Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сценарии, по которым мы действуем. Ну вот мы и




добрались до поведения — сиречь всего того, что вы привычно совершаете в своей жизнедеятельности. До всех тех действий и поступков, каковые, как бы находясь на границе между внутренним и внешним, прямо и непосредственно определяют характер вашей жизни и судьбы. И, конечно же, среди всего сонма «поведенческих реакций», которые вкупе и образуют ваше поведение, есть те, которые вполне можно признать экологичными, то есть помогающими вам жить эффективно и счастливо. Те, которые назвать таковыми ну просто язык не поворачивается, потому как в результате из «воспроизводства» вы и осуществляете свою Хромую Судьбу. И те, которые экологичны как бы в потенциале, так как с одной стороны именно они только лишь и способны действительно помочь вам стать эффективным и счастливым. С другой же их просто нет в вашем поведенческом репертуаре. Отчего в благожелательных и благоприятных изменениях в вашей жизни и судьбе остается только мечтать. Так вот, именно всем тем, что нужно убрать из вашего поведения, мы сейчас и займемся (тому, как в него добавить то, что нужно, будет посвящен следующий раздел).

Знаете, если уж говорить о поведении, то многие академические психологи до сих пор выходят из себя, услышав расхожее сравнение человеческой жизнедеятельности с неким театром (часто — абсурда). Но что уж туг поделаешь, ежели жизнь человека и впрямь сильно смахивает на некое весьма длинное театральное действо, в котором у каждого из нас есть свои роли (то, что мы привычно делаем), амплуа (то, как, по большому счету, мы делаем), главный сценарный план (то, что мы осуществляем в ходе всей нашей жизнедеятельности) и сценарии отдельных повторяющихся эпизодов (то, как мы действуем в привычных условиях и обстоятельствах).

И с точки зрения нейролингвистического программирования здесь все действительно довольно- таки просто. Ибо здесь мы имеем дело с весьма несложными бессознательными программками, реализующимися как сценарии поведения и действий в повторяющихся ситуациях повседневной жизни.

Имя этим сценариям легион, и не случайно энэлперы

• кто с иронией, а кто и с горечью — утверждают, что на 90% поведение человека является (всего- навсего) системой заученных последовательностей реакций, способов поведения и действий (разумеется, бессознательного плана).

Запускаются они уже известными вам триггерами, под которыми (напомню) подразумевается некоторый внешний или внутренний сигнал, как бы включающий соответствующую программу. А записаны все эти микросценарии (микро- потому, что у каждого есть вышеупомянутый главный ценарный план, а, точнее, Большой Сценарий Жизнедеятельности) в виде своеобразного внутреннего видео. Этаких видеоклипов, каковые мы не осознаем, ибо действуют они обычно ниже уровня осознания. Но которые четко и непреложно (и, как вы уже поняли, бессознательно), направляют и организуют наше поведение.



Все, хватит теории. Займемся практикой, дабы вы смогли убедиться, сколь легко можно исправлять наши, казалось бы, глубоко укоренившиеся способы действий.

Отделение контекста от поведения. Начнем мы с довольно простой процедуры избавления от неэкологичных действий и реакций, в которых в качестве вышеупомянутого триггера собственно условия и обстоятельства (контекст, как говорят, энэлперы), в которых ненужное поведение и возникает (потому что этим самым контекстом провоцируется и запускается). Например, мы привычно пьем (не воду, а водку!) «за компанию», или потому что «так надо», или «сам Бог велел», или просто буквально «влегаем» в нечто неэкологичное в неких повторяющихся ситуациях.

Так что поскольку ваше неэкологичное поведение здесь действительно почти «впечатано» или завязано в(на) некоторые условия и обстоятельства его (поведения) проявления, рекомендую вам данную — первую — психотехнологию изменения микросценариев: технику отделения контекста от поведения'.

Подумайте о своем неэкологичном поведении и прокрутите данное поведение как короткий фильм.

Увидьте в фильме, т.е. перейдите в диссоциированное состояние. И четко разделите себя и контекст. Для этого можете использовать любые различия —- размер, цвет, дистанция, прозрачность и т.п. Например, если картина черно-белая, увидьте себя в цвете. Если фильм далеко, увидьте себя близко.



Прокрутите фильм вперед с диссоциированным собой, движущимся на удвоенной скорости и контекстом, движущимся на половинной скорости (не

наоборот!). Вы увидите, что «приходите» к концу фильма раньше, чем появляется контекст, так что вам придется ждать, пока этот самый контекст не «приплетется» за вами.

