Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Составные рифмы, как вершина поэзии.






 

Но что ни говори, наивысшим приоритетом в поэзии пользуются, конечно, составные рифмы, то есть такие, где одно слово рифмуется с несколькими. К составным рифмам можно так же отнести и рифмы-переносы ( или рассечённые рифмы).

 

Гляди, мол, страна, как молве вопреки,

Монарх о поэте печётся!

Почётно — почётно — почётно — архи-

Почётно, — почётно — до чёрту! (М.Цветаева)

Впытываются — и сти-

Снутым кулаком — в пески! (М.Цветаева)

 

Сверни с проезжей части в полу-

Слепой проулок и, войдя

В костёл, пустой об эту пору,

Сядь на скамью и, погодя,

В ушную раковину Бога,

Закрытую для шума дня,

Шепни всего четыре слога:

- Прости меня. (И.Бродский)

 

Подобные рифмы весьма специфичны и используются редко. Их применение обусловлено часто переизбытком слогов в стихотворной строке, но подобным образом выйти из положения может только очень хороший поэт. Использование подобных рифм затруднено особенностями постановки двойного ударения в одном слове, поэтому чаще стараются перенести ударение на первую часть, вторую же оставить безударной (в анапесте или амфибрахии).

Вот мои попытки создать такую рифму:

 

Ты знаешь, Септимус, что пальцы вверх

Не значат милость, а, скорее, про-

Долженье рабства для забавы тех,

Кто здесь сегодня, в центре всех миров.

 

В общем, это красиво, но встречается редко и имеет малую функциональность.

Мастерски использован перенос в «Гренаде» Михаила Светлова:

 

И мёртвые губы шепнули: Грена…

Да, в дальнюю область, в заоблачный плёс

Ушёл мой приятель и песню унёс.

Тут «невидимое» окончание одной строки становится началом другой. Такой приём очень сложен и красив, рекомендую.

 

Перейдём собственно к составным рифмам ( или разнословным).

Конечно, простор для фантазии тут совершенно неограничен. К примеру:

 

Наверх поднимается чёрная капля-фигура,

Подлёдные ниши плетут свои подлые козни…

Прости. Я влюбился опять. Как зовут? Аннапурна.

Наверх доберусь, а обратно, — наверное, Бог с ним.

В этом примере слово «козни» сочетается сразу с тремя ответными словами: «Бог с ним». Рифма практически идеальная и очень красивая.

 

Генерал! И теперь у меня — мандраж.

Не пойму, отчего: от стыда ль, от страха ль?

От нехватки дам? Или просто — блажь?

Не помогает ни врач, ни знахарь… (И. Бродский)

 

Вариант чуть проще: «страха ль — знахарь». Заметьте: мягкий знак уравнивает в правах буквы «р» и «л», не рифмующиеся в твёрдом состоянии.

Привожу ещё пример из Цветаевой:

 

Нате! Рвите! Глядите! Течёт, не так ли?

Заготавливайте — чан!

Я державную рану отдам до капли!

(Зритель бел, занавес рдян.)

Обожаемый мной пример бесподобной составной рифмы из Вилли Мельникова (крыльев — пыль Ев):

Небосклонностям крыш незнакомы восторги подвалов;
погребам не понять надкарнизные шелесты крыльев.
ВосСоздатель не в силах желать обращения в пыль Ев,
не отведав Адамовых яблок и спелых астралов.

Тут, в принципе, и вовсе потрясная игра слов… «отведать Адамовых яблок», «восСоздатель» (см. муфталингвы), метафора «небосклонность крыш»…

Виртуозно-сложной разновидностью составной рифмы является разнословная рифма, то есть рифма одного слова с частями двух или даже трёх слов. Сродни составной рифме, но более усложнённая. Солнцесон це лое, судорог — разне су дорог, раб расти — храбрости, тех, кто р ушащееся — архи тектор, шёпот — хоро шо под, за сто и — гла застые...(В. Маяковский)

 

Один взойду на п омост
Росистым утром я,
Пока спокоен д ома
ст рогий судия.
(Фёдор Сологуб)

 

В примере Сологуба рифма великолепна тем, что «ст» в ответной рифме перескакивает на следующую строку.

Обыкновенно к составным рифмам относят те, в которых принимают участие служебные части речи (местоимения, союзы, предлоги, частицы), а к разнословным — те, в которых принимают участие целые или частично используемые основные части речи.

В общем, полагаю, что долго тут говорить не о чем. Если вы чувствуете поэзию, такие рифмы у вас получатся быстро и легко, они придадут настоящую красоту вашим стихам. Особенно разнословные.

Отмечу ещё такую характерную вещь, как оборванная рифма — рифмосочетание, в котором одно из слов обрывается, но его значение остаётся понятным читателю(слушателю) из контекста. Чаще используется как комический приём. Душе — сумасше..., времена — припомина... Упомянутое мной стихотворение Светлова «Гренада» включает именно такой тип рифмы. Ещё пример:

 

Зал заливался минуты две:
- Медведь,
медведь,
медведь,
медве-е-е-е-е...
(В. Маяковский)

 

Это довольно эффектный «трюковый» приём.

Наконец, существуют так называемые панторифмы. Это созвучие, включающее в себя не только отдельные слова или их окончания, а стихотворные строки целиком.

 

Седеет к октябрю сова,

Се деют когти Брюсова. (В.Маяковский)

 

Сорвано, уложено, сколото —

чёрное надёжное золото. (В. Высоцкий)

 

Мастерски написан следующий изящный панторим:

 

В начале года —
нынче-то —
погода
половинчата.

Ну, вот тебе,
негоже ведь:
то оттепель,
то ожеледь;

то лужица
завьюжится,
то стужица
закружится;

то стелется,
то колется
метелица
в околице!
(А. Недогонов)

 

Интересен редкий опыт перекрестного панторима — взаимно рифмуются слова а) первой и третьей строк и б) второй и четвертой строк:

 

Телом смуглый и тощий
Бредит во сне калиф,
Опустелые круглые площади
Из меди дней проросли.
(Н. Тихонов)

 

Панторифма свидетельствует о сильно развитом чувстве языка и изощрённом владении словом, но практического значения почти не имеет ввиду невероятной сложности использования. Близки к панторимам так называемые омограммы, о них можно прочитать в разделе «Занимательное стихосложение».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.