Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Житие Александра Невского». Особенности жанра 1 страница






Житие Александра Невского написано, видимо, каким-то церковником в конце XIII или в самом начале XIV в., возможно, на основе не дошедшей до нас светской биографической повести. Автор первоначальной редакции жития, связанный своим источником, в небольшой степени придал ему черты агиографического стиля. Поэтому его произведение м.б. названо воинской повестью, а не житием в обычном смысле слова. Автор начинает свое изложение с шаблонного самоумаления своих качеств: “Он «худый, грешный и недостойный». Если у автора недостаточно умственных способностей, то он надеется на помощь богородицы и святого Александра Ярославовича. По житийному трафарету сообщается, что Александр «богом рожен от отца благочестива». Ростом он был выше других людей, голос был как труба, лицо походило на лицо библейского Иосифа, сила была частью силы Самсона, премудростью равен Соломону. Этими краткими справками исчерпывается вся характеристика Александра.Некто Андреяш пришел из западной страны от меченосцев, желая видеть «дивный возраст» Александра. Вернувшись назад, Андреяш поведал о том, что, пройдя много стран и народов, нигде не видел такого ни в царях царя, ни в князьях князя. И услышав это, король Швеции решил попленить землю александрову. Собрал большую силу, наполнил корабли свои воинами и пошел на Александра. Пришел на Неву и послал послов в Новгород царю. Александр молится со слезами в церкви св. Софии и, получив благословение от архиепископа Спиридона, начинает крепить свою дружину, ободряя ее словами св. писания. С небольшой дружиной выступает против врагов, уповая на св. троицу. Имел великую веру в Бориса и Глеба.Белгусич. Увидел видение: сильная рать идет против Александра, а на восходе солца услышал страшный гум на море и заметил судно, посреди которого стояли Борис и Глеб, плывышие на помощь Александру. Белгусич сообщил о видении А. и пришел на помощь. Была сеча великая, побил А. множество войска. На второй год после победы западные соседи построили город во владениях А. А. вскоре пошел на них и разрушил город до основания, а их сам частью избил, частью захватил в плен, иных же помиловал и отпустил. В следующем году, зимой, освободил взятый немцами Псков. Затем с молитвой Александр вступает в сражение с немцами на Чудском озере.Черты воинской повести. В типичном для ВП стиле описывается это сражение: была суббота, солнце восходило, сгущались тучи, была сеча злая и треск от копий, звук мечного сечения, все покрылось кровью.
А. побеждает литовцев. Они боятся имени его. Прослышав про А., восточный царь Батый захотел видеть его. А. направляется к нему через Владимир, а татары пугали именем его своих детей. Батый нашел, что Александр превосходит всех князей, и с великой честью отпустил его домой.Наконец, изложение повествует о последних событиях в жизни А. Какая-то «нужда от поганых» побуждает его отправиться в Орду, чтобы отмолить людей от беды. На обратном пути он заболевает и, постригшись и приняв схиму, умирает. Автор в лирических строках оплакивает кончину своего господина. Тело А. понесли во Владимир, народ, встречая его в Боголюбове, так сильно рыдал, что земля тряслась. Когда митрополит захотел вложить А. в руки духовную грамоту, А, как живой протянул руку и взял ее.Как мы видим А.Невский изображен в житии как идеальный князь и воин, наделенный всеми положительными духовными и физическими качествами в наивысшей степени. Он уподобляется выдающимся героям Библии.На протяжении нескольких веков, вплоть до XVII в., житие АН несколько раз перерабатывалось.

