Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение древнерусской литературы и её особенности






Русская литература до XVII века традиционно именуется древней. За это время историческая жизнь России прошла древний период своего существования. Древней русской литературе принадлежит значительное место, определяемое прежде всего тем, что она была начальным этапом в развитии великой русской литературы.
Идеи, темы, образы и сюжеты древнерусской литературы необычайно связаны с исторической жизнью народа и оказали влияние на литературу последующего времени. Невозможно с точностью определить время возникновения у нас письменной литературы. Есть, однако, все основания полагать, что она существовала на Руси еще до второй трети 11 в. - времени, когда можно датировать первые дошедшие до нас памятники русской письменности. Временем, когда можно говорить о конце древней русской литературы, следует считать конец 17 века. Однако некоторые историки склонны конец древней русской литературы относить к середине 17 века.
Древнерусская литература исторична, злободневна, публицистична (авторы описывали все стороны русской жизни того периода), высоконравственна (любовь к Родине). Отсутствие устойчивого текста - характерная особенность русской литературы. Все рукописи множество раз подвергались переписке. Каждый переписчик мог изменять текст. Древнерусская литература компилятивна. Например, «ПВЛ» состоит из множества жизнеописаний, боевых действий и др. Синкретизм - сочетание в одном произведении разных жанров. Анонимность большинства древнерусских памятников (авторы очень часто подписывались именами известных византийских летописцев). Книги переводились с греческого и болгарского. Факторы возникновения древнерусской литературы: письменность, классовый строй (начальнофеодальный), устное творчество (обрядовая поэзия, предания, дружинный эпос). 988 г. - с принятием христианства пришла и письменность.Периодизация (11-17 вв): 1) 11-14 вв. Древняя литература (Киевская Русь - до нашествия татаро-монголов). Характерна монументальность. 2) 14-17 вв. Средневековая литература. (Литература периода феодальной раздробленности). 16 век - век публицистики: Иван Пересветов, Иван Грозный. 3)17 век. Переходный период от средневековой к новой. Претерпевают эволюцию традиционные жанры. Появление новых жанров, авторов, стилей. Поэзия появляется только в конце 17 века.

2) Первые книги на Руси (Библия, жития, сборники изречений, прологи, патерики) Принятие Русью христианства должно было сопровождаться притоком на Русь книжности, уяснявшей и развивавшей его основные религиозные положения. Христианство возникло на Руси в 988 году. Христианство давало возможность верить в единого бога. На Руси при Владимире Святославиче христианство стало государственной религией.
863 г - Кириллица (Кирилл и Мефодий) - послужило толчком к развитию письменности.Литература двинулась на Русь массивным потоком (из Византии). Переводились хроники, поучения, жития. В 11-12 веках пришла церковная литература из Византии, + стали появляться воинские повести, светские повести. Основной источник для книг-фольклор. Он давал жанры, сюжеты, образы, народную идеологию.Книги: Богослужебные (самая первая книга, дошедшая до нас на старославянском - «Остромирово евангелие», написанное дьяконом Григорием с 1056-1057 годы) В 1499 году Библия была переведена целиком. Библия - достояние всей мировой культуры. Поэтические образы наполняли собой не только произведения древнерусской литературы но и живопись. Библия - церковная книга. Она отразила нравы многих народов. Там представлены многие жанры (песнопения, богословские трактаты, произведения ораторского искусства). Библия: Книга Ветхого Завета (история еврейского народа) Книга Нового Завета (Апостольские писания и послания). 4 Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. «Апокалипсис» - книга о страшных пророчествах. Житийная литература (агиографическая) - жизнеописания святых. Житиё сочетает в себе занимательный сюжет и назидательность. В центре - христианский герой, следующий Христу. Расцвет житийной литературы - 8 -11 вв. В Византии. «Панегирик» - особая разновидность.

