Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Дополнительные поэтические размеры.






     

    Пэоны. Это так называемые четырёхсложные размеры, их четыре: пэон I, пэон II, пэон III и пэон IV. Получаются они просто. Берём двусложный размер (ямб или хорей) и выкидываем из него каждое второе ударение. Получается система пиррихиев. Так как они систематизированы, получается новый размер, где ударение может падать так: пэон I: 1, 5, 9 и т.д. слоги, пэон II: 2, 6, 10 и т.д. слоги, пэон III: 3, 7, 11 и т.д. слоги, пэон IV: 4, 8, 12 и т.д. слоги.

    Просто приведу примеры.

    Пэон I.

    Спите полумёртвые увядшие цветы,
    Так и не узнавшие расцвета красоты,
    Близ путей заезженных взращённые творцом,
    Смятые невидевшим тяжёлым колесом
    (К.Д. Бальмонт)

     

    Пэон II.

    Не думай о секундах свысока.
    Наступит время, сам поймёшь, наверное, -
    Свистят они, как пули у виска,
    Мгновения, мгновения, мгновения
    . (Р. Рождественский)

     

    Пэон III.

    Входит Пушкин в лётном шлеме, в тонких пальцах — папироса.

    В чистом поле мчится скорый с одиноким пассажиром.

    И нарезанные косо, как полтавская, колёса

    С выковыренным под Гдовом пальцем стрелочника жиром

    Оживляют скатерть снега, полустанки и развилки

    Обдавая содержимым опрокинутой бутылки. (И. Бродский)

     

    В данном примере пэон III тесно переплетается с обыкновенным хореем, что, впрочем, встречается довольно часто, потому что изначально пэон требует очень длинных, не менее чем четырёхсложных слов для построения правильной поэтической строки. А вот трёхстопный пэон III, он встречается у Александра Галича:

     

    Вьюга листья на крыльцо намела,

    Глупый ворон прилетел под окно

    И выкаркивает мне номера

    Телефонов, что умолкли давно.

    Пэон IV.

    Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце, снег лежит.
    (А. Пушкин)

     

    Пэон I и III не только допустимо, но даже и довольно интересно мешать с хореем, а пэон II и IV — с ямбом.

     

    Пентон (пятисложник) — стихотворный размер из пяти слогов с ударением на 3 слоге. Относится к слассу пятидольников. Пентон разработан А.В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует.

     

    Не шуми ты, рожь,
    Спелым колосом!
    Ты не пой, косарь,
    Про широку степь!
    (А.В. Кольцов)

     

    Четырехдольник в русской поэзии является самой употребительной из ритмических групп. Четырёхдольник несет главный метрический акцент на первой доле и побочный акцент на третьей доле Он имеет четыре видовые формы:

    Четырехдольник 1-й | |
    Четырехдольник 2-й |
    Четырехдольник 3-й |
    Четырехдольник 4-й |

    Общепринятая теория стиха относит первый и третий виды к хореическим размерам, а второй и четвертый — к ямбическим. Стихотворений четырехдольного строя — неимоверное количество. Русские поэты выработали множество видовых и типовых моделей трехкратного, четырехкратного, пятикратного и шестикратного объема.

    Трехкратный четырехдольник первый различных форм (сюда входит и пятистопный хорей); контрольный ряд | | | |:

     

    | Выхожу о|дин я на до|рогу; /\ /\ |
    | Сквозь туман крем|нистый путь бле|стит; /\ /\ /\ |
    | Ночь тиха. Пус|тыня внемлет | богу, /\ /\ |
    | И звезда с звез|дою гово|рит. /\ /\ /\ |
    (М. Лермонтов)

     

    Трехкратный четырехдольник второй (сюда входит и пятистопный ямб); контрольный ряд | | | :

     

    Мы | молоды. У | нас чулки со |штопками.
    Нам | трудно. Это | молодость ви|ной. /\ /\
    Но | пляшет за де|шевенькими | шторками
    Бес|платный воздух, | пахнущий вес|ной. /\ /\
    (Р. Казакова)

     

    Трехкратный четырехдольник третий (сюда относятся и стихи типа «Камаринской»); контрольный ряд | | | :

     

    Холод, | тело тайно | сковываю|щий, /\
    Холод, | душу оча|ровываю|щий... /\
    От лу|ны лучи про|тягивают|ся, /\
    К сердцу | иглами при|трагивают|ся. /\
    (В. Брюсов)

     

    Трехкратный четырехдольник четвертый, к которому относится и четырехстопный ямб всех моделей, со всевозможными клаузулами; контрольный ряд | | | :

     

    Ракеты | возникают | рыжие, /\ | /\
    И голу|бые и о|ранжевые. | /\
    Они цве|тут над всеми | крышами, /\ | /\
    Меня, как в | детстве, заво|раживая. | /\
    (Е. Евтушенко)

     

    Пятидольник. Потрясающие, весомые, сильные стихи можно создать, пользуясь таким исконно русским размером, как пятидольник. Истоки его — народная поэзия. Эта сложная двухакцентная мера, сочетание трехдольника с двудольником. Главный метрический акцент находится на первой доле трехдольника, побочный акцент — на первой доле двудольной части: | . Как и пэон, пятидольник имеет несколько (пять) видовых форм, зависящих от положения в стихе анакрузы и соответствующей ей эпикрузы:

    Пятидольник 1-й | | |
    Пятидольник 2-й | |
    Пятидольник 3-й | | |
    Пятидольник 4-й | |
    Пятидольник 5-й | |

    В русской поэзии разработаны третий, четвертый и пятый пятидольники. Третий и пятый пятидольники совместимы и взаимозаменяемы; они распространены 231в русском народном стихе. Вот пример трехкратного пятидольника третьего вида:

     

    Жаворо́ ночек на прога́ линке распева́ ет.
    Он зове́ т весну, радость кра́ сную вызыва́ ет.
    (Н. Цыганов)

     

    Или:

    Как привя́ жется, как приле́ пится
    К уму-ра́ зуму думка пра́ здная,
    Мысль доку́ шная в мозг твой вце́ пится
    И клюёт его, неотвя́ зная.
    (В. Бенедиктов)

     

    То же с двудольной паузой:

     

    Не слышны́ в саду даже шо́ рохи,
    Все здесь за́ мерло до утра́.
    Если б зна́ ли вы, как мне до́ роги
    Подмоско́ вные вечера́.
    (М. Матусовский)

     

    Четвертый вид встречается в нашей поэзии довольно часто.

     

    Дымится по́ ле, рассвет беле́ ет,
    В степи тума́ нной кричат орлы́.
    И дико зво́ нок их плач голо́ дный
    Среди холо́ дной плывущей мглы́.
    (И. Бунин)

     

    Четвертым же пятидольником написана «Песня о Соколе» М. Горького.

    Наиболее эффектен и необычайно красив, хотя и весьма редок пятидольник второй, в этом примере допущено превышение пятидольной меры (шесть слогов в 6 и 7-ой строках):

     

    Безво́ дные золоти́ стые пересы́ пчатые барха́ ны
    Стремя́ тся в полусожже́ нную неизве́ данную страну́,
    Где пра́ вят в уедине́ нии златоли́ цые богдыха́ ны,
    Вдыха́ я тяжелоды́ мную златоо́ пийную волну́.
    Где в на́ бережных фарфо́ ровых импера́ торские кана́ лы
    Побле́ скивают, перепле́ скивают кори́ чневой чешуе́ й,
    Где в бе́ лых обсервато́ риях и библио́ теках опаха́ лы
    Над ру́ кописями ве́ тхими, точно ве́ тер берегово́ й.
    (Г. Шенгели)

     

    Традиционная теория стиха игнорирует пятидольник как самостоятельную меру метрического стиха. Я считаю пятидольник самостоятельным своеобразным размером и рекомендую иной раз обращаться к нему, как к техническому средству выражения ваших мыслей.

    Шестидольник — самая сложная из ритмических групп. Шестидольник состоит из сочетания четырехдольника с двудольником; главный метрический акцент приходится на первую долю четырехдольной части, а побочный акцент — на первую долю двудольной части: | Имеет шесть видовых форм:

     

    Шестидольник 1-й   | | |
    Шестидольник 2-й | |
    Шестидольник 3-й | | |
    Шестидольник 4-й | |
    Шестидольник 5-й | |
    Шестидольник 6-й | |

     

    Все эти формы образуют собой класс шестидольников. В русской поэзии наиболее разработаны первый, второй и четвертый виды. Пятый часто совмещается с первым. По традиционной теории стиха первый, третий и пятый шестидольники относятся к хореическим размерам, а второй, четвертый и шестой шестидольники к ямбическим.

    Шестидольник первый:

     

    О́ блаком вол|нистым |
    | Пы́ ль встает вда|ли; /\ |

    Ко́ нный или | пеший — |
    | Не вида́ ть в пы|ли! /\ |
    (А. Фет)

     

    Шестидольник второй, который обычно применяется в шестистопном ямбе:

     

    Люб|лю́ твой слабый | све́ т в не|бе́ сной выши|не́:
    Он | ду́ мы пробуди́ л, у|сну́ вшие во | мне́.
    (А. Пушкин)

     

    Шестидольник третий (единственный пример):

     

    | Если б | су́ мерками |
    | Звезды | вы́ бежали |
    | Пере|ми́ гиваться |
    | У пру|да́, /\ /\ /\ |

    | Мы фо|на́ риками |
    | Элек|три́ ческими |
    | Им под|све́ чивали |
    | бы тог|да́. /\ /\ /\ |
    (А. Квятковский)

     

    Отсутствие в поэтической практике стихотворений в форме шестидольника третьего объясняется, видимо, сравнительно небольшим количеством в русском языке слов с четырехсложными окончаниями; поэтому так редко встречаются вообще стихи с четырехсложной рифмой или четырехсложной клаузулой.

    Шестидольник четвертый:

     

    Си|неет | па́ луба — до|рога | ско́ льзкая,
    Ка|чает | здо́ рово на | кораб|ле́, /\ /\
    Но | юность | ле́ гкая и | комсо|мо́ льская
    И|дет по | па́ лубе как | по зем|ле́. /\ /\
    (Б. Корнилов)

     

    Шестидольник пятый (трехкратный):

     

    На пи|рах ве|сёлых,
    В дерев|нях и | сёлах
    Прово|дили | дни́. /\

    Я в ле|су си|де́ ла
    Да в ок|но гля|де́ ла
    На кус|ты и | пни́. /\
    (И. Бунин)

     

    Шестидольник шестой:

     

    Обыкно|венный | де́ нь, обыкно|венный | са́ д.
    Но поче|му кру|го́ м колоко|ла зве|ня́ т?
    (Г. Иванов)

    Брахиколон — очень своеобразный экспериментальный размер-односложник, в котором все слоги ударные. Каждая строка брахиколона всегда состоит из одного односложного слова. Является скорее поэтическим упражнением, чем полноценным размером.

     

    Бей
    тех,
    чей
    смех,
    вей,
    рей
    сей
    снег!
    (Н. Асеев)

     

    К разряду брахиколонических стихов можно отнести начало стихотворения Н. Асеева «Собачий поезд», где перемежаются односложные и двусложные слова: 65

     

    Стынь,

    Стужа,

    Стынь,

    Стужа,

    Стынь,

    Стынь,

    Стынь...

    День —

    Ужас,

    День —

    Ужас,

    День,

    Динь,

    Динь.

    Следует отметить, что как элемент поэтической системы брахиколон появился в русской поэзии сравнительно недавно, у современных поэтов.

    Александрийский стих — это шестистопный ямб с цезурой после третьей стопы. Рифмовка парная.

     

    Надменный временщик, ll и подлый и коварный,

    Монарха хитрый льстец ll и друг неблагодарный,

    Неистовый тиран ll родной страны своей,

    Взнесённый в важный сан ll пронырствами злодей! (К. Рылеев)

     

    Это, конечно, не самостоятельный размер, но зато получивший собственное название вид ямба. Название он получил ввиду чрезмерной распространённости в конце 18 — начале 19 века.

     

    Холиямб — пришедший из античности размер стиха, где последняя стопа шестистопного ямба заменена хореем. Вот силлабо-тоническая имитация холиямба:

     

    Богатства бог, чье имя Плутос, — зна́ ть, сле́ п он!
    Под кров певца ни разу не заше́ л в го́ сти.

    (Гиппонакт, пер. Вяч. Иванова)

     

    327 Холиямбическим можно назвать размер следующих стихов:

     

    В огромном городе моем — ночь.
    Из дома сонного иду — прочь.
    И люди думают: жена, дочь, —
    А я запомнила одно: ночь.
    (М. Цветаева)

    Одиннадцатисло́ жник — одна из наиболее употребительных и устойчивых форм стиха в русской силлабической поэзии 17 и 18 вв. — строка из 11 слогов с паузной цезурой после пятого слога. Ритмическая структура является вариантом двойного шестидольника первого, с контрольным рядом | | || | |.

     

    | Ой стоги, сто|ги, /\ || на лугу ши|роком, |
    | Вас не пере|честь, /\ || не окинуть | оком! |
    | Ой, стоги, сто|ги /\ || в зеленом бо|лоте, |
    | Стоя на ча|сах, /\ || что вы стере|жете? |
    (А. Толстой)

     

    Четверостишие Толстого служит прекрасной метрической моделью для понимания ритмической структуры одиннадцатисложных русских виршевиков: это паузированный вариант двенадцатидольника, вернее сдвоенного шестидольника первого. Вот беспаузный двенадцатисложник:

     

    | Да благосло|вит тя || господь от Си|она |
    | на высоко|честнем || месте царя | фрона. |
    | Да благосло|вит же || венчанную | главу |
    | на премноги | лета || соблюдати | здраву. |

    А вот одиннадцатисложник Симеона Полоцкого с однодольной паузой в конце первого полустишия, ритм инверсирован:

     

    |По темной но|щи /\ || день светлый бы|вает, |
    | солнца луча|ми /\ || всю тьму истреб|ляет. |
    | Вся веселят|ся, /\ || егда осве|щенна|
    | солнцем быва|ют /\ || преукра|шенна. |

    Или у А. Кантемира:

     

    | Тщетную муд|рость /\ || мира вы ос|тавьте, |
    | Злы богобор|цы! /\ || обратив кор|мило, |
    | Корабль свой | к бре|гу /\ || истины на|правьте, |
    | Теченье вы|ше /\ || досель блудно | было. |

    | Что дал Гора|ций, /\ || занял у фран|цуза. |
    | О, коль собо|ю /\ || бедна моя | муза! |
    | Да верна; у|ма /\ || хоть пределы | узки, |
    | Что взял по-галь|ски — /\ || заплатил по-|русски. |

     

    Тринадцатисложник общепринятое название самого популярного и устойчивого стихового размера в поэзии русских виршевиков 16-18 вв. Подавляющее большинство стихотворений силлабистов написано этим размером, который является исконной формой русского народного стиха, встречающейся и теперь в частушках.

    Метрическая модель тринадцатисложника имеет два варианта: при наличии мужской цезуры | | ^ || | ^^ | и при трехсложной («дактилической») цезуре | | ^ || | ^^ |. В первом полустишии 8 долей, из них 7 долей занимают 7 слогов и одну долю однодольная цезурная пауза; во втором полустишии тоже 8 долей, из них первые 6 долей занимают 6 слогов, а на две концевые доли приходится двудольная пауза. Стихи виршевиков нужно читать речитативом.

     

    | Уме недо|зрелый, плод /\ | недолгой на|уки! /\ /\ |
    | Покойся, не | понуждай /\ | к перу мои | руки: /\ /\ |
    | He писав, ле|тящи дни, /\ | века прово|дити /\ /\ |
    | Можно и сла|ву достать, /\ | хоть творцом не |слыти. /\ /\ |

    309

    | Ведут к ней нетрудные /\ | в наш век пути | многи. /\ /\ |
    | На которых | смелые /\ | не запнутся | ноги. /\ /\ |
    (А. Кантемир)

     

    Перед нами классический пример 13-сложного силлабического стиха, в котором представлены и константные, и инверсированные строки, и цезура мужская (первые четыре стиха), и цезура «дактилическая» (два последних стиха). При сочинении своих стихов виршевики отсчитывали слоги по два на один удар. У Симеона Полоцкого стих тяжелее, чем у Кантемира, он допускал некоторые неправильности в строении стиха, например: женскую цезуру посредине стиха (вторая строка):

     

    | Чин купецкий | без греха /\ | едва может | быти, /\ /\ |
    | На многи бо | я злобы /\ | враг обыче | лстити. /\ /\ |

    Стихотворение Симеона Полоцкого «Клевета» заканчивается строками, ясными по мысли и по метрической конструкции четырехдольника с константным ритмом:

     

    | Паче нетер|пимую /\ | смерть себе из|брати, /\ /\ |
    | Неже осквер|ненную /\ | плоть свою пре|дати. /\ /\ |

    Белым тринадцатисложником написал Кантемир стихотворение «Екатерине Первой». Вот начало:

     

    | Тебе ж, само|держице, /\ | посвятить труд | новый /\ /\ |
    | И должность со|ветует /\ | и самое | дело. /\ /\ |
    | Извинят о|ни ж мою /\ | смелость пред то|бою. /\ /\ |

    «Выпрямленный» Тредиаковским тринадцатисложник с постоянным ритмом вошел в арсенал русских поэтов наравне с другими стиховыми размерами. Им пользовались многие поэты:

     

    | Раз в крещенский | вечерок /\ | девушки га|дали: /\ /\ |
    | За ворота | башмачок, /\ | сняв с ноги, бро|сали. /\ /\ |
    (В. Жуковский)

     

    | Дайте в руки | мне гармонь, /\ | золотые | планки. /\ /\ |
    | Парень девуш|ку домой /\ | провожал с гу|лянки. /\ /\ |
    (М. Исаковский)

     

    Таким образом, можно сказать, что тринадцатисложник, выйдя из недр народной поэзии, в течение двух веков служил нашим виршевикам верой и правдой, чтобы затем уже в реформированном виде работать в русской поэзии еще два столетия.

     

    Объективно говоря, одиннадцатисложниками и тринадцатисложниками никто уже не пишет, потому что поэзия совершенствуется, и силлабические стихотворения уходят в Лету. Не рекомендую и вам. Но знать, что такое старорусская поэзия, никому не вредно.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.