Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задание 2. Какие стратегии (эпистемические и метадискурсивные) представлены в приведенном ниже коммуникативном событии?
Учитель: Тема нашего урока определена, но не до конца. Тема «Сказуемое». Обратите внимание, пожалуйста, на сказуемые в этих трех предложениях. Назовите мне все три сказуемых. Ученица. Зеленеет, цветет, веселится. Учитель: Зеленеет, цветет, веселится – однородные сказуемые. Второе. Ученики: Был построен. Учитель: Был построен. Ученики: Хотел рассказать. Учитель: Хотел рассказать. Одинаковые ли они? Ученики: Нет. Учитель: Чем они различаются? Ученица. Временами. Учитель: Так. Временем. Давайте посмотрим: настоящее, прошедшее. прошедшее. Значит второе и третье не отличаются по времени? Ученики: Нет. Учитель: Но первое с этими двумя отличается. Хорошо. Еще чем отличается? Ученица: Построением. В первом однородные… Учитель: Так, в первом однородные. Правильно. В первом однородные. Во втором и в третьем нет однородных, да? Еще чем отличаются? Даша. Ученица: В первом состоит из одного слова, во втором и третьем – из двух. Учитель: Хорошо. Из одного слова и из двух. А еще чем? Вот как вы думаете? А еще на построение посмотрите внимательно. Ученица: Выражены разными частями речи. Во втором предложении «построен» ‑ краткое причастие, а остальные слова – глаголы. Учитель: Умница! Давайте по всему, что мы с вами сказали, составим небольшую схему. Итак, сказуемые у нас бывают… Когда из одного слова – какие? Ученики: Простые. Учитель: Простые и … когда из двух слов и более… Ученики: Составные. Учитель: Сложные или составные. Простые сказуемые чем выражены? Ученики: Глаголом. Учитель: Значит, как их можно назвать? Образуйте прилагательное от слова глагол. Ученики: Глагольные. Учитель: Глагольные. А составные у нас какие могут быть? Ученики: Тоже глагольные Учитель: Тоже глагольные. Согласна. И… Ученик: Причастные. Учитель: Причастие ‑ это у нас что? Ученик: Образуется от глагола. Учитель: А именем мы можем назвать его? Ученики: Да. Учитель: Значит, можно сказать: именные сказуемые. Итак, мы с вамизанесли сюда три вида сказуемых. Как вы думаете, с какого вида мы начнем с вами изучение сказуемых? Ученики: С простого. Учитель: Итак, до конца допишем тему нашего урока. Какая тема? Ученики: Простое глагольное сказуемое.
Задание 3. Охарактеризуйте коммуникативно-прагматические стратегии учителя и учащихся. Как выражается явное коммуникативное намерение школьницы – оттянуть время от начала работы, и скрытое, истинное намерение – самоутверждение через повышение авторитета в группе одноклассников? Удалось ли ученице спровоцировать педагога на ответную вербальную агрессию, т. е. достичь своей цели? Назовите жанры речи педагога и школьницы. Учитель раздает индивидуальные задания:...Это будут… Симакова Катя… Ученица (недовольно перебивает): А что я-то?! Учитель (не обращая внимания и не повышая тона): Так, разговоры все прекратили. Катя, тебе сделать замечание еще одно? Ты работаешь, у тебя есть задание! Ученица (ворчливо препираясь): Я знаю! Учитель (начинает возмущаться): Так, ты находишься на уроке! Веди себя, пожалуйста, приличнее! Класс выполняет задание. Через некоторое время появляется нерабочий шум, смех Кати… Учитель (медленно, устало, растягивая слова): Так, но только болтать все давно уже перестали! Ка-а-тя, я делаю тебе после-е-днее замечание! Болтать перестань! Ученица (раздраженно): Да я не болтаю! Учитель (возмущенно): И хамить ТОЖЕ перестань!
|