3) Апокрифическая литература. «Хождение Богородицы по мукам»

К числу переводных памятников, обращавшихся на Руси еще в древнейшую пору, принадлежат памятники так называемой апокрифической литературы, связанные преимущественно с библейской тематикой. Апокрифы - произведения, изначально рассчитанные на узкий круг читателей. «Апокриф» означает - тайный, запретный. Так называли книги, не вошедшие в состав Библии, но развивающие или дополняющие отдельные ее сюжеты. Отличались драматизацией сюжета. Построены на сюжетах из Ветхого и Нового заветов. Они более демократичны. В апокрифах отразилась своеобразная христианская мифология, впитавшая в себя многое из сказок, легенд и мифов народов древности. Библейские персонажи обретали в них плоть и кровь.
До XIV в. апокрифы заносились на Русь преимущественно паломниками (каликами), которые в XII в. целыми дружинами ходили в Константинополь и Иерусалим.
Существовали новозаветные апокрифы, скорее они были апокалипсического плана (Откровения Св. Павла, «Евангелия Никодима, Фомы»). Это то, что не могло быть узаконено церковью. Ветхозаветные апокрифы - «Суды царя Соломона».
Эсхатологические апокрифы - о жизни, смерти, судьбе мира. В них толковались вопросы о конечных судьбах мира. Эта литература наиболее яркая, образная, фольклорная. «Хождение Богородицы по мукам». Источниками апокрифов как ветхозаветных, так и новозаветных были прежде всего дервнееврейские устные и письменные предания и легенды. Большинство апокрифов написано было в 14-16 вв. Их было очень много, людей привлекал занимательный сюжет.
" Хождение Богородицы по мукам" - апокриф повествует о том, как богородица в сопровождении архангела Михаила сходит в ад, где перед ней открываются мучения грешников. Тут мучаются не верившие в троицу и в богородицу, почитавшие языческих богов, проклятые своими родителями, людоеды, сплетницы, попадьи, не почитавшие своих мужей, а после смерти вторично выходившие замуж, воры, пьяницы и беззаконники. Богородица со страданием относится к грешникам, плачет, сама хочет мучиться с ними в аду, и выражает одобрение только тогда, когда мучаются евреи за распятие Христа и вместе с ними - отступники от христианской веры. В конце концов это зрелище заставляет Богородицу обратиться к Богу с мольбой о помиловании грешников. В итоге Бог дает ежегодный покой грешникам от великого четверга до пятидесятницы (около двух месяцев). «Хождение Богородицы по мукам» - особенно яркое произведение ранней апокрифической литературы. Оно рассказывает об устрашении людей, не соблюдавших христианскую установку. Этот памятник был отнесен к числу “ложных” книг, так как заключал в себе критическую переоценку тех традиционных представлений о божеской справедливости, которые поддерживались канонической литературой.

4) Особенности жанра жития в литературе XI-XII вв. «Житие Феодосия Печерского» или «Житие Алексея Человека Божия»

Из литературы, предназначавшейся для чтения, в древней Руси наибольшей распространенностью пользовалась литература житийная, или агиографическая (святая), посредством которой церковь стремилась дать образцы практического применения отвлеченных христианских положений.
Слово «житие» в церковно-славянском языке означает «жизнь». Житиями древнерусские книжники называли произведения, рассказывающие о жизни святых. Житие – не художественное произведение в современном смысле. Оно всегда повествует о событиях, которые составитель и читатели считали истинными, не вымышленными. Сверхъестественные события: воскрешение мертвых, внезапное исцеление больных – для др. книжников было реальностью. Жанр жития возник в IV в., Византия. Жития имеют прежде всего религиозно-назидательный смысл. Описанные истории святых – пример для подражания. Напр. Феодосий Печерский – одно из первых русский житий. Он отдавал тело на ночь на поедание комарам и оводам.Житие лишь внешне напоминает биографическое произведение. Автор стремится раскрыть характер героя. Он преследовал прежде всего задачу дать такой образ святого, который соответствовал бы установившемуся представлению об идеальном церковном герое. В житиях всегда существуют два мира. Это повседневная земная жизнь и высшая, потусторонняя, Божественная реальность. Деяния персонажей напоминают действия Христа. Совершаемые ими чудеса (исцеления) уподобляются чудесам Христа. Жития писали на церковно-славянском языке, считавшимся священным. Компоненты жития: похвала святому и плач о его смерти. Монолог святому. Житийная литература статична, идеализирована, в ней нет живых черт. В отличие от византийских житий, писавшихся о святых, русские писались о светских людях, в них больше историзма.Житие должны состоять из трех частей. Открывается вступлением, где описываются причины создания. Далее – основная часть – повествование о святом, смерти и посмертных чудесах. Завершение – похвала святому.Житие Алексея человека божия. Житие начинается с рассказа о рождении в Риме будущего святого от знатных родителей, о его приверженности с детских лет к учению, о бегстве из родительского дома сразу же после того, как его женили на девице из царского рода. Прибыв в чужой город и раздав нищим все, что имел, он живет 17 лет в нищенском одеянии и во всем угождая Богу. Слава о нем распространяется по всему городу, он решает удалиться на новое место, но корабль “волею божиею” прибывает в Рим. Там его никто не узнает и он поселяется в доме родителей, которые продолжают скорбить об исчезнувшем сыне. Так проходит еще 17 лет. Слуги издеваются над ним, но он терпит все. Умирая, Алексей в оставленной перед смертью записке открывается перед родителями и описывает всю жизнь после ухода из дома. Его торжественно хоронят. Глухие, слепые, одержимые бесами исцеляются, когда подходят к его телу. Мы в этом житии мы видем все, что присуще ему: и происхождение от знатных родителей, ранняя склонность к учению, пренебрежение к сладостям земной жизни, блаженная кончина и посмертные чудеса. Традиционным в этом житии являются и указание на бездетность родителей, уход из родительского дома, раздача нищим всего имущества. и уклонение от славы людской.
5) Анонимное «Сказание о Борисе и Глебе». Особенности жанра и стиля

До появления этого «Сказания» существовало ещё написанное Нестором «Чтение о Борисе и Глебе». В нём Нестор создал из братьев двуединый образ христианского мученика, который предпочитает мученически умереть, чем сохранить жизнь, нарушив христианскую заповедь «быть кротким сердцем, отвечать на зло добром». В двуедином образе Бориса и Глеба реализован христианский идеал князя, дающего пример самоотверженного служения делу оберегания русской земли от междоусобной брани. «Сказание» - это малая форма того же житийного жанра, это как бы рассказ, тогда как «Житие» представляет собой повесть, иногда даже почти роман. В сравнении с «житием» такое «сказание» является более элементарной жанровой формой.В «Сказании о Борисе и Глебе» рассказывается о вероломном убиении братьев-князей их старшим сводным братом Святополком из-за политического соперничества. После краткой похвалы автор перечисляет сыновей Владимира. Удерживая себя от многописания, автор спешит перейти к изложению событий. Через 28 лет после крещения Владимир заболел. В это время из Ростова пришел Борис, которого отец с войском посылает против печенегов. Борис с радость идет на врагов. Не встретив печенегов, он возвращается назад и узнает от вестника о смерти Владимира, и том, что Святополк утаил кончину отца. Услышав эту весть Борис стал слабеть телом. Святополк же, сидя в Киеве по смерти отца, подкупает киевлян разными дарами, затем посылает к Борису людей, предлагая ему льстиво свою любовь и обещая его щедро одарить, а сам отправляется в Вышгород, где заручается поддержкой воеводы Путьши и вышгородских мужей. Борис останавливается на реке Альте и разбивает там шатры. Дружина советует ему пойти в Киев и при ее поддержке занять отцовский престол. Борис отказывается идти против брата и тогда его дружина его оставляет. В слезах и молитве Борис ждет своей участи. Посланные от Святополка приходят в то время, когда Борис молится, и пронзают его тело копьем. Тело Бориса повезли на повозке, но по дороге он стал поднимать голову, и тогда Святополк приказал проколоть мечом сердце. Очередь наступает за Глебом, который княжил в Муроме. Он еще не знает о смерти Владимира и Бориса. Когда узнает, Глеб начинает горько плакать. В этом плаче книжные элементы сочетаются с устнопоэтическими, обычными в народных похоронных плачах. Внезапно приходят слуги Святополка, Глеб проситсвятых. их не убивать его, обещая быть слугой брата. Но убийцы непреклонны. Глеб прощается с отцом, матерью, Борисом, Ярославом, со своей дружиной и даже со Святополком. Потом еще раз обращается к отцу и брату Борису, как бы ища у низ защиты, затем произносит последнюю молитву, после чего по повелению воина Святополка Горесяра, повар Глеба Торчин убивает его ножом. Тело Глеба повержено было в пустынном месте. Так и лежало тело, пока Ярослав не победил Святополка. С тех пор прекратились все усобицы в Русской земле, Ярослав принял над нею всю власть. Он нашел тело глеба и положил его в Вышгороде, рядом с телом Бориса. Сказание заканчивалось похвалой Борису и Глебу и молитвой, обращенной к ним же. Затем к Сказанию были добавлены описание-характеристика внутреннего и внешнего облика Бориса и сведения о посмертных чудесах братьев. Сказание отличается от канонической формы жития, так как в нем рассказывается только убийство, а не последовательно изложена жизнь святых.

6) Проповедническая литература XI-XII вв. «Слово о законе и благодати»

Расцвет древнерусского государства - во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого. Утверждение на Руси христианства должно было с ранних пор сопровождаться развитием проповеднической литературы, поучительной литературы, пропагандировавшей основные догматические и нравственные положения новой веры. Дидактическая церковная проповедь не имеет художественного значения, она лежит за пределами литературы. В проповеди отсутствовали отвлеченные философские элементы, образность выражения и стилистическая украшенность речи. Наряду с церковным поучением создаются торжественные, эмоционально-образные проповеди с чётко выраженной политической направленностью.1051 г. – великий киевский князь Ярослав Мудрый, сын Владимира Святославовича, поставили Иллариона в митрополиты. Это решение – шаг к освобождению Русской Церкви от административного влияния Церкви Византийской. Лучший церковный оратор Киевской Руси. Выдающееся произведение ораторской прозы 11 века - «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, который в 1051 году стал митрополитом Киевским. Написано между 1037-1050 годами. «Слово» проникнуто патриотическим пафосом прославления Руси и русского народа как равноправного среди всех христианских народов и гос-в мира. Закон Ветхого завета - символ иудейской религии. Благодать - символ христианства (равноправие всех народов). Говорит о преимуществе благодати. Центральная часть проповеди - о том, как Владимир крестил Русь. В распространенной своей версии “слово” слагается из трех частей: 1 часть - сопоставление Закона и Благодати. Автор пользуется приемом сравнения, говоря о Законе. Он уподобляет Закон тени, свету Луны. Основное положение, развиваемое в первой части, превосходство Нового завета на Ветхим, христианства над иудейством. Закон - слуга и предтеча благодати, благодать - слуга будущему веку, жизни нетленной. Илларион обращается к прославлению Христа как насадителя благодати. 2 часть - похвала иниицатору приобщения Руси к христианству - Владимиру. Прославив его за распространение христианской веры и за его щедроты к бедным, Иларион переходит к прославлению Ярослава, как продолжателю дела владимира, после чего следует патетическое обращение к умершему Владимиру с призывом к нему встать и посмотреть на процветание Русской земли и церкви. 3 часть - Иларин обращается к Владимиру с просьбой помолиться о земле Русской, о людях ее и о сыне своем Ярославе. Заканчивается “Слово” молитвой к богу от лица всей Русской земли.
«Слово» выдвигало требование канонизации Владимира как святого. В то же время оно и прославляло деятельность Ярослава, успешно продолжающего распространение христианства на Руси.Особенности жанра торжественной проповеди. Утверждение на Руси христианства сопровождалось развитием проповеднической, поучительной литературы. Проповедь обращена к широкому кругу читателей и слушателей, излагала элементарные основы христианской морали, религии. Говорилась простым языком. Отсутствовали отвлеченные философские элементы, образность выражения, стилистическая окрашенность речи. Не занимала никакого места в литературном процессе. Другое дело – проповедь торжественная, риторически украшенная, дававшая образцы ораторского искусства. Такая проповедь в древности была одновременно и фактом и фактором лит. развития. Илларион – замечательный ее представитель.
Наиболее талантливым представителем церковного торжественного красноречия был Кирилл Туровский. Сведения о его жизни крайне скудные. В старинном Прологе говорится о том, что он был сыном богатых родителей, родяился в Турове. Рано стал монахом-аскетом. Слава о нем распространилась по всей земле, и, по настоянию князя и народа, был поставлен туровским епископом. Ему принадлежат восемь " слов, написанные на различные церковные праздники, три поучения, 30 молитв и два канона. " Слова" его известны в составе сборников " Златоустов" и " Торжественник". Все проповеди Туровского представляют собой лирически и часто драматически окрашенную похвалу празднику, в которой путем аллегорий и параллелей уясняется религиозный смысл.
7) Русская летопись. Идеи и образы «Повести временных лет»

