Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эффективность бюджетного контроля, факторы ее повышения






 

Можно считать, что бюджетный контроль является эффективным, если он организован так, что достигаются непосредственные и стратегические результаты, обеспечивается законность и эффективность использования бюджетных средств на всех уровнях бюджетной системы государства.

Каким же образом можно оценить степень эффективности бюджетного контроля? Для этого применяются критерии, используемые для оценки деятельности контролирующих органов, ведь, в конечном итоге, они и обеспечивают эффективность бюджетного контроля.

 

Эффективность деятельности органов бюджетного контроля обычно оценивается по критериям результативности, действенности, экономичности.

Критерий результативности характеризует степень выполнения мероприятий, содержащихся в плане работы органа бюджетного контроля, отражает количество и стоимостную оценку нарушений в процессе использования бюджетных средств и государственной (муниципальной) собственности, а также фактический и потенциальный ущерб от неэффективной деятельности объектов контроля.

Критерий действенности отражает результат воздействия на подконтрольные объекты и характеризуется степенью устранения замечаний, реализации представлений, предписаний и рекомендаций органов бюджетного контроля.

Критерий экономичности показывает степень затратности полученных результатов и выражается соотношением затрат на содержание контролирующего органа и экономического эффекта, полученного в результате его деятельности.

 

При оценке эффективности по каждому из этих критериев применяется несколько групп показателей – статических и динамических, абсолютных и относительных, количественных и качественных.

Так, результативность деятельности органов бюджетного контроля можно оценить такими показателями, как:

- количество проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

- количество объектов контрольных мероприятий;

- количество выявленных нарушений;

- количество выписанных представлений и предписаний;

- количество материалов, переданных в правоохранительные органы;

- количество составленных протоколов об административных нарушениях;

- количество предложений, внесенных по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

- объем проверенных средств;

- объем незаконно использованных средств;

- объем средств, использованных нецелевым образом;

- объем неэффективно использованных средств;

- объем нанесенного бюджету ущерба;

- объем средств, недопоступивших в бюджет и другие.

 

При оценке по критерию действенности применяются показатели, характеризующие эффект от принятых мер:

- сумма средств, возвращенных в бюджет в результате контрольной деятельности;

- количество исполненных предписаний и представлений;

- объем увеличения доходной и экономии расходной частей бюджета в результате исполнения предписаний и представлений;

- количество возбужденных уголовных дел;

- количество ответственных лиц, наказанных в административном и дисциплинарном порядке;

- количество принятых поправок по результатам экспертиз нормативных правовых актов;

- количество предложений, учтенных органами государственной власти (местного самоуправления), из тех, что внесены по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Для оценки по критериям результативности и действенности применяют не только абсолютные статические количественные показатели, но и относительные, и динамические.

 

При оценке деятельности органа бюджетного контроля по критерию экономичности применяется относительный показатель в виде частного от деления суммы средств, возвращенных в бюджет, на сумму средств, затраченных на содержание контрольно-счетного органа. Однако такой подход нельзя считать исчерпывающим. Реальную пользу бюджету приносит не только возврат незаконно потраченных средств, но и иные результаты деятельности контролирующих органов. Например, дополнительные доходы, предотвращенные непроизводительные расходы, предложения по более эффективному использованию бюджетных средств. Это тоже учитывается.

 

Следует заметить, что вопросам практической реализации теоретических разработок в области определения эффективности органов бюджетного контроля уделяется недостаточно внимания. Соответствующих методик, объективно учитывающих всю совокупность критериев и показателей, пока не существует. В некоторых контрольно-счетных органах субъектов Российской Федерации сделаны попытки разработки методик оценки эффективности с использованием некоторых показателей.

В этой связи можно отметить, например, Счетную палату Владимирской области, где еще в 2004 году разработана методика оценки эффективности контрольно-счетных органов и материальном стимулировании деятельности их сотрудников. Но она касается, в основном, оценки эффективности работы отдельных сотрудников.

В Счетной палате Ульяновской области принята и с 2009 года действует методика определения рейтинговой оценки эффективности работы муниципальных контрольно-счетных органов. Их деятельность оценивается поквартально и по итогам работы за год по 7 показателям, по каждому из которых определяется рейтинг, затем подсчитывается общий рейтинг муниципального контрольно-счетного органа.

 

Повышение эффективности бюджетного контроля – одна из важнейших целей государственной бюджетной политики. На ее достижение оказывает влияние множество различных факторов.

Главнейший из них – наличие единой системы бюджетного контроля (а если смотреть шире – системы государственного финансового контроля), в которой для каждого элемента четко определено его место и установлены связи с другими элементами. Такая система уже начала выстраиваться в государстве, и это, несомненно, приведет к повышению эффективности бюджетного контроля.

Создание единой системы бюджетного контроля должно быть закреплено законодательно. Поэтому совершенствование законодательства – второй по значимости фактор повышения эффективности бюджетного контроля. Нынешнее законодательство в сфере бюджетного контроля динамично развивается. В 2013 году приняты новый закон о Счетной палате Российской Федерации, внесены значительные изменения в Бюджетный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.

