Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Муниципальная система
Под муниципальной системой оценки качества образования мы понимаем совокупность способов, средств и организационных структур для установления соответствия качества образовательной деятельности и оказываемых услуг потребностям личности, общества и государства. Целью муниципальной системы оценки качества образования является выстраивание механизма получения, обработки, хранения, предоставления и использования в управленческой практике информации как условия и базы для реализации процедур управления качеством образования на институциональном и муниципальном уровнях и с привлечением общественности. Основные задачи муниципальной системы оценки качества образования: — формирование единого концептуально-методологического понимания проблем качества образования и подходов к его измерению; — обеспечение единого образовательного пространства и решения проблемы выравнивания качества образования в различных образовательных учреждениях; — обеспечение вертикали в оценке качества образования за счет интеграции МСОКО с РСОКО и ОСОКО; — информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга муниципальной системы образования; — оценка уровня образовательных достижений обучающихся (воспитанников) в интересах расширения спектра образовательных услуг, включая систему дошкольного и дополнительного образования; — оценка качества образования на различных ступенях и уровнях применительно к образовательному учреждению; — определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям. Определены следующие объекты оценки МСОКО: — образовательные программы (включая образовательные программы, для которых не предусмотрены государственные образовательные стандарты), качество которых определяет конкурентоспособность образовательного учреждения и образовательной системы в целом; — образовательные учреждения всех типов и видов и структуры, обеспечивающие образовательный процесс и процесс управления и реализующие спектр образовательных программ; — индивидуальные образовательные достижения обучающихся как показатель реализации образовательных программ, результатов работы образовательных учреждений и качества управления. Для реализации МСОКО используются процедуры, которые объединены в две группы: — процедуры контроля: государственная (итоговая) аттестация выпускников и промежуточная аттестации обучающихся, контрольная деятельность, аттестация педагогических и руководящих работников; — процедуры оценки качества образования: статистическое наблюдение за деятельностью образовательных учреждений, мониторинг качества образования, независимая оценка качества образования, рейтинг образовательных учреждений, портфолио муниципальной системы образования (образовательного учреждения), оценка и анализ управления качеством образования, самообследование образовательных учреждений по качеству образования. рганизация МСОКО предполагает активное использование всех существующих организационных структур, вместе с тем выделяются специфические звенья и должностные единицы, ориентируемые на целевые функции, специальные задачи, а также на формируемую модель организационной структуры РСОКО. Данные структурные подразделения формируют единые концептуальные подходы к оценке качества образования, муниципальную нормативную правовую базу, координируют работу подведомственных структур, обеспечивающих разработку механизмов выявления социального заказа, критериальных показателей оценки качества образования, диагностику, оценку и мониторинг в сфере образования, обеспечивают реализацию процедур контроля и оценки качества образования, координируют работу образовательных учреждений, определяют состояние и тенденции развития, на основе которых принимаются управленческие решения по совершенствованию качества образования в муниципальной образовательной системе.
Второй уровень МСОКО представлен муниципальными образовательными учреждениями города Ноябрьска всех типов и видов. В образовательных учреждениях могут создаваться и функционировать службы (отдельные специалисты) по вопросам мониторинга и оценки качества образования: уполномоченные (координаторы) по качеству, группы по проведению самообследования по качеству, службы психологического сопровождения (по усмотрению образовательного учреждения). На уровне МОУ обеспечивается управление качеством образования, разработка образовательных программ с учётом социального заказа. Образовательные учреждения разрабатывают методики оценки качества образования, принимают управленческие решения по результатам оценки качества образования на уровне ОУ. Функционирование общественных городских объединений (муниципальный общественный совет по развитию системы образования города Ноябрьска, управляющие советы, городские методические объединения и т.п.) способствует реализации механизмов общественно-профессиональной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки качества образования. Общественные городские объединения принимают участие в формировании информационных запросов основных показателей, характеризирующих состояние и динамику развития образовательного учреждения, муниципальной системы образования; принимают участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения. Оценка качества образования осуществляется на основе системы показателей и параметров, отражающих основные аспекты качества образования (качество результатов, качество условий и качество процессов). Используемая для оценки качества образования система критериальных показателей сопоставима с федеральными и региональными аналогами.
Сочетание характеристик образовательной системы, критериальных показателей и индикаторов, выбор соответствующих оценочных процедур, определение источников получения информации и уровня оценки качества образования (региональный, муниципальный, институциональный), циклограмма сбора, обработки и анализа информации образуют систему управления качеством образования на муниципальном уровне. Вышеперечисленные направления являются едиными основополагающими для системы управления качеством, параметрической модели, мониторинга качества образования, т.е. все процессы, включённые в систему управления, подлежат непрерывному наблюдению по заданным показателям и параметрам. Объектами мониторинга являются: — структурные элементы образовательных систем (ученик, педагог, класс, параллель, ОУ); — компоненты образовательного учреждения (условия, организация, содержание образования, результаты); — характеристики коммуникативных процессов (взаимоотношения учитель — ученик, ученик — ученик, учитель — администрация); — другие процессы (процессы функционирования, развития, взаимодействия с социумом). Функционирование МСОКО ориентирует руководителей органов управления образованием, в том числе руководителей образовательных учреждений, на использование результатов оценки качества образования при принятии управленческих решений.