18) «Слово о погибели русской земли» К числу северорусских памятников, связанных с нашествием татар, принадлежит «Слово о погибели Рускые земли». Лопарев нашел его в начале 1890-х годов в рукописи XV в. псковского Печерского монастыря. В рукописи занимает 45 строк.В «Слове» перечисляются природные и материальные богатства, которыми до нашествия изобиловала «светло-светлая и украсно-украшена земля Руськая»: озера многочисленные, реки и колодцы, горы крутые, птицы бесчисленные, города великие, села дивные, сады монастырские, дома церковные. Были тогда на Руси князья грозные, бояре честные, вельможи многие. Большие пространства и народы были покорены великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, Мономаху, именем которого половцы устрашали детей в колыбелях. Различные соседские племена платили дань Владимиру медом, а царь Византийский Мануил посылал ему великие дары. Так было раньше, а теперь же приключилась болезнь христианам.Памятник проникнут чувством глубокого патриотизма, гордостью прошлым Русской земли и скорбью об ее бедствиях, причиненных ей татарами. Вслед за ним идет житие Невского, не отделенное даже от текста “Слова”. Серебрянский предполагает, что это предысловие к не дошедшей до нас светской биографии Невского, написанной одним из дружинников князя и возникшей вскоре после его смерти. Мансикка считал, что “слово” - это предисловие не к не дошедшей до нас биографии, а к церковному житию Невского. Однакое едва ли можно счтать слово началом к житию или биографии: Невский умер в 1263 году, а в “Слове” имеется упоминание “ныняшнего Ярослава”, т.е., судя по контексту, о Ярославе упоминается как еще о живом, а умер он в 1246 году! Существует предположение, что “Слово” - это отклик на Калкскую битву 1223 года и было создано в 1225. “Слово” долшло до нас с дефектным концом. Художественный стиль “Слова” представляет собой сочетание книжного стиля с устнопоэтическими формами письменной речи. Перечисление богатства Руси и эпитеты – книжный стиль. Эпитеты: «светло-светлая», «украсно-украшена». От устно-поэтической традиции идут такие сочетания, как «горы крутые», «холмы высокие», «дубравы чистые», «князья грозные», «бояре честные», «синее море». «Слово» оказало большое влияние на вступительную часть одной из редакций жития князя Федора Ярославского, возникшей в 15-начале 16 века.

19) «Моление» Даниила Заточника. Личность, стиль, жанр «Моление» представляет собой послание Даниила к князю Переяславля Залесского Ярославу Всеволодовичу (вторая редакция). Создана эта редакция накануне монголо-татарского нашествия.
«Моление» - яркий, публицистически насыщенный памфлет, написанный в форме обращения к князю. Стиль – риторический. Просьба к князю о том, чтобы он обратил внимание на автора, пребывающего в бедности, подвергаемого гонениям, неспособного к военному делу, но обладающему незаурядным умом и образованностью. Для убеждения своего оппонента в том, что он имеет дело с человеком начитанным, автор пересыпает свое обращение цитатами и афоризмами, взятыми из Библии, «Пчелы», «Физиолога», из повести об Акире Премудром, летописи и некоторых других произведений оригинальной и переводной литературы.Отличие «первой» редакции от «второй» в том, что «вторая» редакция заключает в себе оппозиционный выпад против боярства и монастырского духовенства, вовсе в «первой» редакции. Возникновение первой редакции «Слова» приурочивалось к XII в., «второй» - «Моления», «Послания» - к XIII в. «Вторая» редакция «Моления» дошла до нас в двух списках: собрания Ундольского – XVI в. и Чудовского монастыря – XVII в. Более исправным считается второй список. Одно из самых загадочных произведений древнерусской литературы.Даниил, служивший князю и чем-то не угодивший ему или его вельможам, оказался в заточении на берегах олонецкого озера Лача. Даниил – боярский холоп. Обращаясь к своему повелителю, он рассказывает о бедствиях, обрушившихся на него, о наветах и гонениях, которым он подвергся. Укоряя князя, Даниил все же мечтает о его расположении, говорит о желании служить ему верой и правдой, перечисляет свои заслуги. В конце обращается к Богу с молитвой о своем господине: «Господи! Дай же князю нашему силу Самсона, храбрость Александра, разум Иосифа, мудрость Соломона, искусность Давида».
