Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стремление к безоценочности






Часто студентов-психологов учат относиться к поведению других без всякой оценки. Да, это полезное качество для профессионала, но только до тех пор, пока оно остаётся на уровне профессиональной деятельности. Но стремление к безоценочности в личной жизни, может оказаться роковым для психолога. «Постепенно и незаметно для самого себя психолог может потерять понимание того, какие поступки людей в жизни он может принять как человек, а какие – нет, где он должен проявить терпимость, а где, наоборот, необходимо показать истинное неприятие гнев и раздражение».

 

8. «Синдром сгорания»

Эмоциональная насыщенность профессиональной деятельности приводит к повышенной раздражительности, перевозбуждению, тревожности, нервным срывам. Такие неустойчивые состояния психики получили названия эмоционального сгорания. Его следствием могут стать неудовлетворённость профессией, утрата перспектив профессионального роста, а так же разного рода профессиональные деструкции личности.

Эмоциональное сгорание, весьма специфично и заслуживает отдельного внимания, кроме того, их далеко не всегда вносят в категорию профессиональной деформации, т. к. они проявляются в основном в контексте профессиональной деятельности, а профессиональная деформация относится в основном к жизни вне работы. Некоторые даже считают сгорание нормальным и даже положительным процессом. Я придерживаюсь другого мнения, ибо то, о чём я скажу ниже, не может не оказывать влияния на непрофессиональные сферы жизни.

 

Психологическое сгорание – это такое изменение личностного отношения к предмету труда и к самому труду, которое приводит к утрате способности сопереживать и сочувствовать другому. Многим психологам, особенно начинающим, сложно отключиться от чувств и эмоций, которые охватывают их в процессе общения. Но ресурсы не бесконечны, и постепенно появляются и нарастают верные признаки сгорания: усталость, скука, раздражение. Причём, чем больше и лучше работать, тем выше эта опасность. При сгорании у психолога пропадает желание ходить на работу, а сама работа представляется скучной и не интересной. Общение с клиентом становиться серым, обыденным. Кажется, что тебе давным-давно всё ясно, что ты с первого слова знаешь, что клиент скажет через 2-3 минуты. При этом неизбежно возникают контрпереносы, когда проблемы клиентов проецируются на себя. У консультанта возникают негативные личные переживания и воспоминания, а скука, усталость и болезни – лишь защитная реакция человека. Возрастает количество ошибок при работе, пропадает желание «присоединиться» к клиенту и работа с ним проходит на интеллектуальном уровне.

 

Самое плохое, что психолог может не замечать, что он делает что-то не так. Находясь в таком психологическом состоянии, профессионал думает, что на самом деле оказывает необходимую помощь, причем очень даже квалифицированно.

 

Теперь попробуем разобраться в причинах профессиональной деформации.

1.

«Предпосылки развития профессиональной деформации коренятся уже в мотивах выбора профессии. Это как осознаваемые мотивы: социальная значимость, имидж, творческий характер, материальные блага, - так и неосознаваемые: стремление к власти, доминированию, самоутверждению» (З. Ф. Зеер).

 

Например:

Почти наверняка, сознание профессионала психолога подвергнется сильной деформации, если главным мотивом выбора этой профессии было желание научиться искусно, манипулировать другими людьми. Причём, наиболее опасной является ситуация, при которой этот мотив не осознаваем. Скорее всего, у такого профессионала будут развиваться авторитарные качества личности, влияние которых будет распространяться не только на его клиентов, но и на тех людей, которые взаимодействуют с ним вне профессиональной сферы.

 

2.

«Деструкция ожидания. Профессиональная реальность сильно отличается от представления, сформировавшегося у выпускника вуза. Могут возникнуть неудачи, а следствием последних станут различные отрицательные эмоции, которые часто ведут к разочарованию, инициируют развитие профессиональной дезадаптации личности» (З. Ф. Зеер).

 

3.

