![]() Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Воле и поступку)
Коллектив – группа людей взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально значимых целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности и характеризующаяся высоким уровнем развития. Детский коллектив – детская группа в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого его члена. Признаки коллектива: · сознательный характер объединения людей · единство общей и личных целей членов коллектива · относительная устойчивость и длительность функционирования · четкая организованная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений · наличие органов координации деятельности · общепринятые нормы поведения и общие ценности ориентации · благоприятная интеллектуално-моральная атмосфера · защищенность каждого члена коллектива и чувство эмоционального комфорта · сплоченность · коллективная деятельность, результат которой достигается усилиями каждого члена группы · основа межличностных отношений – коллективизм. Функции коллектива: · регулятивная – носитель и пропагандист высоких мировоззренческих, нравственных и социальных установок · Организационная – основная форма организации детской жизнедеятельности · Консолидационная (объединяющая) – форма объединения, сплочения, кооперации · Стимулирующая – побуждение личности к нравственно ценностной деятельности и торможение негативных намерений и поступков · Воспитательная – целенаправленное воздействие на каждую личность членов коллектива и воспитателя и формирующее воздействие Этапы развития коллектива: · 1 стадия – на первой стадии педагог формирует жизнь и деятельность группы, объясняя цели и смысл деятельности и предъявляя прямые ясные требования. Актив (группа) только выявляется, уровень самостоятельности членов очень низкий Субъект воспитания – воспитатель. · 2 стадия – требования педагога поддерживаются активом, сознательная часть группы предъявляет требования к товарищам, требования воспитателя становятся опосредованными. Второй этап характеризуется переходом к самоуправлению. Актив становится опорой педагога. Субъект воспитания – актив · 3 стадия –на третьем этапе большая часть членов группы предъявляет требования к товарищам и к себе и помогает педагогам корректировать развитие каждого. Требования предъявляет коллектив в форме общественного мнения. · 4 стадия –на четвертом этапе развития коллектива происходит побуждение всех членов коллектива к самовоспитанию, создаются условия для развития творческой индивидуальности, положение каждой личности высокое. Связи с другими коллективами расширяются и совершенствуются. Каждый участник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту предъявляет к себе высокие требования. Процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания. Педагогическое руководство детским коллективом: · разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением воспитанников к самостоятельности, независимости, желанием проявлять свою инициативу, не подавлять а умело направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать. Нужно строго дозировать педагогическое воздействие, внимательно следя за ответной реакцией, при отрицательной реакции следует немедленно сменить тактику, нужно добиваться, чтобы цели и задачи, которые необходимо решить, ставились самими ребятами и к этому их надо готовить. · Коллектив – динамическая система, он постоянно растет, развивается и крепнет, поэтому руководство им тоже не может оставаться неизменным. Нужно постепенно менять тактику управления, развивать демократию, самоуправление, общественное мнение и сотрудничество с воспитанниками. · Высокой эффективности коллективного воспитания педагог добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив учителей и других воспитателей, работающих в этом классе, включает коллектив класса в общественную деятельность и сотрудничество с другими коллективами · Приоритет высоконравственных ценностей формируется педагогом · Коллектив усиливает и ускоряет формирование необходимых качеств: переживать все ситуации каждый воспитанник не может, но опыт товарища, коллективное мнение должны убедить его и выработать необходимую линию общественного поведения.
|