Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Составные рифмы, как вершина поэзии.






     

    Но что ни говори, наивысшим приоритетом в поэзии пользуются, конечно, составные рифмы, то есть такие, где одно слово рифмуется с несколькими. К составным рифмам можно так же отнести и рифмы-переносы ( или рассечённые рифмы).

     

    Гляди, мол, страна, как молве вопреки,

    Монарх о поэте печётся!

    Почётно — почётно — почётно — архи-

    Почётно, — почётно — до чёрту! (М.Цветаева)

    Впытываются — и сти-

    Снутым кулаком — в пески! (М.Цветаева)

     

    Сверни с проезжей части в полу-

    Слепой проулок и, войдя

    В костёл, пустой об эту пору,

    Сядь на скамью и, погодя,

    В ушную раковину Бога,

    Закрытую для шума дня,

    Шепни всего четыре слога:

    - Прости меня. (И.Бродский)

     

    Подобные рифмы весьма специфичны и используются редко. Их применение обусловлено часто переизбытком слогов в стихотворной строке, но подобным образом выйти из положения может только очень хороший поэт. Использование подобных рифм затруднено особенностями постановки двойного ударения в одном слове, поэтому чаще стараются перенести ударение на первую часть, вторую же оставить безударной (в анапесте или амфибрахии).

    Вот мои попытки создать такую рифму:

     

    Ты знаешь, Септимус, что пальцы вверх

    Не значат милость, а, скорее, про-

    Долженье рабства для забавы тех,

    Кто здесь сегодня, в центре всех миров.

     

    В общем, это красиво, но встречается редко и имеет малую функциональность.

    Мастерски использован перенос в «Гренаде» Михаила Светлова:

     

    И мёртвые губы шепнули: Грена…

    Да, в дальнюю область, в заоблачный плёс

    Ушёл мой приятель и песню унёс.

    Тут «невидимое» окончание одной строки становится началом другой. Такой приём очень сложен и красив, рекомендую.

     

    Перейдём собственно к составным рифмам ( или разнословным).

    Конечно, простор для фантазии тут совершенно неограничен. К примеру:

     

    Наверх поднимается чёрная капля-фигура,

    Подлёдные ниши плетут свои подлые козни…

    Прости. Я влюбился опять. Как зовут? Аннапурна.

    Наверх доберусь, а обратно, — наверное, Бог с ним.

    В этом примере слово «козни» сочетается сразу с тремя ответными словами: «Бог с ним». Рифма практически идеальная и очень красивая.

     

    Генерал! И теперь у меня — мандраж.

    Не пойму, отчего: от стыда ль, от страха ль?

    От нехватки дам? Или просто — блажь?

    Не помогает ни врач, ни знахарь… (И. Бродский)

     

    Вариант чуть проще: «страха ль — знахарь». Заметьте: мягкий знак уравнивает в правах буквы «р» и «л», не рифмующиеся в твёрдом состоянии.

    Привожу ещё пример из Цветаевой:

     

    Нате! Рвите! Глядите! Течёт, не так ли?

    Заготавливайте — чан!

    Я державную рану отдам до капли!

    (Зритель бел, занавес рдян.)

    Обожаемый мной пример бесподобной составной рифмы из Вилли Мельникова (крыльев — пыль Ев):

    Небосклонностям крыш незнакомы восторги подвалов;
    погребам не понять надкарнизные шелесты крыльев.
    ВосСоздатель не в силах желать обращения в пыль Ев,
    не отведав Адамовых яблок и спелых астралов.

    Тут, в принципе, и вовсе потрясная игра слов… «отведать Адамовых яблок», «восСоздатель» (см. муфталингвы), метафора «небосклонность крыш»…

    Виртуозно-сложной разновидностью составной рифмы является разнословная рифма, то есть рифма одного слова с частями двух или даже трёх слов. Сродни составной рифме, но более усложнённая. Солнцесон це лое, судорог — разне су дорог, раб расти — храбрости, тех, кто р ушащееся — архи тектор, шёпот — хоро шо под, за сто и — гла застые...(В. Маяковский)

     

    Один взойду на п омост
    Росистым утром я,
    Пока спокоен д ома
    ст рогий судия.
    (Фёдор Сологуб)

     

    В примере Сологуба рифма великолепна тем, что «ст» в ответной рифме перескакивает на следующую строку.

    Обыкновенно к составным рифмам относят те, в которых принимают участие служебные части речи (местоимения, союзы, предлоги, частицы), а к разнословным — те, в которых принимают участие целые или частично используемые основные части речи.

    В общем, полагаю, что долго тут говорить не о чем. Если вы чувствуете поэзию, такие рифмы у вас получатся быстро и легко, они придадут настоящую красоту вашим стихам. Особенно разнословные.

    Отмечу ещё такую характерную вещь, как оборванная рифма — рифмосочетание, в котором одно из слов обрывается, но его значение остаётся понятным читателю(слушателю) из контекста. Чаще используется как комический приём. Душе — сумасше..., времена — припомина... Упомянутое мной стихотворение Светлова «Гренада» включает именно такой тип рифмы. Ещё пример:

     

    Зал заливался минуты две:
    - Медведь,
    медведь,
    медведь,
    медве-е-е-е-е...
    (В. Маяковский)

     

    Это довольно эффектный «трюковый» приём.

    Наконец, существуют так называемые панторифмы. Это созвучие, включающее в себя не только отдельные слова или их окончания, а стихотворные строки целиком.

     

    Седеет к октябрю сова,

    Се деют когти Брюсова. (В.Маяковский)

     

    Сорвано, уложено, сколото —

    чёрное надёжное золото. (В. Высоцкий)

     

    Мастерски написан следующий изящный панторим:

     

    В начале года —
    нынче-то —
    погода
    половинчата.

    Ну, вот тебе,
    негоже ведь:
    то оттепель,
    то ожеледь;

    то лужица
    завьюжится,
    то стужица
    закружится;

    то стелется,
    то колется
    метелица
    в околице!
    (А. Недогонов)

     

    Интересен редкий опыт перекрестного панторима — взаимно рифмуются слова а) первой и третьей строк и б) второй и четвертой строк:

     

    Телом смуглый и тощий
    Бредит во сне калиф,
    Опустелые круглые площади
    Из меди дней проросли.
    (Н. Тихонов)

     

    Панторифма свидетельствует о сильно развитом чувстве языка и изощрённом владении словом, но практического значения почти не имеет ввиду невероятной сложности использования. Близки к панторимам так называемые омограммы, о них можно прочитать в разделе «Занимательное стихосложение».

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.