Прокрутите фильм обратно с самим собой, движущимся на половинной скорости, и контекстом на удвоенной скорости (не наоборот!). На этот раз контекст придет к концу фильма раньше, чем вы.

Теперь прокрутите фильм обычным способом, чтобы проверить, есть ли изменения в ваших ощущениях.

Если изменений нет, проделайте это еще разтакже в диссоциированном состоянии и сделав себя больше, чем контекст.

Как отмечают Андреасы, люди, проделав это, обычно сообщают об ощущении типа «мозги перевернулись вверх дном». Именно поэтому они считают эту технику очень полезной для разрушения заякоренных связей типа «причина-следствие» (между контекстом и вами). Когда человек двигается на удвоенной скорости, стимулы появляются после его реакций на них, а следствия происходят до причины, что просто лишает их смысла. Так что вы можете использовать эту технику чтобы «стереть с доски» старые неприятные причинно-следственные связи, и «вмонтировать» какие-либо другие, более приятные.

Возможностей для применения данной процедуры существует множество. Например, отделение контекста от поведения я обязательно включаю в курс лечения бизнесменов-алкоголиков (и просто алкоголиков). Предлагаю им вспомнить все ситуации (контексты), в которых им приходится пить. Описать их — очень коротко — и на всякий случай даже как-то записать, дабы ничего не забыть. А после для каждой из них делаю отделения поведения от контекста, разрывая ассоциативную связь выпивания с ситуациями презентаций, посещения саун, визитов к девочкам и т.д. и т.п.

Хотите сказать, что вы то уж точно не алкоголик? Что ж, верю — и даже весьма. Но есть вас как- то затронула эта тема, значит вы уже не свободны от каких-то контекстов проявления вашей алкоголизации — ну, конечно же, только лишь начинающейся. Что ж, проработайте это — равно как и все другое или остальное, где вы так же не свободны в выборе своего поведения.

Усиление собственной мотивации. Что, не слишком хочется? Ну так я и знал. Потому что опять — какой уже раз! — столкнулся с главным парадоксом психокоррекции и психотерапии. Парадоксом, согласно которому самые что ни есть совершенные системы изменения человека «срабатывают» тогда (и только тогда), когда он либо хочет измениться, либо вынужден это сделать.

Что ж, поскольку вынуждать я никого не собираюсь, давайте озаботимся вашей мотивацией — и здесь, и вообще.

Скажите, наверное, прямо сейчас у вас есть нечто такое, чем следовало бы заниматься, но вы не делаете этого, потому что не хочется? Давайте, например, предположим, что это английский язык, учебник которого вот уже две недели лежит у вас на рабочем столе, вызывая всем своим видом позывы тошноты и рвоты. Раз так, давайте воспользуемся тем, что я назвал «упрощенной техникой создания мотивации».

Сядьте и с открытыми глазами в течении некоторого времени посмотрите на учебник, одновременно попробовав ощутить то, насколько же он (английский язык) вас «достали».

Закройте глаза и подумайте о любой ситуации, в которой вы чувствовали желание действоватьили любые другие хорошие чувства, которые вы хотели бы ощущать по отношению к English. Мысленно войдите в себя в этой ситуации и преисполнитесь всеми этими чувствами.

Теперь на 2-3 секунды откройте глаза, посмотрите на учебник и снова вернитесь к своим приятным воспоминаниям (здесь главное, чтобы приятные чувства у вас не успели полностью исчезнуть).

Откройте глаза и посмотрите на учебник 5-7 секунд, после чего опять вернитесь к тем самым чувствам.

Проделайте это еще несколько раз, всякий раз увеличивая «время рассмотрения», после чего выждав несколько минут проведите то, что в НЛП называется «поведенческой проверкой». Отвернитесь к стене или посмотрите в окно, расслабьтесь, успокойтесь, а после этого снова посмотрите на учебник. И отметьте свою реакцию и чувства.

Что, это подействовало? Естественно, потому что в нейролингвистическом программировании мы работаем как бы напрямую, изменяя опыт и психику человека безо всяких интерпретаторов и посредников, как это принято в «классической» психотерапии.

А теперь официально сообщаю вам, что техника создания мотивации, описанная в начале этого раздела, была намеренно упрощена. И являлась как бы своеобразной «популяризацией» более сложной (но и более эффективной в мотивационном плане) техники «шоколад леди Годива» (уж простите энэлперов за экзотическое название!). И чтобы «замотивировать» себя (на что угодно) с помощью этой психотехнологии, вам необходимо осуществить следующую последовательность действий (По: К. Андреас, С. Андреас. «Измените свое мышление — и воспользуйтесь результатами». С изменениями).

