств, водо-, тепло- и пароснабжения и т. д.; • расширения сырьевой базы для промышленного производства; • экономии на транспортных средствах; • равномерного размещения промышленных предприятий. Таким образом, в основе эффективности комбинирования лежат возможность использования прогрессивной технологии и высокая степень непрерывности технологических процессов, что позволяет экономить сырье, материалы, трудозатраты, капитальные вложения, повышать производительность труда. При оценке эффективности комбинирования следует обосновывать величину затрат, которые необходимы для выпуска конкретной продукции, производимой обычным и комбинированным способами. При этом сравнение идет по таким показателям, как себестоимость продукции (с учетом транспортных затрат), капитальные вложения, производительность труда. Обязательное условие сравнения двух вариантов - учет именно тех затрат и результатов, которые обусловлены процессом комбинирования.
|