Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы стимулирования и мотивации ученика






· методы стимулирования и мотивации интереса к учению

· методы стимулирования и мотивации долга и ответственности

Методы контроля и самоконтроля в обучении.

· методы устного контроля и самоконтроля

· методы письменного контроля и самоконтроля

· методы лабораторного и практического контроля и самоконтроля.

Самостоятельная работа – такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности ученика во всех ее структурных компонентах, от постановки проблемы до осуществления контроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковой характер.

Условия самостоятельной работы:

· Ученик должен быть заинтересован в ее выполнении, что поддерживается ясностью задачи и осознанием важности ее выполнения

· Учитель должен заранее подготовить материалы для выполнения СР

· Уровень сложности должен предполагать возможности ученика

· Целесообразно давать дифференцированные работы, исходя из успешности и подготовленности отдельных групп учащихся.

· Работа должна быть проверена, ошибки исправлены, а результаты оценены.

ПК – универсальное обучающее ср-во, которое может быть с успехом использовано на уч. Занятиях

ПК может способствовать активному включению учащегося в процесс обучения, поддерживать интерес, способствовать пониманию и запоминанию учебного материала. Мультимедийность.

Виды обучающих компьютерных программ:

· Иллюстрирующие

· Консультирующие

· Программы-тренажеры

· Программы обучающего контроля

· Операционные среды

Хорошими возможностями обладают программы реализующие проблемное обучение. В трудовом и профессиональном обучении особенно полезны программы моделирующие конкретные ситуации, так как они способствуют стимулированию принятий самостоятельных решений в различных обстоятельствах

Формы обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, воспитателей и воспитанников, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

· Индивидуальное обучение

· Индивидуально-групповое

· Лекционно-семинарское

· Классно-урочная система

· Белл-ланкастерская система взаимного обучения

· Батавская система

· Дальтон-план

· Бригадно-лабараторная система

· Метод проектов

Урок – динамичная и вариативная форма обучения, при которой в течении точно установленного времени осуществляется взаимодействие учителя и постоянной группы учащихся в специально отведенном месте с учетом особенностей каждого ученика путем использования видов, средств и методов работы, создающих благоприятные условия для усвоения всеми учениками получаемых знаний непосредственно в процессе обучения и для воспитания и развития их познавательных способностей.

Структура урока – совокупность элементов урока обеспечивающих целостность урока и сохранение основных его характеристик при различных вариантах.

Дидактические основы построения урока:

· Организация начала урока

· Постановка цели и задачи урока

· Проверка домашнего задания

· Объяснение

· Закрепление

· Повторение

· Домашнее задание

· Подведение итогов урока

Типы уроков:

· Урок изучение нового материала. Необходимость в нем возникает, когда учителю с учащимися предстоит изучить цельный, логически завершенный учебный материал или сделать обстоятельное вступление в новую тему.

· Урок закрепление. Завершение изучения целой темы требует проведение особого типа урока, посвященного закреплению знаний, обработке в специальных упражнениях умений и навыков.

· Уроки обобщения и повторения. Отдельные уроки посвящаются обобщающему повторению, органично соединенному с диагностикой, с проверкой и оценкой знаний учащихся.

· Урок контроля Изучение нового материала, повторение его с учащимися предполагает и объективную проверку диагностику состояния обученности учащихся, эффективности работы учителя и учащихся, получение обратной информации.

· Комбинированный урок В его структуре так или иначе присутствуют все элементы урока. За короткий отрезок времени на таком уроке совершается полноценный завершенный цикл педагогической обработки и освоения школьниками учебного материала.

Повышение эффективности урока:

· создание свободной творческой максимально продуктивной психологической атмосферы в классе, основанной на уважении и доверии к школьникам

· формирования высокого уровня мотивации учебной деятельности

· вооружение учащихся умениями и навыками учиться, формирование учебной деятельности

· практическая направленность обучения, обеспечивающая овладение прочными умениями и навыками, облегчающими учение и дающими школьникам уверенность в своих силах

· организация на уроках условий для творческой деятельности, как учащихся, так и учителя

Проверка знаний учащихся:

После завершения каждого этапа обучения и воспитания необходимо узнать, как он пройден, какие результаты достигнуты, насколько эффективным был процесс, что можно считать сделанным, а что придется повторить. Для выяснения этого используется диагностика – общий способ получения информации о протекании и результатах учебно-воспитательного процесса. В задачи ее входит анализ процессов и результатов:

• развития школьников (готовности к школьному образованию, темпов созревания психических функций, достигнутых сдвигов);

• обучения (объем и глубина обученности, умение использовать накопленные знания, умения, уровень сформированности основных приемов мышления, владение способами творческой деятельности и др.);

• воспитания (уровень воспитанности, глубина и сила нравственных убеждений, сформированности нравственного поведения и т.д.).

Виды, методы и формы контроля:

– наблюдение за работой учеников;

– устный индивидуальный опрос;

– фронтальный опрос;

– групповой опрос;

– письменный контроль;

– комбинированный опрос (уплотненный);

– тестовый контроль;

– программированный контроль;

– практический контроль;

– самоконтроль.

В нынешней теории понятия «оценка», «контроль», «проверка», «учет» не во всех учебниках и не всеми специалистами трактуются одинаково. Общим понятием выступает «контроль», означающий выявление, измерение и оценивание знаний, умений. Выявление и измерение называют проверкой.

Количественное значение уровня обученности получается тогда, когда оценку определяют как соотношение между фактически усвоенными знаниями, умениями (Ф) и общим объемом их, предложенным для усвоения (П). Показатель усвоения (продуктивности обучения) вычисляется из соотношения:

где О – оценка успеваемости (обученности, продуктивности), Ф – фактический объем усвоенных знаний, умений, П – полный объем знаний, умений, предложенных для усвоения. Как видим, показатель усвоения (оценка) здесь колеблется между 100 % – полное усвоение информации, 0 % – полное отсутствие такового.

Неуспеваемость учащихся – несоответствие учебных успехов учащегося требованиям учебной программы

Причины неуспеваемости:

* социально-экономические,

* биопсихического характера

* педагогические

3. Теория воспитания.

Воспитание как педагогическое явление определяется следующим образом:

· как целенаправленная проф. Деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни его мотивов и ценностей

· целенаправленная управляемая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, в которой воспитанник является паритетным участником и есть возможность вносить в систему изменения, способствующее оптимальному развитию детей.

· Целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов, социальной и природной среды, с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности.

Движущие силы и закономерности воспитательного процесса являются следующие противоречия, разрешение которых происходит через формирование более высоких уровней деятельности и появление новых потребностей:

· между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворить

· возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности

· растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.