Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение грамоте






Научить читать 7-летнего ребенка труднее, чем 5-летнего. Обуче­ние чтению - первая ступень в школьном обучении родному языку. Прежде, чем начать читать, ребенок должен научиться проводить зву­ковой анализ слов, т.е. уметь назвать звуки, из которых состоит слово.

Звуковая культура речи:

- правильное произношение

- дикция -темп

- умение регулировать силу голоса

- интонационная выразительность речи

Богатый материал для развития звуковой культуры речи - потеш­ки, скороговорки, пословицы, поговорки.

С целью регулирования силы голоса скороговорка произносится громко-тише-шепотом, либо шепотом, громче, громко. Для развития темпа речи - быстро, умеренно, замедленно и в обратном порядке.

С целью усвоения детьми различных интонаций можно использо­вать упражнения с изменением смыслового ударения на разных словах:

Ты будешь играть в мяч? Я буду играть в мяч.

Ты будешь играть в мяч? Я буду играть в мяч!

Ребенок 6-7 лет уже не вслушивается в звуки произносимых им слов, не манипулирует словами, как он это делал в 4 года. Потому что вслушивается не в звуки, а представляет себе буквы, которыми запи­сано слово. А 4-летний слышит все по-другому. Поэтому надо восполь­зоваться этой речевой одаренностью 4-5-летнего ребенка и научить его грамоте, закладывающей фундамент усвоения курса фонетики, морфологии русского языка.

Начинать необходимо с игры, переключающей внимание детей со смысловой стороны слова на звуковую.

I этап - определение звука.

Какую песенку поет комар? 3-3-3. Давай послушаем песенку кома­ра в других словах: «з-з-з-аяц», «з-з-з-има». А в слове «корова» есть пе­сенка комара? Нет.

II этап -назвать звуки слова в той последовательности, в какой они в этом слове находятся.

Это и основа грамотного письма.

III этап - изображения слова в виде схемы.

Вверху картинка, внизу клеточки, например, слова «Дом».

Сколько клеточек? Значит, сколько звуков?

Звуки называются последовательно и закрываются фишками.

Необходимо иметь несколько карточек для анализа трехзвуковых слов: мак, дом, кот, кит, жук, лук, лес, рак.

На каждом занятии нужно разбирать не больше 2 слов. Но анали­зировать эти слова надо несколько раз разными способами: сначала просто разбирать слова, затем фишки убрать со схемы по указанию взрослого в соответствии с называемыми звуками. Можно назвать звуки последовательно. Такого рода задания побуждают детей к по­вторному обследованию звукового состава слова по схеме. При про­ведении звукового анализа слов полезно включать задания, развива­ющие у детей мыслительные операции - сравнение, сопоставление, анализ.

Найдите одинаковые звуки в словах «дом», «мак», разные звуки в словах «дом», «дым».

IVэтап -различение гласных и согласных.

Обратить внимание ребенка на то, что при произнесении соглас­ных нам всегда что-то мешает: губы или язык, теперь установлена раз­ница между гласными и согласными звуками.

Согласные звуки произносятся то мягко, то твердо. Мягкие соглас­ные обозначаются зелеными фишками, твердые - синими.

Например, слово «Нина». Какие гласные? Какие согласные? По­хожи здесь звуки или нет? [н'] - [н'] - [н'], [н] - [н] - [н]. Один звук звучит мягко [н'] - [н'] - [н'], другой твердо: [н] - [н] - [н].

С этого занятия все гласные надо начинать обозначать красным цветом. Сначала необходимо использовать слова без стечения соглас­ных и гласных звуков: луна, рыба, лиса, сани, гуси и т.д. Затем задание усложняется: сахар, волк, куст, аист, паук и т.д. Если ребенок свобод­но проводит звуковой анализ 4-5 звуковых слов, схемы можно убрать. Фишки выкладывать в этом случае прямо на столе, Проводить все необходимо в игровой форме. Только после того, как ребенок хоро­шо начал ориентироваться в звуковой стороне речи, можно начинать знакомить его с буквами. Начинать необходимо с гласной буквы «а», а затем - «я». Предлагаете сделать звуковой анализ слова, Составить схему. Например, слова «Катя». Необходимо сказать 1-е в жизни ре­бенка правило русского языка: после мягкого согласного звук [а] обо­значается «я». Слышишь звук [а], а пишешь букву «я». Также парами надо знакомить детей с остальными гласными: о-е, у-ю, ы-и э-е. Обра­тить внимание, что буква «и» обозначает звук [и], но тоже всегда пи­шется после мягкого согласного, «я», «е», «е» - сигнал, что предше­ствующие им слоги нужно прочитать мягко. Вот теперь можно начинать читать.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.