Даниил – человек образованный, необычайно начитанный. Он знаком не только с «Пчелой». Автор неоднократно прибегает к Библии. В «Молении» целая галерея библейских образов и сюжетов: Агарь и Сара, премудрый Соломон, пророк Даниил, Иосиф Прекрасный. Каждый персонаж, каждый сюжет Даниил как бы привязывает к собственной судьбе, к обстоятельствам своей личной жизни.Несмотря на обилие библейских образов и сюжетов, «Моление» - произведение светское. В нем можно найти «мирские притчи» - житейские пословицы и поговорки, перекличку с летописями и с другим великим произведением древнерусской светской литературы – «СОПИ». Даниил высмеивает в своем «Молении» пути к достижению жизненного благополучия с оттенком цинизма, потешает князя. Это балагурство Даниила особенно ярко проявляется в выпаде против злых жен. Он рассказывает о себе.
Литературный жанр «Моления» - просительные обращения. Просьба настойчива и патетична. «Моление» - злая сатира на людей и пороки (особенно женские), порядки, отягчающие жизнь человека и порождающие социальную и моральную неправду. Крайне впечатлительный и остро реагирующий на зло, автор «Моления» обличает всех, кого считает виновниками общественного зла и соц. Несправедливости. Пафос обличительного сарказма.
Основной мотив «Моления» - страстная и убежденная защита человеческой личности и достоинства независимо от социального и имущественного положения. Даниил – своего рода интеллигент XIII в., пытающийся проложить себе дорогу в жизни исключительно при помощи своего книжного таланта и своих умственных дарований.У «Моления» свой, особый стиль. Во-первых, здесь впервые в древнерусской литературе появляются элементы сатирического изображения действительности, в частности, монашеского быта. В своём произведении Даниил использует книги «священного писания», заимствуя оттуда свои изречения. Привлекает он также и «ПВЛ». Отличительная особенность стиля - афористичность. Афоризмы Даниила в большинстве своём книжного происхождения, но есть и народные пословицы, например: «Всяк человек хитрит и мудрит о чужеи беде, а о своеи и мыслити не может» Прибегает Даниил и к определённой ритмической организации речи путём рифмовки отдельных поговорок. Необычайно разнообразны и богаты сравнения. Эти сравнения восходят как к книжной литературе, так и к устному народному творчеству. Например: «Орёл птица - царь надо всеми птицами, а осётр - над рыбами, а лев над зверми, а ты, княже, над переславцы». Афористичная образная речь «Моления» Даниила Заточника обеспечила ему большую популярность в древнерусской литературе.

20) Повести о Куликовской битве («Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина») В 1380 году Московский князь Дмитрий Иванович сплотил под своими знамёнами почти всю Северо-восточную Русь и нанёс сокрушительный удар Золотой Орде. После одержанной победы на Куликовом поле вопрос об окончательном свержении монголо-татарского ига был лишь вопросом времени. Победа, одержанная над Мамаем, значительно укрепила авторитет Москвы в глазах всего народа. Она сыграла немаловажную роль в развитии литературы и искусства.Исторические события 1380 года получили широкое отражение в устном народном творчестве, а также в различных жанрах литературы: летописной повести, «Задонщине», «Сказании о Мамаевом побоище».
Ближашей хронологически после летописной повести литературной обработкой сюжета о Мамаевом побоище нужно считать поэтическую повесть, известную под именем “Задонщина”. Стиль «Задонщины», образные средства и целый ряд сюжетных подробностей определились сильнейшим влиянием на нее «СОПИ», а также устно-поэтических источников. Возникновение “Задонщины” следует относить к концу 14 века. Автором ее был рязанский священник Софония, происходивший, вероятно из брянских бояр. Задонщина дошла до нас в 5 списках 15, 16 и 17 веках, из которых три, в том числе самый древнейший, полностью не сохранились, все списки явно дефектны. Они обнаруживают малую грамотность и небрежность переписчиков. Делались попытки дать сводный текст. 1-я попытка была сделана Срезневским, позднее Шамбинаго. «Задонщина», в подражание «СОПИ», начиналась со вступления, где автор приглашает «братий, друзей и сыновей русских» собраться и составить слово к слову, возвеселить Русскую землю и низвергнуть печаль на восточную страну, провозгласить победу над Мамаем, воздать хвалу великому князю ДИ. и брату его Владимиру Андреевичу. Похвала мотивируется тем, что у ДИ и брата его было мужество и желание за землю Русскую постоять, что они были умны и крепки духом. В некоторых местах буквальное заимствование из «СОПИ». Вслед за упоминанием о вещем Бояне автор обращается к жаворонку, чтобы он взлетел под «сини небеса», воспел славу ДИ и брату его.Автор «З» сравнивает Бояна с соловьем. Как участников похода Игорева, так и участников похода ДИ сопровождают зловещие знамения природы: встают сильные ветра с моря, пригоняют они тучу великую к устью Днепра. Из тучи выступили кровавые зори, а в них танцуют синие молнии. Быть стуку и грому великому между Доном и Днепром, пасть трупу человеческому на поле Куликове, пролиться крови на реке Непрядве. И еще зловещий крик птиц и зверей.Русские сталкиваются с татарами на поле Куликовом. На том поле сильные тучи столкнулись, из них часто сверкали молнии и загремел сильный гром. Это сразились сыновья русские с «погаными татарами» за свою великую обиду; на русских сияли доспехи золоченые, гремели русские мечами булатными. В «СОПИ» брат Игоря Всеволод сравнивается с туром; в «З» с турами – русские воины. По сравнению с «СОПИ» в «З» события развиваются в обратном порядке: в «СОПИ» - сначала победа русских, а потом поражение; в «З» - наоборот.
Вслед за рассказом о победе татар автор скорбит о том, что трава кровью полита, деревья с тоской к земле преклонились, птицы жалобными песнями откликаются на поражение русских. Решительный бой русских с татарами происходит тогда, когда из засады выходит запасный полк двоюродного брата Дмитрия. Он бросается на татар. Если в «СОПИ» черная земля была засеяна костьми русских, то в «З» «черна земля под копыты», поля политы кровью. «З» заканчивается рассказом о том, как ДИ на поле Куликовом становится на костях павших русских воинов и произносит им похвальное слово. Будучи, в основном, плагиатом «СОПИ», «З» не лишена самостоятельных поэтических достоинств: есть яркие художественные образы. Литературные достоинства «З» обусловлены связью с устным поэтическим творчеством. Часто употребляется образный параллелизм, например: «Не стук стучит, не гром гремит… стучит сильная рать… гремят удальцы русские». Как и в былинном эпосе, в «З» гуси и лебеди, в отличие от «СОПИ» - символы вражеских сил. Нападение русских на татаров уподобляется нападению соколов, кречетов и ястребов на гусиные и Белозерские стаи. В образе былинных богатырей выступают в «З» два воина-монаха: Пересвет и Ослябя. От «СОПИ» «3» отличается и в идеологическом отношении. Понятие Русской земли в ней уже готово ассоциироваться с понятием Московского княжества во главе с великим князем ДИ. Автор «З» говорит о том, что к московскому князю «съехались все князи русские», тогда как мы знаем, что это было не так, и что Олег Рязанский вместе с Ягайлом был в союзе с Мамаем. Характерно и то, что князья ДИ и Владимир Андреевич трижды именуются правнуками киевского князя Владимира Святославовича.Характерно, что «З», написанная на тему о победе русского народа под предводительством московского князя над татарами, создана в подражание «СОПИ» - произведению, где звучал призыв к единству Русской земли.

21) Московская литература. Эволюция жанра жития в XV в. Епифаний Премудрый. «Житие Стефана Пермского». Стиль «плетения словес»

В конце 14, начале 15 века в агиографической литературе происходит возрождение и развитие риторическо-панегерического стиля литературы Киевской Руси. Это связано с подъёмом национального самосознания, вызванного борьбой с иноземными поработителями, формированием идеологии централизованного государства. Риторическо-панегерический стиль первоначально получает распространение в агиографии, где житие становится «торжественным словом», пышным панегириком русским святым, являющим собой духовную красоту и силу своего народа. Изменяется композиционная структура жития:
появление небольшого риторического вступления; центральная биографическая часть сокращается до минимума; главное место отводится похвале.