Законодательство может совершенствоваться только при наличии стройной теории бюджетного контроля. К сожалению, множественность взглядов ученых даже на элементарную выработку понятийного аппарата не позволяет быстро завершить теоретические дискуссии и предложить отвечающую современным требованиям теорию бюджетного контроля.

Особую значимость приобретает предварительный контроль, так как позволяет обеспечивать предотвращение финансовых нарушений еще до совершения финансовых операций или принятия нормативного правового акта. Его эффективность определяется качеством работы:

- контрольно-счетных органов, осуществляющих экспертизу проектов законов (решений) и других нормативных правовых актов;

- органов Федерального казначейства, осуществляющих предварительный контроль при санкционировании расходов бюджетов;

- финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, самостоятельно осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

Значительным фактором повышения эффективности бюджетного контроля является деятельность органов внешнего финансового контроля. Зачастую само существование такого органа способствует повышению финансовой дисциплины участников бюджетного процесса. Если создание полноценных контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации близко к завершению, то аналогичный процесс в муниципальных образованиях находится еще на начальном этапе.

Повышается роль органов внешнего финансового контроля и в выполнении такой важной общественной функции, как предоставление законодательным (представительным) органам и обществу объективной, независимой информации о качестве управления общественными финансами. Таким образом, контрольно-счетные органы, по своей сути, становятся органами бюджетного аудита.

На эффективность бюджетного контроля во многом влияет качество деятельности органов внутреннего финансового контроля. Так, заметно улучшилась финансовая дисциплина благодаря тому, что Федеральное казначейство и финансовые органы достаточно эффективно выполняют функцию предварительного и текущего контроля. В ряде субъектов Российской Федерации внедрены стандарты внутреннего финансового контроля, осваиваются процедура внутреннего аудита. Важным фактором повышения эффективности деятельности органов внутреннего финансового контроля является разработка и принятие административных регламентов исполнения этими органами государственных функций.

Одним из факторов повышения эффективности бюджетного контроля является выработка единого понятийного аппарата. Очень важны стандартизация его процедур, классификация нарушений и недостатков, унификация подходов к оценке эффективности работы контрольных органов.

Эффективность бюджетного контроля во многом определяется квалификацией специалистов, его осуществляющих. Следовательно, большое значение имеет качество подготовки и повышение профессионализма сотрудников финансовых и контрольных органов.

Эффективность бюджетного контроля может повышаться только на основе глубокого анализа и систематизации разноплановой информации как о состоянии экономики и финансов в публично-правовом образовании, так и о деятельности органов бюджетного контроля. Нельзя недооценивать изучение передового опыта, в том числе – зарубежного. Все это возможно при организации на качественно новом уровне аналитической деятельности органов бюджетного контроля.

Наконец, бюджетный контроль может быть эффективным только при заинтересованности в этом руководителей публично-правовых образований, депутатов законодательных (представительных) органов. Там, где бюджетному контролю уделяется должное внимание, принимаются соответствующие нормативные правовые акты, создаются отвечающие всем современным требованиям органы внешнего и внутреннего финансового контроля, назначаются грамотные и принципиальные руководители, на хорошем уровне организована система подбора и повышения квалификации кадров, там и эффективность бюджетного контроля выше.

 

Повышение результативности бюджетного контроля позволит решить задачи, стоящие перед органами бюджетного контроля в ходе проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий:

- предупреждение и выявление нарушений бюджетного и иного законодательства, принятие мер к нарушителям;

- повышение эффективности использования бюджетных средств.

Достижение перспективных, стратегических целей бюджетного контроля должно обеспечить повышение эффективности управления общественными ресурсами, эффективное функционирование всей финансовой системы государства, что будет способствовать динамичному развитию экономики, повышению благосостояния граждан России.

 

 

Задания:

1. Приведите примеры показателей деятельности органов бюджетного контроля (абсолютных и относительных, статических и динамических, количественных и качественных).

2. Проанализируйте проблемы классификации нарушений и недостатков, выявляемых органами бюджетного контроля.

3. Проанализируйте факторы, влияющие на эффективность бюджетного контроля, попытайтесь дополнить.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие документы составляются должностными лицами контрольно-счетных органов по окончании контрольного мероприятия?

2. Какие документы составляются должностными лицами органов внутреннего финансового контроля по окончании контрольного мероприятия?

3. Что является непосредственным результатом контрольных и экспертно-аналитических мероприятий?

4. В какие сроки должны быть исполнены представления и предписания органов бюджетного контроля?

5. Какая ответственность наступает за нарушения бюджетного законодательства?

6. Руководители каких органов могут применять бюджетные меры принуждения?

7. В каком законе перечислены бюджетные меры принуждения?

8. За какие нарушения бюджетного законодательства нарушители привлекаются к административной ответственности?

9. Кто уполномочен составлять протоколы об административном правонарушении?

10. Кто рассматривает дела об административных правонарушениях?

11. За какое нарушение бюджетного законодательства установлена уголовная ответственность?

12. По каким критериям оценивается эффективность органов бюджетного контроля?

13. Какими показателями можно оценить результаты деятельности органов бюджетного контроля?

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.