54.. Положения о внутренней системе оценки качества образования в образовательном учреждении. Внутренняя система оценки качества образования представляет собой деятельность по информационном уобеспечению управления образовательным учреждением, основанную на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников образовательного учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором, в том числе педагогических работников, работющих по совместительству. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников образовательного учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором, в том числе педагогических работников, работющих по совместительству. Внутренняя система оценки качества образования ориентирована на решение следующих задач: Систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в образовательном учреждении для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата.· Максимального устранения эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательного процесса по достижению соответствующего качества образования.· Оценка качества образования осуществляется посредством: Лицензирования; · Аккредитации; · Государственной (итоговой) аттестации выпускников; · Системы внутришкольного контроля; · Мониторинга качества образования.· 1.7. В качестве источников данных для оценки качества образования используются: Образовательная статистика; · Промежуточная и итоговая аттестация; · Мониторинговые исследования; · Социологические опросы; · Отчеты работников школы; · Посещение уроков и внеклассных мероприятий· . 2. Основные цели, задачи и принципы внутренней системы оценки качества образования.
2.1. Внутренняя система оценки качества образования ориентирована на решение следующих задач: Систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в образовательном учреждении для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата.· Максимального устранения эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательного процесса по достижению соответствующего качества образования.· 2.2. Цели внутренней системы оценки качества образования: Формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в школе; · Получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; · Предоставления всем участникам образовательного процесса и общественной достоверной информации о качестве образования; · Принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений; · Прогнозирование развития образовательной системы школы.· 2.3. В основу ВСОКО положено следующие принципы: Объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; Реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания; · Открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования; · Доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; · Рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышение потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; · Оп·тимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования; Инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); · Минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными показателями; · Взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости; · Соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе.·
3. Организационная и функциональная структура всоко. 3.1. Организационная структура, занимающаяся внутришкольной оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию школы, педагогический совет, методический совет, методические объединения учителей-предметников, временные консилиумы (педагогический консилиум, творческие группы и т.д.). 3.2. Администрация школы: Формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО школы и приложений к ним, утверждает приказом директора школы и контролирует их выполнение; · Разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования школы, участвует в этих мероприятиях; · Обеспечивает на основе образовательной программы проведение в школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; · Организует систему оценки качества образования, осуществляет сбор, обработку, хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы; · Организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования; · Обеспечивает условия для подготовки работников школы по осуществлению контрольно-оценочных процедур; · Обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы школы за учебный год, публичный доклад и т.д.); · Принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.· 3.3. Методический совет и методические объединения учителей-предметников: Участвуют в разработке методики оценки качества образования; участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы; · Участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов школы; · Содействуют проведению подготовки работников школы по осуществлению контрольно-оценочных процедур; · Проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию; · Готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне школы.· 3.4. Педагогический совет: Содействует определению стратегических направлений развития системы образования в школе; · Принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования школы; · Принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования; · Принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации учебного процесса в школе; · Участие в оценке качества и результативности труда работников школы; · Содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; · Принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в школе; · Принимает решение о перечне учебных предметов, выносимых на промежуточную аттестацию.· 4. Содержание всоко Оценка качества образования осуществляется по следующим направлениям: 1. Качество образовательных результатов: предметные результаты обучения (включая внутреннюю и внешнюю диагностики, в том числе ГИА обучающихся 9, 11х классов); · метапредметные результаты обучения (включая внутреннюю и внешнюю диагностики); · личностные результаты (включая показатели социализации обучающихся); · здоровье обучающихся (динамика); · достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах; · удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов; · профессиональное самоопределение обучающихся.·
2. Качество реализации образовательного процесса: основные образовательные программы (соответствие требованиям ФГОС (ФКГОС); · рабочие программы по предметам УП· качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися; · реализация учебных планов и рабочих программ (соответствие ФГОС и ФКГОС); · программы внеурочной деятельности · качество внеурочной деятельности (включая классное руководство); · удовлетворённость учеников и родителей уроками и условиями в школе; · адаптация обучающихся к условиям школьного обучения и при переходе на следующий уровень образования.· 3. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс: информационно-развивающая среда; · материально-техническое обеспечение; · санитарно-гигиенические и эстетические условия; · медицинское сопровождении; · использование социальной сферы микрорайона и города; · психологический климат в образовательном учреждении; · организация питания; · кадровое обеспечение; · общественно-государственное управление (Совет школы, педагогический совет, родительские комитеты, ученическое самоуправление); · документооборот и нормативно-правовое обеспечение.· Тема 10. Проектирование системы оценки качества образования в оу 55.Соко как предмет проектирования. Компоненты соко. 1. Компоненты СОКО: целевой, содержательный, процессуальный, организационый, результативный. Система оценки качества образования включает следующие компоненты: · целевой компонент (цель); · содержательный компонент; · процессуальный компонент; · организационный компонент; · результативный компонент (результат). Все компоненты СОКО взаимосвязаны и взаимообусловлены.
|