«Повесть временных лет» создавалась в течение 80 лет с 1037 - 1118 год разными летописцами. Они не были простыми наблюдателями событий, а добавляли каждый свои комментарии. В повести описывается история Руси с времени её появления, рассказывается вся историко-политическая жизнь Древней Руси. Ей характерны сюжетность, многообразие жанров и стилей.
Начало издания «ПВЛ» - 1841 год. Тема Родины - определяющая, ведущая в летописи. Живое чувство русской земли, родины и народа.Летописец подробно рассказывает о расселении славянских народов в древности, о заселении восточными славянами территорий, которые позже войдут в состав Древнерусского государства, о нравах и обычаях разных племен. В «ПВЛ» подчеркивается не только древность славянских народов, но и единство их культуры, языка и письменности. Из летописи видно, как складывается и крепнет Русь, расширяются границы, мрут враги. Летописца заботит судьба всей Русской земли, городов и князей. Важнейшим событием в истории Руси летописец считает принятие христианства. Рассказ о первых русских христианах, о распространении новой веры, стройке храмов, появлении монашества, успехах христианского просвещения занимает в «ПВЛ» центральное место. С середины XI в. Древнерусское государство начало дробиться на отдельные княжества и земли. Умножились междуусобицы. Все это не могло оставить летописцев равнодушными. Заключительная часть «ПВЛ» пронизана мыслью о необходимости согласия между русскими князями, о том, что взаимная ненависть князей – тяжкий грех, преступление против Господа.Русская летопись проникнута высокой идеей служения родной земле, заботой о ее благополучии, ревностным отношением к ее чести и достоинству. Призывы постоять за родную землю. Стояние за Русскую землю – до страдания и смерти за нее – неразрывно связывается в летописи с сознанием рыцарской чести и жаждой воинской славы, уважением к традициям отцов и дедов. Проходит настойчивая проповедь братолюбия и единения князей в борьбе с внешними врагами. В летописи нашла свое отражение классовая борьба, происходившая в Киевском государстве. Летописец прямо не высказывает своего отношения к восставшим киевлянам. Образы. Ольга. Образ мудрой женщины, красивой, сильной волей, настойчивой, находчивой. Она – преданная супруга, отомстившая за своего мужа. Положительная мать. Отважная воительница, первая принявшая крещение. Жестоко отомстила за смерть Игоря древлянам.Святослав, сын Ольги. Он, по летописи, «легко ходя, аки пардус, войны многи творяше». Едва ли не самый воинственный русский князь. Война – его обычная стихия. Одним именем своим наводит страх на врагов: печенеги разбегаются в разные стороны, узнав, что на них идет Святослав. Он одолевает хазар, вятичей, дунайских болгар. Погибает в борьбе с печенегами. Не принимает христианство, в отличие от Ольги. Ему дороги честь и достоинство, бегство с поля боя для него – несмываемый позор, хуже смерти. Благороден: предупреждает страны о нападении. Заключив мир с побежденными греками, он обещает не только никогда не воевать с ними, но и защищать их, если они подвергнутся нападению. Владимир Святославич – младший сын князя Святослава и ключницы княгини Ольги Малуши. С 969 года он правил в Новгороде. В 980 году Владимир, убив своего сводного брата Ярополка, стал Великим князем Киевским. По его приказу убили наследника престола Ярополка, его беременную вдову Владимир взял себе наложницы. У Владимира было пять законных жен и множество наложниц: в Вышгороде – около 300 наложниц, в Белгороде – 300, в селе Берестове – около 200. Первой его супругой была княжна Полоцкая Рогнеда, которую он взял в жены насильно. Чтобы добиться Рогнеды, Владимир захватил ее родной город Полоцк и убил всю ее родню: отца и братьев.Разочаровался в язычестве, стал христианином.Много сделал Владимир для укрепления границ государства. Он предпринял походы на вятичей, радимичей и литовцев. Княжение Владимира Святославича считается периодом подъема Руси. К началу XI века в состав государства вошли практически все крупные союзы восточных славян. Владимир Святой умер 15 июля 1015 года во время подготовки к походу против своего сына Ярослава, который княжил в Новгороде. Князя Владимира любили в народе. Узнав о его смерти, " сошлись люди без числа и плакали по нем: бояре как по заступнике страны, бедные же как о своем заступнике и кормителе". (" Повесть временных лет").
8) Источники и редакции «Повести временных лет»

На основе летописной традиции XI в. XIV – XV вв. – дошла до нас. Существуют «Лаврентьевская» и «Ипатьевская» летописи. Лаврентий переписал «ПВЛ» после Нестора.Родился величайший летописный памятник эпохи Киевской Руси – «ПВЛ». Название получила по первым строчкам «Се повести времяньных лет»… «ПВЛ» была составлена в Киеве в 10-е гг. XII в. Вероятный составитель – монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В число материалов для «ПВЛ» входили византийские хроники, тексты договоров Руси с Византией, памятники переводной и древнерусской литературы, устные предания. Составитель «ПВЛ» поставил целью определить место восточных славян среди европейских и азиатских народов. Летописец подробно рассказывает о расселении славянских народов в древности, о заселении восточными славянами территорий, о нравах и обычаях разных племен. В «ПВЛ» подчеркивается единство культуры, языка и письменности славянского народа. После введения летописец обращается к истории первых русских князей, рассказывает легенду о том, как на Русь был призван в качестве правителя знатный скандинав Рюрик, повествует о деяниях его потомков. Из летописи видно, как растет Древнерусское государство, расширяются границы, слабеют враги. Важнейшим событием в истории Руси летописец считает принятие христианства. Центральное место в «ПВЛ» - рассказ о первых христианах, крещении Руси, распространении новой веры, строительстве храмов, появлении монашества. Заключительная часть «ПВЛ» посвящена мысли о необходимости согласия между русскими князьями. Через всю повесть проходит проповедь братолюбия среди князей и единения в борьбе с внешними врагами. В летописи нашла свое отражение классовая борьба, происходящая в Киевском государстве. Под 1068 г. рассказывается о восстании народных масс в Киеве, вызванном поражением трех русских князей Ярославичей – Изяслава, Всеволода и Святослава в столкновении с половцами на реке Альте. И. и В. после всего бежали в Киев, а Святослав – в Чернигов.Летописец не высказывает прямо своего отношения к восставшим киевлянам. Он сочувствует освобождению Всеслава из тюрьмы. В 3-й редакции «ПВЛ» под 1113 г. сообщается, что после смерти князя Святополка Владимир Мономах отказывается занять киевский стол. Киевская знать пригрозила Мономаху, что если он будет упорствовать в своем отказе, мятежники пойдут грабить невестку князя, бояр, монастырь. После этого Владимир сел на киевском столе.
Значительная часть повествовательного материала летописи отличается признаками поэтического изложения. В отличие от византийских хроник, начинающих изложение от «сотворения мира», «ПВЛ» начинается с рассказа о разделении земли между сыновьями Ноя и смешении языков после вавилонского столпотворения. Потом речь идет о выделении из племени сына Ноя, Иафета, славянского народа.
Редакции.
1-я редакция, не дошедшая до нас – около 1113 г., Нестор. Восхваление Святополка. Выдубецкий монастырь переработал несторову редакцию «ПВЛ» насчет Святополка.
2-я редакция – несторовская + собственные сведения. Выдубецкий монастырь.
3-я редакция – В Киево-Печерском монастыре.

Наряду с устными преданиями «ПВЛ» использовала и письменные источники, русские и иноземные. Например, Хроника Георгия Амартола, откуда «ПВЛ» почерпнула легенды, рассказанные на первых страницах летописи, - о разделении земли между сыновьями Ноя, сведения о быте и нравах разных народов, о фактах Византийской истории и т.д. Из не дошедшего до нас мораво-паннонского источника извлечены сведения о Поляно-Руси и о переложении книг на славянский язык. Из жития Василия Нового заимствованы сведения о походах Игоря на Царьград в 941 г. и 944 г. К греческому источнику восходит рассказ о крещении Владимира в Корсуне.
Русские источники «ПВЛ»: фольклор, воинские повести, монастырские сказания, жития (Борис и Глеб), поучения, легенды. Некоторые события передаются в летописи во впечатлениям очевидцев и воспоминаниям редактора свода.
9) Истоки жанров, фольклорность «Повести временных лет»

Для «Повести временных лет» характерно многообразие жанров и стилей. Хронологический принцип изложения позволял летописцам включать в летопись разнородный по своему характеру и жанровым особенностям материал.
Основными жанрами можно назвать: Сказание (народно-поэтическое произведение, получившее обработку, часто политическую. Народные воззрения на события далёкого прошлого)Историческая повесть, Поэтический рассказ, Воинская повесть (овеянная героикой дружинной поэзии), Житийные произведения, Религиозные и светские поучения (отразившие воззрения верхов феодального общества).
В летописи представлен также тип развернутой записи, фиксирующей не только " деяния" князя, но и их результаты. Например: " В лето 6391. Поча Олег воевати деревляны, и примучив а, имаше на них дань по черне куне" и т. п. И краткая погодная запись, и более развернутая - документальны. В них нет никаких украшающих речь тропов. Она проста, ясна и лаконична, что придает ей особую значимость, выразительность и даже величавость. В центре внимания летописца - событие - " што ся здея в лета си". Тематически эти события могут быть классифицированы следующим образом. Сообщения о военных походах князей занимают более половины летописи. За ними следуют известия о смерти князей. Реже фиксируется рождение детей, их вступление в брак. Потом информации о строительной деятельности князей. Наконец, сообщения о церковных делах, занимающие весьма скромное место. Летописец пользуется средневековой системой летосчисления от " сотворения мира". Для перевода этой системы в современную необходимо из даты летописи вычесть 5508.
10) «Поучение чадам» Владимира Мономаха. Личность, стиль, особенности жанра 1117 г. – дата написания.Мономах – выдающаяся личность древней Руси, виднейший государственный деятель, человек большого ума и лит. таланта. Мономах княжил во многих русских землях. Приходилось ему и часто воевать. Суровый и отважный воин. Примирился с Олегом во имя блага Земли Русской. Боролся с половцами. Был киевским князем, сумел восстановить относительное единство русских земель. Поучение Мономаха обращено к детям и продолжено его автобиографией. Датируется промежутком между концом XI и 1125 г. – датой смерти ВМ. Выступает, как умудренный большим жизненным опытом человек. Это энергичный, предприимчивый, наделенный военными доблестями князь. Давать клятву он рекомендует в том случае, если можно ее сдержать, а поклявшись – сдержать клятву, чтобы душу не погубить. Он не рекомендует своим детям спасать душу в монастыре или посте, а лишь покаянием, слезами и милостыней. Советует защищать всех обездоленных. Мономах зовет своих детей к деятельной жизни, к постоянному труду, убеждает никогда не пребывать в лености и не предаваться разврату. Следует уклоняться от пьянства и блуда, потому что от этого погибает и душа и тело. Перечисляя многие свои “пути” и “ловы”, Мономах имеет ввиду личным примером научить своих детей и всех тех, кто прочтет его “грамотицю”. В «Поучении» Мономах выражает поэтический восторг перед красотами природы. Он с умилением говорит о том, как устроен мир, «како небо устроено, како ли солнце, како ли луна». Владимиру мономаху были свойственны лирические чувства. Уметь сдерживать язык. Не ленитесь, а трудитесь. Имейте страх Божий в сердце своем. Милостыню подавать щедрую, ибо это - начало всякого добра. Уклонись от зла, сотвори добро. Похвалите Бога, давшего вам милость свою. Ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола. Грехи за день искупляются.Не губить христианской души. Старых чтите, как отца, а молодых - как братьев.На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, — то пищей и питьем... Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте им власти над собой.Призывает детей быть милостивыми ко всем. Лень – мать всех пороков. «Пусть не застанет вас солнце в постели». Поднявшись, следует сразу идти в церковь, а потом исполнять супружеские обязанности. Ни дома, ни на войне не полагаться на окружающих. Стиль: Книжные элементы, связанные с использованием Владимиром литературных источников. Любовь к природе выражается литературным языком.Элементы живого разговорного языка (охота, походы). Наличие отточенных, простых и ярких легко запоминающихся афористических выражений. Язык простой. Часто цитирует автор псалмы, где на разные лады выражается вера, что оружие праведника всегда торжествует.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.