Биография христианского подвижника стала рассматриваться как история его внутреннего развития. Монологи становятся неотъемлемой частью построения житийного произведения. Характерная особенность этого стиля - пристальное внимание к различным психологическим состояниям человека.Епифаний Премудрый внёс значительный вклад в развитие древнерусской агиографической литературы 14 - конца 15 века. (Большую часть своей жизни провёл в стенах Троице-Сергиева монастыря. Обладал разносторонностью интересов. Написал всего два произведения - «Житие Стефана Пермского» и «Житие Сергия Радонежского». Умер в 1420 году)
Житие Стефана Пермского написано после смерти Стефана (1396). Цель жития - прославить миссионерскую деятельность русского монаха, ставшего епископом в далёкой коми-пермяцкой земле и показать торжество христианства над язычеством. По всем правилам строится Житие. Открывается риторическим вступлением, далее следует биографическая часть, три плача. Центральное место - описание миссионерской деятельности Стефана. Он ведёт энергичную борьбу с языческими обрядами. Следует отметить, что Епифаний Премудрый по-новому подходит в своём Житии к изображению отрицательного героя. Противник Стефана Пам - это личность незаурядная, пользующаяся большим влиянием на пермяков. Победа над Памом даётся Стефану нелегко, что ещё раз подчёркивает значение личности победителя, его нравственного примера. Епифаний вносит в своё Житие и элементы критики современного ему духовенства, церковных иерархов, добивающихся своих должностей путём борьбы с соперниками, путём обмана и подкупа. Главная заслуга Стефана - в его просветительской деятельности (образец риторической речи). В создании торжественного риторического стиля Епифаний опирается на традиции литературы Киевской Руси, и в частности - на «Слово о законе и благодати» Илариона. Епифаний также подчёркивает, что вся деятельность Стефана, как и Сергия Радонежского, была направлена на общее благо Русской земли.Житие нарушало традиционные рамки канона: своим размером; обилием фактического материала; новой трактовкой отрицательного героя; отсутствием описания как прижизненных, так и посмертных чудес; композиционной структурой
В работе над «Житием Стефана Пермского» Епифаний не мог не встретить больших трудностей. Обычным условием канонизации и составления житий были записи чудес у гроба святого. После смерти Стефана таких чудес описать было нельзя, так как личные враги умершего епископа их опротестовали бы. Епифаний как писатель из этого затруднительного положения вышел блестящим образом. Вместо рассказа о чудесных происшествиях в жизни своего героя он окружил Стефана восторженным «плетением словес», создавшим ореол исключительности пермского вероучителя. Епифаний Премудрый виртуозно использовал неистощимые богатства эпитетики русского языка, он показал необычайное искусство в использовании словесного материала. Его манера создавать панегирические характеристики без указания на конкретные поступки послужила образцом для всей торжественной русской литературы на протяжении последующих трёх столетий. Литературная деятельность Епифания Премудрого способствовала утверждению в литературе стиля «плетения словес». Этот стиль обогащал литературный язык, содействовал дальнейшему развитию литературы.
22) Теория «Москва – Третий Рим», её отражение в литературе («Сказание о князьях владимирских») Во второй половине XV – начале XVI в. создаются в Москве и другие повести на тему политический преемственности Русью византийского наследства. Таковы повести о Вавилонском царстве и естественное продолжение этих повестей – «Сказание о князьях Владимирских».Повести эти сложились в Византии для обоснования идеи преемственности Византией всемирно-исторической царской власти, средоточием которой считался ранее Вавилон. На Русь повести о Вавилонском царстве пришли в устной передаче в конце XV в. Это была пора зарождения идеи Москвы – третьего Рима. В послании к Василию III, относящемуся к началу XVI в., монах старец Филофей писал о том, что доселе было два Рима: Рим первый пал из-за своего нечестия; Рим второй, т.е. Византия, пал от агарнского засилия; третий же Рим – Москва –стоит непоколебимо, а четвертому Риму не бывать. Эта зарождавшаяся уже во второй половине XV в. идея Москвы – третьего Рима, Москвы – преемницы всемирного царства, обуславливала идейное содержание целого ряда памятников литературы и культивировала пышный и торжественный стиль.Уже на русской почве в качестве действующего лица упоминается русский человек, принимающий участие в добывании для греческого царя Василия знаков царского достоинства.

23) Новгородская областная литература («Повесть о новгородском белом клобуке») Возникновение повести, последние события которой приурочиваются ко времени архиепископства в Новгороде Василия (1330-1352) относится к концу XV в. Во второй половине XVI в. она была переработана, и затем перерабатывалась еще несколько раз, дойдя до нас в количестве свыше 250 списков XVI-XIX вв.
Повести предшествует предисловие в форме послания Дмитрия архиепископу Геннадию, сообщающие, что Дмитрий благополучно доехал до Рима, где ему поручено разыскать послание о белом клобуке. Это писание он раздобыл с большим трудом, так как в Риме его тщательно скрывали «срама ради». Книгохранитель римской церкви Иаков, почувствовав расположение к Дмитрию, сообщил ему, что греческий подлинник повести о белом клобуке уничтожен начальниками Рима, и хранится втайне лишь римский перевод его. Этот перевод Дмитрий вымолил у римского книгохранителя и в русском переложении сообщает его Геннадию.
Повесть о белом клобуке. Начинается с легендарного рассказа о том, что римский император Константин Великий, преследовавший христиан и римского епископа Сильвестра, сам становится христианином после того, как Сильвестр, крестив Константина, чудесно исцеляет его от проказы. В благодарность К. хочет возложить на голову С. Царский венец, но папа смиренно отказывается от него. После этого, по указанию явившихся в видении Петра и Павла, царь торжественно в храме возлагает на голову С. Белый клобук. С. надевал его по большим праздникам. На 13-м году правления Константин переселился в Византию, где и основал «Константинград». По смерти папы С. все православные папы и епископы воздавали клобуку великую честь, как заповедовал С. И так прошло много времени. Но противник человеческого рода, «супостат дьявол», воздвиг некоего царя, именем Карула, и папу Формоза и научил их отступить от православия. Оба не любили белый клобук и не воздавали чести ему. Клобук был спрятан в церковном приделе. Пытались сжечь – не получилось, Бог помешал. Решено было отправить его в дальние заморские страны, а там надругаться. Но клобук был чудесно спасен благочестивым человеком и снова возвращен в Рим, но ему по-прежнему не воздавали почестей. Клобук был переслан в Константинополь патриарху Филофею. Патриарх с великой честью встретил клобук и положил его на торжественном месте в храме св. Софии до того времени, пока не будет решено, что делать с ним дальше.
Папа же римский раскаялся и потребовал клобук обратно, но патриарх с проклятиями и упреками отказал. Прочитав ответ Филофея, и узнав, что клобук принят с честью, папа разъярился и впал в болезнь: так он не любил Русской земли из-за того, что она соблюдала веру христову. Его постигли тяжелые и отвратительные болезни, и смрад великий стал исходить от него. Он псом и волком выл и ел собственные нечистоты. Так он и закончил свое богомерзкое существование (Вот оно – саморазрушение ради искусства! – прим. авт.).
Патриарх пытался удержать клобук в Константинополе. Видение: запрет помышлять об удержании, ибо городом овладеют и осквернят все святыни. После видения с честью отправил клобук в Новгород к архиепископу Василию. Василий торжественно встретил клобук. ИР с тех пор он утвердился на головах новгородских архиепископов. Повесть заняла компромиссную позицию. Московский собор 1666-1667 гг., низложивший Никона, определил повесть о белом клобуке как писание «лживо и неправо». Отрицательный отзыв собора о повести обусловлен был и тем, что она приобрела большую популярность у старообрядцев, так как подрывала авторитет греческой церкви. Русская повесть отличается острой противокатолической и противопапской направленностью.