«В типичных условиях труда неизбежно появление стереотипов. Последние значительно помогают выполнять профессиональную деятельность. Но часто возникают нестандартные ситуации в действиях профессионала и тогда, механическое действие по стереотипу, становиться, по меньшей мере, некорректным» (З. Ф. Зеер).

 

4.

«Часто, особенно на ранних ступенях профессиональной работы психолог сталкивается со множеством «сложных» ситуаций вызывающих напряжённость, отрицательные эмоции, деструкцию ожиданий, и в этих случаях вступают в действие защитные механизмы психики: отрицание, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, отчуждение» (З. Ф. Зеер). А в сочетании с овладением психолого-психотерапевтического понятийного аппарата и терминологией всё это предоставляет психологу большие возможности для избегания трудных ситуаций и конструирования оправданий на все случаи жизни.

 

5.

Деформации обусловлены также и тем, что у каждого человека есть предел развития уровня образования и профессионализма. Он зависит от социально-профессиональных установок, индивидуально-психологических особенностей, эмоционально- волевых характеристик. Причинами образования предела развития могут стать психологическое насыщение профессиональной деятельностью, неудовлетворённость имиджем профессии, низкая зарплата, отсутствие моральных стимулов.

 

6.

Профессиональные акцентуации – чрезмерное усиление некоторых черт характера, а так же отдельных профессионально обусловленных свойств и качеств личности.

 

 

Конечно, мною были перечислены не все типы профессиональной деформации психолога, я лишь отметил наиболее с моей точки зрения важные и наиболее часто встречающиеся. Кроме них есть и другие, такие как:

 

• Гнёт профессиональных обязанностей – когда психолог чувствует на себе ответственность за психологические состояния других окружающих его людей.

• Чрезмерная требовательность к себе – выражается в том, что психолог чувствует обязанность быть гармонично развитым в психическом плане, не иметь никаких проблем, неприятных эмоций, внутриличностных конфликтов.

• Построение типологий – за долгое время работы, психолог для упрощения работы автоматически начинает относить людей к тому или иному типу, не придавая большого значения их индивидуальности. К тому же огромное влияние на образования этого вида деформации оказывают многочисленные типологии личностей описанные во многих книгах по психологии.

 

«Псевдонаучное обезличивание как ПД в работе психотерапевта состоит в том, что он ориентируется при взаимодействии с клиентом не на его живую жизнь, а на обобщённую схему – свою теорию, которой он пользуется для упорядочивания своего опыта» (Г. С. Абрамова).

 

Некоторые рекомендации по предотвращению деформации сознания психолога:

1. «Чтобы не потерять свою индивидуальность, не «исчезнуть» и не «раствориться» в недрах профессии, психолог в своей личной жизни, по-видимому, вынужден постоянно и внимательно прислушиваться к самому себе, к своим собственным чувствам и желаниям.» (Н.В. Понимая свою профессиональную роль необходимо сохранить так же и принятие самого себя как человека – со всеми своими достоинствами и недостатками.

2. Нужно стремиться быть «универсальным человеком», т. е. стремиться видеть не только то, что «заставляет» видеть профессия психолог, но и всего человека в комплексе, со всех его сторон, правильно учитывать все взаимосвязанные особенности человека и как индивида и как личности. Необходимо реализовывать индивидуальный подход к объекту труда, максимально полно познавать и учитывать их порой уникальные качества и свойства.

3. Жёсткая профессиональная обязанность идентифицироваться с внутренним миром других людей неизбежно приведёт к ПД, если у психолога отсутствуют некоторые важные качества иммунитета, например умение периодически разотождествляться от других, психически самоочищаться, во благо сохранения своего я.

 

Проблема профессиональной деформации является на сегодняшний день относительно малоизученной. И конечно для её изучения открываются широкие горизонты. Например, можно подробно исследовать профессиональную деформацию по месту работы (психологи, работающие в школе, в милиции, армии, преподающие в вузе, и т. д.). Или изучать ПД специалистов разных направлений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.