Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Глаголы.






    Глагол — существительное. Это классическая идеальная рифма, к которой всегда следует стремиться.

     

    Уж сколько их упало в эту бездну,

    Разверстую вдали!

    Настанет день, когда и я исчезну

    С поверхности земли. (М. Цветаева).

     

    Вообще, Цветаева — гениальная поэтесса, я ставлю её на ранг выше Ахматовой (да простят меня поклонники последней). У Цветаевой рифмы — потрясающие, настолько верные и удивительные по силе — читайте и учитесь!

    Но это четверостишие приведено здесь для наглядной демонстрации прекрасной рифмы «бездну — исчезну» (вторая рифма — тоже идеальна, наречие — существительное). Тут глагол в первой форме абсолютно созвучен существительному. Именно к такому звучанию необходимо стремиться. Ещё несколько примеров, потому что на словах не объяснишь, нужно читать:

     

    Я не ищу гармонии в природе,

    Разумной соразмерности начал

    Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе

    Я до сих пор, увы, не различал. (Н. Заболоцкий)

     

    За окном свет и зной, подоконники ярки,

    Безмятежны и жарки последние дни,

    Полетай, погуди — и в засохшей татарке,

    На подушечке красной, усни. (И. Бунин)

     

    И так далее. Можно приводить тысячи примеров.

    Глагол — прилагательное. Как и в первом случае, очень хорошее, сложное и красивое сочетание. Но оно гораздо менее распространено по причине своей сложности. Я бы даже сказал, что оно очень редко. С некоторым трудом я нашёл такую рифму у Цветаевой:

     

    Увозят милых корабли,

    Уводит их дорога белая…

    И стон стоит вдоль всей земли:

    «Мой милый, что тебе я сделала?»

    Дело в том, что глаголы с прилагательными обыкновенно не созвучны, такие рифмы не закономерны в поэзии, а случайны. Хотя отмечу, что использование этих самых случайных, авторских рифм — высшее искусство.

    Тут есть и «подводные камни». Рифмуя причастие с прилагательным, можно случайно наткнуться на слабую рифму, подобную рифме " прилагательное — прилагательное в одной и той же форме". С другой стороны, рифма «затаённый — зелёный» — очень даже неплоха, поскольку слова разнотипные.

    Глагол — местоимение. Это «стильная» рифма, довольно редкая, но красивая. При этом я не имею в виду рифмы типа «куя — буду я» — это уже другой тип, когда рифмуется одно слово с двумя и более (составная, будет рассмотрено ниже). Канонический пример рифмы «глагол — местоимение»:

     

    Бобо мертва, но шапки не долой.

    Чем объяснить, что утешаться нечем.

    Мы не проколем бабочку иглой

    Адмиралтейства — только изувечим. (И. Бродский)

     

    Это абсолютно безупречная и потрясающая по оригинальности и красоте рифма — как, впрочем, почти все у Бродского. Наряду с Цветаевой очень рекомендую почитать.

     

    Глагол — наречие. Из того же стихотворения («Похороны Бобо») привожу ещё одну строфу:

     

    Ты всем была. Но, потому что ты

    Теперь мертва, Бобо моя, ты стала

    Ничем — точнее, сгустком пустоты.

    Что тоже, как подумаешь, немало. (И. Бродский)

     

    Никаких «подводных камней» в последних трёх случаях нет: практически все рифмы, построенные по такому принципу, очень хороши.

    Глагол — числительное. Редкость подобных рифм обусловлена ограниченной возможности применения числительных. В поэзии числительные встречаются, наверное, реже всех других частей речи; тем изысканнее может быть их употребление. Рифмуются с глаголами они очень легко: «три — посмотри», «шесть — поесть» и так далее. Отмечу, что рифма «пять — распять» не является хорошей по причине «заезженности».

    Глагол — союз, частица, междометие.

    Конечно, полноценные рифмы с союзами и частицами очень сложны, потому что эти части речи немногосложны. Доступных для рифмовки союзов и частиц крайне мало. Честно говоря, я не нашёл в классике полноценных примеров (не считая составных рифм — но это отдельный разговор, о них позже) таких рифм. Но всё равно следует попытаться.

    С междометиями можно зарифмовать при должном желании и умении — всё, что душе угодно. У меня есть один знакомый поэт, который удивительным образом умудрился зарифмовать животные звуки (в частности, вздохи при совокуплении) с нормальными словами и так построил всё стихотворение. Пошло, но очень эффектно. Но глагол относится к тем частям речи, которые с междометиями рифмоваться не любят.

     

    Когда тишину и покой

    Звонком телефонным рвало,

    Я к трубке стекался рекой,

    Пытаясь ответить «алло!»…

    Правда, «алло» — это междометие искусственное. Более естественно что-нибудь вроде «ах!», «эх!», «ого!», «апчхи!». К примеру:

     

    Капитан замолчал, — всё понятно без слов, —

    К перископа серебряной линзе припав,

    Он предчувствовал: скоро начнётся «пиф-паф»:

    Мы возникнем в газетах за это число…






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.