24) «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Особенности жанра путешествия, личность автора Об авторе. Автор был из Твери. Сочинение его помещено в 1475 г. во II Софийской летописи. Афанасий Никитин- человек светский, предприимчивый, энергичный купец – задумывает путешествие на неведомый Восток с практическими торговыми намерениями – выгодно продать свои товары и привезти в Русь товары заморские. Первоначально он задумал было ехать в Персию. По дороге, не доезжая до Астрахани, одно судно Афанасия было взято в плен татарами, другое разбилось. Свой путь до Каспийского моря он вынужден был продолжать на судне шемахинского посла, а затем сухим путем, через Дербент и Баку, отправился в Персию и потом в Индию. На обратном пути, не доезжая Смоленска, Афанасий умер. Путешествие его продолжалось с 1466 по 1472 год. Больше всего в своем сочинении говорит об Индии, быт, обычаи, хозяйство и природу которой он рисует очень подробно, сообщая много фактов, изредка привнося элементы фантастики. Подробно перечисляет места, которые посетил. Изложение Афанасия не отличается стройностью композиции. Нередки повторения. Стиль «Хожения» - стиль дневниковых записей, которые автор не успел или не сумел упорядочить. Язык Афанасия безыскусственный: фраза очень проста по синтаксическому строению. Церковно-славянские слова и обороты в ней почти отсутствуют, зато много персидских и арабских слов – признак своеобразной национальной терпимости Афанасия, совмещавшийся у него с сильной любовью к родине. Речь его фактична и деловита, изредка перебивается лирическими отступлениями, где находит себе выражение скорбь автора по поводу его оторванности от родного ему религиозного уклада и от родной земли. В своем “хожжении” он говорил не только о том, что он наблюдал во время своего путешествия, но и о самом себе, привнося, таким образом, в свое описание элементы автобиографии.
Вот что он пишет о Путешествии по Индии. Афанасию казалось необычным, что женщины ходят с непокрытой головой. Это считалось на Руси грехом и позором. Афанасий сообщает, что, прибыв в город Алянд, увидел птицу гукук, которая летает ночью и кличет «гукук», и на которой хоромине она сядет, тот человек непременно помрет; а если кто захочет ее убить – изо рта вылетит огонь. Обезьяны тут ходят ночью и крадут кур. Живут обезьяны в горах или на камнях, и есть у них князь обезьянский. Ходят они со своей ратью, а если кто обидит, жалуются князю, и тот посылает на человека свою рать. Придя в город, рать разрушает дворы, а людей убивает. Рать обезьян очень велика, есть у них и свой язык
АН приезжает в один из главных городов Индии – Бедерь (Бидар), и тут бросается в глаза ему разница между бедным и богатым людом.
Описание султанского двора. В нем 7 ворот, в воротах 100 сторожей и писцов. Кто пройдет, тех записывают. Чужеземцев в город не пускают. Город стерегут ночью 1000 человек, ездят на конях в доспехах и у всех по факелу.Афанасий насчитывает в Индии 84 веры. Все верят в идолов (кроме султана и его приближенных, которые магометане). В другом месте, в результате своих наблюдений, Афанасий утверждает, что индусы «не едят никакого мяса, ни яловичины, ни баранины» - словом, ничего. Едят они днем дважды, а ночью не едят (спят, я думаю, - прим. авт.). басурманами не едят и не пьют. Яства у них плохие. Кушают они все правою рукой, в левую ничто не берут. Странствует Афанасий по Индии в торговых заботах. Но торговля идет плохо, нет товаров для русских. Ан не раз испытывает искушение. Трудно ему, христианину, ладить с «бесерманами». Иногда он предается скептическим размышлениям, обнаруживая при этом большую веротерпимость. Стойко держится православия, ибо но связано у него с чувством родины. Не имеет возможность выполнять христианские обряды. Чувствует себя угнетенным. Печаль у АН сильна: он любит свою землю и не знает другой, которая была бы лучше ее. «Путешествие» заканчивается лирическим размышлением автора. Он считает, что сбился с истинного пути и не знает, куда ему идти. Просит господа не отвратить его от истинного пути и наставить на правый путь. Молитва, написанная АН в подлиннике на традиционном церковно-славянском языке, прерывается у него магометанской молитвой на арабском языке, и такой же молитвой заканчивается «Хожение». Интересно “Хожжени” тем, что в нем отчетливо проявляется незаурядная индивидуальность автора. Он выступает как смелый, настойчивый, предприимчивый, любознательный и наблюдательный человек. Пускается в трудное и рискованное путешествие из-за торговых выгод. Серьезные неудачи, постигшие АН, не заставили его тотчас же вернуться на родину: волевая и упорная натура не позволяет ему отступать от намеченной цели. Ему не по душе участь неудачника. Он, преодолевая большие трудности, ищет новых удач на новых местах.