Мотивирующая картина. Создайте видимую из своих глаз картину некой вещи или деятельности, которой вы испытываете дикое желание наслаждаться (шоколад, к примеру). Быстро отставьте ее в сторону.

Картина задачи. Создайте картину самого себя (со стороны), делающего что-то, что вам нужно делатьда так что вы могли бы заодно и получить от этого удовольствие.

Экологическая проверка. Есть ли что-то в вас, что возражает против того, чтобы выполучали удовольствие, делая дело, относительно которого вы решили, что вам нужно его сделать? Если да, уговорить это что-то.

Техника зрачка.

Увидьте мысленным взором картину задачи

, с мотивирующей картиной прямо позади нее. Быстро откройте маленькое отверстие в центре картины 2), так чтобы вы могли видеть картину 1) через это отверстие. Заставьте отверстие быстро открыться до такой величины, чтобы вы могли получить полную чувственную реакцию на картину 1).

Б. Теперь быстро уменьшите отверстие, но лишь настолько быстро, чтобы при этом вы могли сохранить чувственную реакцию на картину 1).

Повторите шаги 4А и 4Б еще несколько раз, так быстро, как только можете. В результате надо соединить ощущения мотивирующей картины с картиной задачи.

Проверка. Посмотрите на картину задачи 2). Тянет ли вас к ней? Если нет, повторите шаг 4 или же вернитесь к предыдущим шагам, чтобы быть уверенным, что ваши элементы верны.

Психотехнология замены сценария. Впрочем, мы, на самом деле, немного отвлеклись от нашей главной темы: борьбы с нехорошими последовательностями. И сейчас к ней возвращаемся — посредством изучения нижеописанной и очень мощной психотехноло-

экологичное поведение (до срыва)

А вот теперь внимание: сейчас мы должны найти триггер«запускной» момент неэкологичного поведения. Для этого даже как бы увеличив фрагмент фильма непосредственно перед моментом срыва, обратить внимание на то, что перед этим самым срывом вы уже как-то знали, что сейчас сорветесь. Предчувствовали, что сейчас пойдете по накатанной дорожке. Так вот это самое предчувствие (хотя гии. Она тоже, так сказать, триггерная, но в отличии от техники отделения контекста от поведения триггером здесь выступают не внешние условия и обстоятельства, но нечто очень даже внутреннее. Некоторое предощущение или даже предмыслие того, что сейчас начнется, или пойдет нечто то, чего вы явно бы не хотели. Помните мультфильм, в котором собака, изгнанная из дома по причине старости и ненужности, договорилась с волком о своеобразной инсценировке похищения означенным хищником ребенка, коего эта собака героически «спасла»? Хозяева щедро отблагодарили пса, накормив его до отвала и даже, если мне не изменяет память, пригласили ее на праздничную трапезу в избу. Туда же пробрался и волк, каковой, однако, наевшись от пуза, начал предчувствовать, что сейчас наружу вылезет явно неэкологичная реакция воя (неуместная и просто невместная), и даже сообщил об этом и себе, и собаке вслух: «Сейчас спою». И в конце концов таки спел, и был изгнан в лес и лишен всех благ. Кажется, досталось и псу, но сейчас меня интересует не точное воспроизводство сюжета того давнего мультфильма, а то, что триггер, который вы обнаружите, должен полностью отвечать продемонстрированному в этой мудрой сказке критерию предощущения и «предмыслия» «Сейчас спою!»

Вообще же данная психотехнология — техника замены сценария — позволяет буквально переключить поведение человека (с одного неэкологичного варианта на девять (!) экологичных), используя при этом, что характерно, именно старый (неэкологичный) триггер. Делается она так.

Вспомните три ситуации своего неэкологичного поведенияразумеется, по очереди и так, чтобы в них обязательно присутствовач достаточно продолжительный отрезокдо начала этого самого поведения, каковое мы назовем срывом.

Разверните эту ситуацию как диссоциированный фильм (т. е. чтобы вы видели в нем себя) и мысленно просмотреть его, отметив момент, с которого «пошло» неэкологичное поведениепримерно так, как это изображено ниже.

неэкологичное поведение (после срыва)

иногда и предвидение и предслышание) и является триггером, запускающим ваше неэкологичное поведение. Обнаружьте этот триггер, но не старайтесь добиться полной его определенностиздесь куда более важно найти эту самую «кнопочку», нежели описать ее размеры, цвет и фактуру. В идеале у вас должно получится примерно следующее


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал