Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Античное стихосложение.






    ВНИМАНИЕ! ЭТУ ГЛАВУ ЧИТАТЬ СОВСЕМ НЕОБЯЗАТЕЛЬНО! Она представляет собой нечто вроде экскурса в историю, потому что 90% описываемых здесь размеров и строф неупотребимы в русскоязычной поэзии никоим образом.

    Античному стихосложению, а точнее, античным размерам я решил посвятить целый раздел по нескольким причинам. Во-первых, эллины и римляне изобрели большое количество своеобразных поэтических размеров, малоупотребимых в современной поэзии, но достойных упоминания. Во-вторых, не будь стихосложения античного, неизвестно, что бы было с нашим, родным и близким. Но отмечу: не рекомендую использовать все нижеописанные размеры часто. В настоящее время методы античного стихосложения являются не более чем упражнением либо источником подражаний и пародий.

    Греки создали несколько своеобразных разновидностей стихов, которые перемежали в строфах, получая сложные, составные размеры, требовавшие выского искусства чтеца.

    Гекзаметр античный стихотворный размер, шестистопный дактиль с женским окончанием. Античный гекзаметр считается совершенной формой стихового ритма: самая емкая по своему ритмическому объему четырехдольная дактилическая стопа , заменяемая четырехдольным же спондеем (последний не употребляется только в первой и шестой стопах), дает 32 комбинации.

    Наиболее употребительные цезуры в гекзаметре: цезура после третьей стопы, разделяющая стих на два равных полустишия

    | | | | | | | /\ |,

    и двойная цезура, разделяющая стих на три части

    | | | | | | | | /\ |.

    Словесное ударение может падать на любую долю дактилической или спондеической стопы, вследствие чего ритм стиха здесь неровный. Чтение античных четырехдольных гекзаметров должно проходить в форме четкого скандирования, с соблюдением двудольного протяжения долгих слогов в дактиле и спондее.

    Русский имитированный гекзаметр имеет 18-дольный объем, каждая стопа его трехдольна (3× 6=18). Русский гекзаметр можно обратить и в 24-дольный, протягивая первый в стопе слог. Контрольный ряд русского имитированного гекзаметра такой: | | | || | | /\ |.

    Цезура может быть мужская, женская и дактилическая, что видно из следующего примера:

     

    |Встала из| мрака мла|дая с перс|тами пур|пурными | Эос, /\ |
    |Ложе по|кинул тог|да и воз|любленный| сын Одис|еев. /\ |
    |Платье на|дев, изощ|ренный свой|меч на пле|чо он по|весил; /\ |
    |После по|дошвы кра|сивые| к светлым но|гам подвя|завши, /\ |
    |Вышел из| спальни...
    («Одиссея», пер. В. Жуковского)

     

    Вот опытный пример четырехдольного гекзаметра, в котором к античным модификациям добавлен ряд других:

     

    |В пу-урпуре, | бле-еске и| ды-ымах, ле|са разрисо|вав /\ позо|ло-отой, /\ |
    |Озаряя| ро-озовым| све-етом /\ |стру-унную| рожь /\ и пше|ни-ицу, /\ |
    |В ви-изге стри|жей /\ огол|телых и в мель|ка-ании| ла-асточек| бы-ыстрых, /\ |
    |Вниз /\ голо|вой /\ бе-ез|шу-умно /\ |падало тя|жё-олое| со-олнце. /\ |

    (А.Квятковский)

     

    Здесь встречаются последовательно следующие шесть ритмических модификаций четырехдольника: , , ^ , ^, , .

    Пентаметр в античной метрике пятистопный дактиль. Замена дактилей спондеями возможна лишь в первых двух стопах, до цезуры. Метрическая модель античного четырехдольного пентаметра такая:

    || .

    Русский трехдольный пентаметр строится по схеме:

    | | | /\ /\ || | | /\ /\ |.

    Вот пример русского элегического дистиха, в котором второй стих имитирует античный пентаметр.

     

    Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи;
    Старца великого тень чую смущенной душой.
    (А. Пушкин)

     

    Тетра́ метр античный стихотворный размер. Схема хореического тетраметра такая: | | | | |, то есть четыре хореических диподии равнялись восьми простым хореическим стопам, а весь объем равнялся 24 долям Пространство стиха в 24 доли разделено в гекзаметре и в тетраметре по-разному:

    Гекзаметр: | | | | | | |
    Тетраметр: | | | | |

    Русская имитация тетраметра короче античного на 8 долей (24-16=8 долей). Вот «Призыв к мужеству» древнегреческого поэта Архилоха, написанный тетраметром, в переводе В. Вересаева: 305

    Сердце, сердце! Грозным строем встали беды пред тобой.
    Ободрись и встреть их грудью, и ударом на врагов!
    Пусть везде кругом засады, — твердо стой, не трепещи!
    Победишь — своей победы на показ не выставляй.
    Победят — не огорчайся, запершись в дому не плачь!
    В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй!
    Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт.

    Ионик в античной метрике шестидольная стопа о четырех слогах, из них два кратких и два долгих. Различаются два типа: восходящий и нисходящий ионик; теоретически возможен третий тип: .

    Спонде́ й четырехдольная стопа о двух долгих слогах. . Спондей употреблялся в античном гекзаметре, который состоит в основном из дактилических стоп. В применении к русскому силлаботоническому стиху спондеем называется такой ритмический ход в ямбе, когда рядом стоят два или более ударных слога. Например:

     

    Куницыну да́ нь се́ рдца и вина!
    Он создал нас, он воспитал наш пламень.
    (А. Пушкин)

     

    В. Брюсов в последний период своего творчества нередко перенасыщал спондеическими ходами ямбические стихи, что воспринималось современниками как нововведение:

     

    Дуй, дуй, Дувун! Стон тьмы по трубам,
    Стон, плач, о чем? по ком? Здесь, там —
    По ржавым травам, ах! по трупам
    Дрем, тминов, мят, по всем цветам.

    Диспондей античная сдвоенная (восьмидольная) стопа о четырех долгих слогах . Встречается редко, только в дактилических размерах. Аналогия диспондея в русском стихе, имитирующем диспондеические ходы, где место долгих слогов занимают слоги с ударением, может быть проиллюстрирована стихом, составленным исключительно из односложных слов (брахиколон). Диямб двойной ямб, шестидольная диподия о четырех слогах: . Дихорей двойной хорей, шестидольная диподия о четырех слогах: . Дохмий восьмидольная стопа о пяти слогах .

    Трибрахий античная трехдольная стопа о трех кратких слогах . В русской метрике трибрахием называется безударная стопа в трехдольных размерах, например:

    Слезы людские, слезы людские,
    Льетесь вы ранней и поздней порой,
    Льетесь безвестные, льетесь незримые,
    Неистощимые, неисчислимые.
    (Ф. Тютчев)

     

    Пентабрахий пятисложная стопа, состоящая из пяти неударных слогов. Схема: . В русском стихосложении самостоятельно употребляться не может.

    Молосс (тримакр) античная шестидольная стопа о трех долгих слогах . В теории силлабо-тонического стиха некоторые стиховеды называют молоссом такой ритмический ход в трехдольном размере, когда подряд стоят три односложных ударяемых слова, например:

     

    Вал есть вал, шкив есть шкив,
    Бессемер — он всегда бессемер.
    (Г. Шенгели)

     

    Адонический стих — античный дактилический усеченный диметр. Такой стих являлся заключительной строкой в строфе, он встречается в сапфической строфе. Его метрическая схема | ^.

    Алкеев стих — античный стихотворный размер, десятисложный стих, составленный из двух дактилических и двух хореических стоп. Его схема: | | | .

    Алкманов стих — античный одиннадцатисложный стих, усеченный четырехстопный дактиль, в котором допускается замена дактиля спондеем, имеющим одинаковое с дактилем количество долей.

    Аристофа́ нов стих античный десятидольный стих о семи слогах следующего ритмического строения: | | , соединение одной дактилической и двух хореических стоп.

    Архилохов стих — античный стих, изобретенный Архилохом. Схема этого стиха такая: малый архилохов стих представляет собой дактилический усеченный триметр | | ^^; большой — является сочетанием четырех дактилических и трех хореических стоп | | || | | . Вот вольная имитация архилоховой строфы на русском языке:

     

    Снег покидает поля,

    Зеленеют кудрявые травы,

    В буйном цвету дерева. 50

    Облик меняет земля,

    Что ни день, то спокойнее в руслах

    Шумные воды бегут.

    Грация стала смелей,

    Повела в хороводе — нагая —

    Нимф и сестер близнецов.
    Что нам бессмертия ждать?

    Похищает летучее время

    Наши блаженные дни... (Гораций, пер. А. Тарковского)

     

    Асклепиадов стих — античный стих, изобретенный древнегреческим поэтом Асклепиадом Самосским. Различают две формы: малый асклепиадов стих с одной цезурой и большой с двумя цезурами. Вот имитация асклепиадова стиха:

     

    Крепче меди себе | создал я памятник;
    Взял над царскими верх | он пирамидами,
    Дождь не смоет его, | вихрем не сломится,
    Цельным выдержит он | годы бесчисленны.
    (А. Востоков)

     

    Антибакхий античная пятидольная стопа о трех слогах: ; имеет другое название палимбакхий.

    Амфимакр античная пятидольная стопа, противоположная амфибрахию, о трех слогах, краткий слог находится среди двух долгих: . В общеевропейскую метрику амфимакр не вошел. Однако некоторые стиховеды считают возможным применение этого термина для названия особого ритмического хода в трехсложном размере, когда в стопе содержатся два словесных ударения — на первом и на третьем слогах:

     

    | Ленты да | радуги, | ярче и | жарче дня... |
    | Что ж?.. обер|нись, погля|ди!.. /\ /\ | /\ /\ /\ |
    |Суженный! | Золото, | серебро!.. Чур меня, |
    | Чур меня — | сгинь, пропа|ди! /\ /\ | /\ /\ /\ |
    (А. Фет)

    Антиспаст античная шестидольная стопа о четырех слогах , комбинация ямбической и хореической стоп (ямбохорей). Имитированный антиспаст в русской поэзии встречается редко:

     

    Верста́ сле́ ва, | верста́ спра́ ва,
    Верста́ в бро́ ви, | верста́ в ты́ л.
    Тому́ пе́ сня, | тому́ сла́ ва,
    Кто дорогу породил.
    (М. Цветаева)

     

    Имитированный антиспаст встречается в русских частушках и в украинской народной поэзии, поскольку их ритмика свободно пользуется ходами ритмической инверсии, которая запрещена теорией силлаботонического стихосложения, канонизирующей лишь постоянные ритмы.

     

    Прише́ л не́ мец, | прише́ л па́ н,
    Дай, украинец, жупан!
    Прода́ й, дя́ дько, | свою́ ха́ тку,
    Купи́, дя́ дька, | немцу шапку.
    (пер. с укр. А. Глобы)

     

    Эпитрит семидольная античная стопа, в которой три слога долгие и один краткий. Различаются четыре вида эпитрита в зависимости от местоположения краткого слога среди долгих: первый , второй , третий , четвертый .

    Алкеева строфа — античная четырехстишная строфа, изобретенная Алкеем; состоит из стихов трех видов:

    1) девятисложный ямбический стих | | | | ^^

    2) десятисложный стих | | |

    3) одиннадцатисложный стих | | | .

    В следующем отрывке В. Брюсов имитировал на русском языке ритм алкеевой строфы, причем первые две строки соответствуют третьему виду, третья строка — первому виду и четвертая строка — второму виду:

     

    Не тем горжусь я, Фебом отмеченный,
    Что стих мой звонкий римские юноши
    На шумном пире повторяют,
    Ритм выбивая узорной чашей.

    Алкманова строфа — античная двустишная строфа, в которой первый стих является гекзаметром, а второй — алкмановым стихом.

    Ба́ кхий в античной метрике название пятидольной стопы о трех слогах следующего строения . В русской метрике не употребителен, но некоторые теоретики стиха считают возможным называть бакхием амфибрахическую стопу с дополнительным акцентом ; например:

     

    В глаза́ х ве́ р|но, сват, у | тебя по|темнело.
    ... Хвати́ л о́ |земь шапку, | подперся | в бока...
    ..." Ну, что́, бра́ т? | успели | ли с медом | убраться? "
    (И. Никитин)

     

    Сапфическая строфа́ строфа логаэдического строения. Различаются большая и малая сапфические строфы. В русской литературе форму малой сапфической строфы имитировали многие классики. Например:

     

    Будет день — и к вам, молодые девы,
    Старость подойдет нежеланной гостьей,
    С дрожью членов дряблых, поблекшей кожей,

    Чревом отвислым, —

    Страшный призрак! Эрос, его завидя,
    Прочь летит — туда, где играет юность:
    Он — ее ловец. Пой же, лира, негу

    Персей цветущих. (Сафо, пер. Вяч. Иванова)

     

    В русской поэзии данные слоги практически не применяются, разве что в подражаниях грекам. Чередованием гекзаметра и пентаметра написана, в частности, «Илиада» Гомера.

    Общим выводом может быть лишь такой: это не более чем энциклопедические древности, полезные ныне только выборочно, в виде упражнений.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.