25) Заволжские старцы и иосифляне. Ересь жидовствующих. Социальная сущность борьбы церковных и антицерковных группировок II половины XV в. Собор 1503 года для суда над еретиками способствовал окончательному идеологическому оформлению двух направлений с русской церкви - стяжателей (иосифлян) и нестяжателей (заволжских старцев). СТЯЖАТЕЛИ И НЕСТЯЖАТЕЛИ - противоборствующие религиозно-политические течения в России конца XV - начала XVI вв Стяжатели во главе с Иосифом Волоцким (Иван Санин, ок. 1439-1515), игуменом Волоцкого монастыря отстаивали принцип неприкосновенности церковно-монастырских земель, считали, что обрядовое благочестие и Предание в Церкви должны быть на первом месте, утверждали божественное происхождение княжеской власти и ее приоритет в светских и церковных делах, что и обеспечило победу стяжателей. Стяжатели убедили Ивана III отказаться от поддержки нестяжателей. как противников усиления государственной власти. В дальнейшем стяжатели-осифляне жестоко преследовали нестяжателей, активно содействовали учреждению опричнины. Земельные наделы позволяли монастырям нести широкую пастырскую, благотворительную и просветительскую деятельность, оказывать благотворное влияние на общественную жизнь. Учениками Иосифа Волоцкого были Гурий, первый архиепископ Казани, Даниил и Макарий, митрополиты Московские. Взгляды церкви публиковались в посланиях, памфлетах, трактатах. Идейная позиция была отчётливой: стремление воздействовать на массу. Отбор фактов производился так, как это было нужно публицисту, часто вразрез с историей. Характерна просторечная лексика. Ссылки на священное писание. Книга Волоцкого: «Просветитель». Состояла из политических слов. Нестяжатели (заволжские старцы). Идеолог: Нил Сорский. Прожил несколько лет в Константинополе и был приверженцем исихазма. Противник монастырского землевладения (близость к еретикам). Сам Нил не вступал в активную полемику с противниками. Нестяжатели требовали отказа Церкви от «стяжания» (т.е. приобретения земель и материальных ценностей) как противоречащего Евангелию и авторитету Церкви. Нестяжатели - Нил Сорский (1433-1508) и другие заволжские старцы, т.е. монахи северных монастырей, а также Вассиан Патрикеев, старец Артемий и др. Нестяжателей поддерживал и приехавший из Греции в 1518 для перевода и исправления церковных книг Максим Грек (Михаил Триволис) (ок. 1475-1556). После осуждения нестяжателей он был обвинен в ереси и государственной измене и приговорен к пожизненному заключению, в котором и умер. В «Монастырском уставе» Нил Сорский утверждал, что приобретение собственности несовместимо с монашеством. Его ученик Вассиан Косой выступил за конфискацию церковных земель и передачу их народу. Нестяжатели были представителями созерцательного монашества и считали Писание (Библию) важнее Предания. Нестяжатели терпимее относились к еретикам, нежели стяжатели. 1504 год - 27 еретиков были приговорены к сожжению, а остальные сосланы по монастырям.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.